Тема: Договорные взаимоотношения.
- Понятие и виды договоров.
- Основные разделы договоров.
- Ответственность за неисполнение договора.
Субъекты предпринимательской деятельности строят взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и гражданами на основе договоров.
Договор – это документ, удостоверяющий соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей.
Договор – форма документального закрепления партнерских связей.
В мировой практике договоры получили название контрактов (от англ. contract – договор, соглашение).
Договоры могут заключаться в устной, простой письменной либо в нотариальной форме.
Договоры бывают:
- реальные и консенсусные;
- односторонние и многосторонние;
- имущественные и неимущественные (договор о намерениях);
- гражданско-правовые и трудовые;
- внешнеэкономические и внутренние.
Нас будут интересовать, прежде всего, договоры гражданско-правовые, т.к. именно они используются предприятиями в их предпринимательской деятельности.
Гражданский кодекс Украины предусматривает следующие типы договоров:
- купли-продажи;
- мены (бартера);
- дарения;
- поставки;
- гос. закупки сельхозпродукции (контрактации);
- имущественного найма;
- найма жилого помещения;
- безвозмездного пользования имуществом;
- подряда;
- подряда на капитальное строительство;
- перевозки;
- гос. страхования;
- займа;
- расчетных и кредитных отношений;
- поручения;
- комиссии;
- хранения;
- пожизненного содержания.
Помимо перечисленных выше существуют и иные договоры, широко используемые на практике. (договор залога, договор страхования, договор аренды, инвестиционный договор, учредительный договор, договор на оказание брокерских услуг).
Договоры между предпринимателями совершаются в письменной форме и должны содержать следующие обязательные разделы:
- полное наименование сторон и должностных лиц;
- предмет договора;
- цену и сумму;
- обязательства сторон;
- сроки исполнения;
- условия платежей и способ расчета;
- упаковка и маркировка;
- сертификаты (качества, возвратной тары и т.д);
- техническую документацию;
- способ доставки, периодичность поставок;
- гарантии (сроки гарантийного обслуживания, сроки ремонта и замены);
- санкции;
- страхование, форс-мажор;
- условия долгосрочного расторжения договора;
- прочие условия;
- порядок рассмотрения споров (арбитражный суд и т.д.);
- реквизиты (банковские, почтовые, отгрузочные);
- подписи и печати;
- приложения (спецификации, графики отгрузки, расчеты и т.д.).
Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств и условий договора. Однако они не должны противоречить закону, в противном случае применяется норма закона.
Обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок.
Неисполнение договорных обязательств может проявляться в различных формах (непоставка, просрочка поставки, недопоставка в срок, недостача товара, поставка товара ненадлежащего качества или комплектности).
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору нарушитель несет ответственность, выражающуюся в том, что он:
1.выплачивает штрафные санкции (неустойку, штраф, пеню);
2.возмещает убытки;
3.оплачивает судебные издержки.
Штрафные санкции – это имущественная ответственность сторон. Бывает трех видов:
Неустойки – это разовые платежи в % от стоимости товаров (работ, услуг). Например, за просрочку срока поставки продукции поставщик выплачивает покупателю неустойку в размере 5% от стоимости непоставленной в срок продукции.
Пеня – это процентное начисление за каждый день просрочки платежа. Размер пени рассчитывается от суммы просроченного платежа, например, 1,2,5,10% за каждый день просрочки платежа.
Штраф – это разовый платеж в твердой денежной сумме и накладывается за какое-либо однократное (или повторное) нарушение условий договора.
В случае неисполнения обязательств виновный обязан возместить убытки (ущерб).
К убыткам (ущербу) пострадавшего относятся:
- утрата или повреждение имущества;
- неполученные доходы, которые можно было получить, если бы обязательство было выполнено (упущенная выгода)
- расходы из-за простоя оборудования (производства) и т.д.
Кроме того, предусмотрено также возмещение морального ущерба пострадавшему (потеря репутации, клиентуры и т.д.)