Тема: Договорные взаимоотношения.

  1. Понятие и виды договоров.
  2. Основные разделы договоров.
  3. Ответственность за неисполнение договора.

Субъекты предпринимательской деятельности строят взаимоотношения с другими предприятиями, организациями и гражданами на основе договоров.

Договор – это документ, удостоверяющий соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей.

Договор – форма документального закрепления партнерских связей.

В мировой практике договоры получили название контрактов (от англ. contract – договор, соглашение).

Договоры могут заключаться в устной, простой письменной либо в нотариальной форме.

Договоры бывают:

  • реальные и консенсусные;
  • односторонние и многосторонние;
  • имущественные и неимущественные (договор о намерениях);
  • гражданско-правовые и трудовые;
  • внешнеэкономические и внутренние.

Нас будут интересовать, прежде всего, договоры гражданско-правовые, т.к. именно они используются предприятиями в их предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс Украины предусматривает следующие типы договоров:

  • купли-продажи;
  • мены (бартера);
  • дарения;
  • поставки;
  • гос. закупки сельхозпродукции (контрактации);
  • имущественного найма;
  • найма жилого помещения;
  • безвозмездного пользования имуществом;
  • подряда;
  • подряда на капитальное строительство;
  • перевозки;
  • гос. страхования;
  • займа;
  • расчетных и кредитных отношений;
  • поручения;
  • комиссии;
  • хранения;
  • пожизненного содержания.

Помимо перечисленных выше существуют и иные договоры, широко используемые на практике. (договор залога, договор страхования, договор аренды, инвестиционный договор, учредительный договор, договор на оказание брокерских услуг).

Договоры между предпринимателями совершаются в письменной форме и должны содержать следующие обязательные разделы:

  • полное наименование сторон и должностных лиц;
  • предмет договора;
  • цену и сумму;
  • обязательства сторон;
  • сроки исполнения;
  • условия платежей и способ расчета;
  • упаковка и маркировка;
  • сертификаты (качества, возвратной тары и т.д);
  • техническую документацию;
  • способ доставки, периодичность поставок;
  • гарантии (сроки гарантийного обслуживания, сроки ремонта и замены);
  • санкции;
  • страхование, форс-мажор;
  • условия долгосрочного расторжения договора;
  • прочие условия;
  • порядок рассмотрения споров (арбитражный суд и т.д.);
  • реквизиты (банковские, почтовые, отгрузочные);
  • подписи и печати;
  • приложения (спецификации, графики отгрузки, расчеты и т.д.).

Предприятия свободны в выборе предмета договора, определении обязательств и условий договора. Однако они не должны противоречить закону, в противном случае применяется норма закона.

Обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок.

Неисполнение договорных обязательств может проявляться в различных формах (непоставка, просрочка поставки, недопоставка в срок, недостача товара, поставка товара ненадлежащего качества или комплектности).

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору нарушитель несет ответственность, выражающуюся в том, что он:

1.выплачивает штрафные санкции (неустойку, штраф, пеню);

2.возмещает убытки;

3.оплачивает судебные издержки.

Штрафные санкции – это имущественная ответственность сторон. Бывает трех видов:

Неустойки – это разовые платежи в % от стоимости товаров (работ, услуг). Например, за просрочку срока поставки продукции поставщик выплачивает покупателю неустойку в размере 5% от стоимости непоставленной в срок продукции.

Пеня – это процентное начисление за каждый день просрочки платежа. Размер пени рассчитывается от суммы просроченного платежа, например, 1,2,5,10% за каждый день просрочки платежа.

Штраф – это разовый платеж в твердой денежной сумме и накладывается за какое-либо однократное (или повторное) нарушение условий договора.

В случае неисполнения обязательств виновный обязан возместить убытки (ущерб).

К убыткам (ущербу) пострадавшего относятся:

  • утрата или повреждение имущества;
  • неполученные доходы, которые можно было получить, если бы обязательство было выполнено (упущенная выгода)
  • расходы из-за простоя оборудования (производства) и т.д.

Кроме того, предусмотрено также возмещение морального ущерба пострадавшему (потеря репутации, клиентуры и т.д.)

Наши рекомендации