Расчистка дорожной полосы.
До начала основных работ по сооружению земляного полотна вся отведенная для него полоса, а также площадки за её пределами, предназначенные для размещения сосредоточенных резервов, карьеров, временных дорог, постоянных и временных сооружений должны быть расчищены от леса, кустарника, пней, крупных камней и других предметов, мешающих выполнению работ.
Расчистку дорожной полосы целесообразно выполнять поточным методом в такой последовательности: срезка кустарника и мелкого леса; удаление камней; валка деревьев; очистка стволов от сучьев; вывозка стволов; уборка срезанных сучьев; корчевка пней и их уборка; засыпка ям, оставшихся после корчевки.
Расчистку производят, руководствуясь следующими ведомостями технического проекта: а). дорожной полосы (рис.4.1); б). рубки леса и корчевки пней; в). строений, подлежащих сносу; г). переноса линий связи и электропередачи.
Работы по расчистке дорожной полосы разделяются на зимние и весенние. Зимой обычно производят валку, трелевку и вывозку леса, когда снижается темп основных дорожно-строительных работ и освобождается часть дорожных машин, транспортных средств и рабочей силы. Пни и кустарники корчуют весной. При мёрзлых грунтах процесс корчёвки менее эффективен, снижается производительность работ и обрывается часть корней. Весной дополнительно приходится вычесывать оставшиеся корни деревьев.
В настоящее время деревья, кустарник и валуны удаляют в минимально необходимых размерах, в пределах площадок, которые будут непосредственно заняты для строительства постоянных и временных зданий и сооружений. На остальной части дорожной полосы ограничиваются выборочным их удалением в соответствии с требованиями эстетики автомобильных дорог и лесоохранных органов.
На сырых и заболоченных участках лес вырубают и для осушения грунтов, что выполняется в соответствии с проектом. Если участок подвержен снежным заносам, с наветренной стороны (направления господствующих ветров зимой) оставляют защитные полосы леса и кустарника.
Кустарник и мелкий лес целесообразно срезать до валки крупного леса. Это обеспечивает удобство и безопасность последующих работ. В отдельных случаях, чтобы предупредить возможность повреждения рабочих органов кусторезов, предварительно спиливают деревья диаметром более 30,0 см и убирают их, а также убирают бульдозером крупные камни.
Рис. 3.15. Схема определения положения точки на кривой способом прямоугольных координат.
Рис. 3.16. Схема детальной разбивки круговой
кривой способом прямоугольных координат.
Рис. 3.I8. Схема восстановления перпендикуляра к середине хорды методом линейной засечки.
Рис. 3.17. Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке трассы:
1 – выносные столбы с отметками; 2 - пикеты; 3 – граница полосы отвода; К – касательная к кривой.
Рис 3.20. Построение нормали
на кривой с помощью теодолита.
Рис. 3.19. Построение угла между
начальной хордой и нормалью к кривой.
Рис. 4.1. График занижаемых земель:
____________ - граница постоянной полосы отвода;
--------------------- - граница временной полосы отвода.