Основы гидрографического дешифрирования

1. Гидрографическое дешифрирование необходимо выполнять в определенной последовательности, начиная его с местности, прилегающей к долине водоема, продолжая на пойме и кончая руслом. Такая последовательность дает возможность, не разбрасываясь по всему снимку, постепенно получать сведения, необходимые для гидрографического описания водоема.

2. Сведения о рельефе, растительности и грунтах коренного берега представляют вспомогательный материал при гидрографическом дешифрировании.

Дешифрирование коренного берега начинают с определения характера рельефа, основным демаскирующим признаком которого является контраст в освещении теневых и солнечных его сторон, так как овраги, обрывы, крутые склоны, имеющие различную освещенность, дают представление о рельефе. Дешифрирование рельефа производится, как правило, по стереоскопической паре перекрывающихся между собой смежных снимков.

3. Дополнительным демаскирующим признаком, по которому дешифрируются характерные формы рельефа, является растительность, которая в своем видовом составе резко изменяется при переходе от одних форм рельефа к другим. В пониженной части рельефа, как правило, преобладает влаголюбивая растительность, а в повышенной - суходольная. Влаголюбивая растительность дает более темное изображение, чем суходольная. Кустарники обычно растут на поймах, склонах долины и они характеризуют затопляемость и дают возможность установить границы разлива.

Луга на снимках имеют бесструктурный серый рисунок, а в период сенокоса они дешифрируются наличием стогов сена. Луга, имеющие большую влажность, изображаются на аэроснимках более темным тоном, чем луга сухие.

Засеянные поля и огороды отличаются от лугов мелкой структурностью рисунка. Очертания их границ обычно имеют правильные геометрические формы: общий тон полей значительно светлее лугов.

4. При дешифрировании поймы прежде всего устанавливаются ее границы. Граница затопления дешифрируется на пойме характерной влаголюбивой, сочной и густой растительностью, изображающейся более темным тоном. Берега, не подвергающиеся затоплению, обычно изобилуют суходольной растительностью или лесом дающим более светлый тон изображения.

5. Микрорельеф поймы отчетливо выделяется на аэроснимках белыми пятнами обнаженных грунтов. При просмотре этих пятен через стереоскоп отчетливо выделяется характер микрорельефа, образованного многолетней эрозионно-аккумулятивной деятельностью реки.

6. Изменение направления русла, вызываемое многолетней деятельностью реки, оставляет свой след на поверхности земли в виде староречий. Эти следы старых русел, действующих и отмерших, создают специфическую особенность пойменного рельефа, облегчающую ее дешифрирование.

7. Береговой вал обычно дешифрируется на аэроснимках под стереоскопом, при этом он представляется приподнятой осветленной полоской, расположенной у бровки берега.

Под стереоскопом отчетливо вырисовывается характер берега, особенно при отсутствии на нем растительности. Высоту крутых и отвесных берегов можно определить по характеру и длине отбрасываемой ими тени.

Подмываемые берега, обычно глинистые, имеют мягкую, выпуклой формы бровку с небольшой крутизной вблизи уреза воды. Глинистая почва характеризуется густой кустарниковой растительностью.

Берега, образованные скалистыми породами, всегда крутые, изрезанные и имеют бедный растительный покров. У подножья таких берегов часто отмечаются нагромождения породы вследствие разрушения склонов. Песчаный берег имеет белый тон.

8. Урезы воды обычно отчетливо выражаются на аэроснимках и поэтому легко дешифрируются. Когда урез воды плохо различим из-за падающей на него тени от берегов или наличия камышей и осоки, его границы определяются просматриванием снимков под стереоскопом при положительном и отрицательном стереоэффекте.

9. Основной задачей гидрографического дешифрирования является определение характера глубин по аэроснимкам. Основным демаскирующим признаком в этом случае является тон изображения. Более глубокие места водоема имеют более темный тон. Мелкие места реки (отмели, косы, перекаты, побочни и др.) имеют более светлый тон. До определенной глубины, обусловленной рядом таких факторов, как прозрачность воды, цветность дна и освещенность, подводный рельеф отчетливо просматривается на аэроснимках. Темный тон является одним из признаков для дешифрирования судового хода.

10. Плавучая обстановка (вехи, бакены, буи) дешифрируется хорошо на снимках масштаба 1:5000 и крупнее. На более мелких масштабах знаки плавучей обстановки дешифрируются по характерным бурунам, создаваемым течением.

11. Береговая обстановка (сигнальные мачты, перевальные столбы, створные знаки) дешифрируются по отбрасываемым ими теням, так как их плановое изображение на снимках имеет очень малые размеры.

12. Основными препятствиями для судоходства являются мели и осередки, которые демаскируются более светлыми тонами. Если на мелях и осередках находятся камни, то они также будут резко выделяться на фоне песка контуром более темного цвета. Пороги на аэроснимках - по светлому тону вспененной поверхности воды.

13. Признаком, демаскирующим карчи, является характерное изображение расходящихся струй течения.

Затонувшие суда, баржи и другие препятствия, опасные для судоходства, демаскируются более темным тоном изображения.

14. Демаскирующими признаками, дающими возможность определить направление течения реки, являются следующие характерные особенности ее изображения:

- направление притоков, впадающих в реку, которые, как правило, образуют острый угол с направлением течения;

- грушевидная форма островов и подводных кос, заостренная часть которых всегда обращена вниз по течению;

- форма заструг с концевой заостренной частью, направленной вниз по течению;

- расположение гидротехнических сооружений (шлюзы, плотины), по которым отчетливо выявляется верхний и нижний бьефы;

- плавучие средства - пароходы, катера, лодки, стоящие на якоре или швартовых, всегда обращенные вверх по течению носовой частью.

15. Скорость течения можно определить по плывущим по реке предметам, льдинам и т.д., имея непрерывный аэрофильм, на снимках которого зафиксировано время экспозиций.

16. Мосты, как правило, дешифрируются без особого затруднения, так как их изображение в виде белой полоски, пересекающей реку, непосредственно просматривается на снимке, причем конструкцию моста хорошо демаскирует его тень.

17. Паромные переправы также сравнительно легко дешифрируются, так как они демаскируются наличием парома, опознаваемого на снимке, а также наличием причалов, расположенных на противоположных берегах реки, Кроме того, паромные переправы обычно демаскируются дорогами, подходящими к причалам.

Лодочные переправы демаскируются пешеходными тропинками, подходящими к берегам. При внимательном просмотре через лупу можно различить и лодки.

18. Броды на реках опознаются по дорогам и тропинкам, подходящим к урезу воды с обоих берегов. Броды обычно проходят по участкам с наименьшими глубинами, которые приурочиваются к перекатам в отличие от лодочных и паромных переправ, которые устраиваются на плесовых участках.

19. Искусственные и выправительные сооружения на реках (дамбы, плотины, плетни, туры и др.) дешифрируются без особых затруднений.

20. Порты и пристани с присущими им сооружениями, подъездные пути, погрузочно-разгрузочные механизмы и сооружения, складские помещения, емкости для хранения горючего - все это без затруднения просматривается на аэроснимках.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

(справочное)

Наши рекомендации