Ситуационная задача для аудиторного обсуждения со студентами. Покупатель приобрел телевизор японского производства во всеукраинской торговой сети "АVI"
Покупатель приобрел телевизор японского производства во всеукраинской торговой сети "АVI". При покупке товара в нормативных документах не было указано срок службы товара, также не было никакой дополнительной договоренности между потребителем и продавцом.
Прошло полтора года. Покупатель сменил место жительства и вместе со своим имуществом переехал в другой области. Через 2 месяца телевизор перестал работать. Покупатель обратился к продавцам-консультантам торговой сети "AVI" по новому месту жительства с требованием наладить приобретенный им товар. Но ему отказали в помощи и посоветовали обратиться в частную фирму, которая специализируется на ремонте электронной и бытовой техники.
Студенту предоставить обоснованное решение в соответствии с настоящим законодательства, ответив на следующие вопросы:
1. Правомерны ли действия продавцов-консультантов?
2. Имеет ли покупатель право на техническое обслуживание телевизору в данной ситуации? Докажите свою точку зрения соответствующей статьей Закона Украины "О защите прав потребителей".
3. Имел ли право покупатель требовать технического обслуживания товара не в том магазине, где товар был приобретен?
4. предусмотренный законодательством штраф за отказ покупателю? Если "да", то как он должен быть распределен? Если "нет", то какая статья Закона "О защите прав потребителей" об этом говорит?
5. Какие права имеет покупатель в этой ситуации и как он должен себя вести, согласно вышеуказанного Закона?
Контрольные и проблемные вопросы для обсуждения
1. Дать определения стандартизации и сертификации.
2. Дать определение техническому регулированию. Краткое описание его задач.
3. Что создает Госстандарт России в пределах своей компетенции?
4. Назовите основные разделы Закона «О защите прав потребителей»?
Семинар 9
Тема курсу: Л-УККС-7. Техническое регулирование в обеспечении качества и конкурентоспособности.
Тема заняття: Особенности организации управления качеством на предприятии. Функциональная схема управления качеством.
План
Понятие и принципы технического регулирования
9.2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
Термины и определения
Техническое регулирование - это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, храпения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Контрольные и проблемные вопросы для обсуждения
1 Что такое технический регламент?
2 Основные принципы разработки технических регламентов?
3. Кто осуществляет контроль за соблюдением требований технических регламентов?
Семинар 10
Тема курсу: Л-УККС-8. Метрология и обеспечение качества и конкурентоспособности. Нематериальные ресурсы в обеспечении качества и конкурентоспособности.
Тема заняття: Роль нематериальных ресурсов в обеспечении качества и конкурентоспособности.
План
10.1. Понятие метрологии
10.2. Виды и средства измерений
10.3. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений
10.4. Нематериальные ресурсы в обеспечении конкурентоспособности предприятия
10.5. Патентная чистота и патентоспособность продукции
10.6. Товарные знаки в обеспечении качества и конкурентоспособности товаров
Термины и определения
Авторское право - распространяется на произведения науки, литературы, искусства, которые являются результатом творческого, интеллектуального труда. В отличие от патентов авторские права защищают не сами идеи, а форму, в которой они выражены (например, идеи, изложенные в научной публикации, могут быть воспроизведены в работах других авторов со ссылками на первоисточник).
Аттестация методик (методов) измеренийпредставляет собой исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям.
Базы данных- объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Деловая репутация предприятия (good will)- стоимостная категория, представляющая разницу между стоимостью фирмы как целостного единого имущественно-финансового комплекса и стоимостью всех ее активов. Основными факторами, се определяющими, являются качество выпускаемой продукции, эффективность деятельности, высокая платежеспособность, квалифицированный персонал, культура обслуживания клиентов, порядочность руководства и т.п.
Зарегистрированные модели (полезные модели) - зарегистрированные инновационные устройства в области механики.
Измерение - совокупность операций, которые выполняются с помощью специального технического средства, хранящего единицу величины, позволяющего сопоставить измеряемую величину с ее единицей и получить значение этой величины.
Коммерческие секреты- намеренно скрываемые фирмой сведения в различных направлениях ее деятельности (технологическом, производственном, организационном, маркетинговом, интеллектуальном и т.н.), представляющие интерес для конкурентов.
Метрология - паука об измерениях, методах, средствах обеспечения измерений и требуемой точности измерений.
Метрологическая экспертиза - это анализ и оценка правильности установления и соблюдения метрологических требований применительно к объекту, подвергаемому экспертизе. Метрологическая экспертиза проводится в обязательном (обязательная метрологическая экспертиза) или добровольном порядке.
Патентная чистотапродукции отражает степень воплощения в изделии технических решений, не попадающих под действие патентов, введенных в стране, на рынке которой запланирован сбыт.
Патенты -юридически закрепленные исключительные права пользования, производства и продажи продукции на период, предусмотренный законодательством. Как правило, патент является объектом защиты промышленной собственности.
Персональные и организационные сетиотносятся к сфере человеческих взаимоотношений, выходящих за пределы организационной структуры и коммерческих отношений, т.е. представляют собой неформальные отношения как внутри организации, так и за ее пределами.
Поверка средств измеренийпредставляет собой совокупность операций, проводимых с целью определения и подтверждения соответствия средств измерении установленным техническим требованиям.
Репутация продуктаопределяется главным образом показателями его качества и цены.
Товарные знаки, торговые марки - обозначения, отличающие товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц.
Эталон единицы физической величиныпредставляет собой техническое средство, предназначенное для воспроизведения, храпения и передачи единицы величины.
Контрольные и проблемные вопросы для обсуждения
1. Что такое метрология?
2. Какая система единиц принята в нашей стране?
3. Что такое эталон?
4. Какой государственный орган осуществляет контроль в сфере метрологии?
5. Что такое патентная чистота?
6. Что такое товарный знак?
7. Как рассчитать стоимость торговой марки?
Семинар 11
Тема заняття: Защита курсовых проектов
Выполнение и защита курсових проектов осуществляется в соответствии с методическими указаними к выполнению курсового проекта по дисциплине: «Управление качеством и конкурентоспособностью в строительстве» для студентов направления 38.04.02 «Менеджмент» профессионально-образовательной программы «Производственный менеджмент в строительстве» ОКУ «магистр» (для студентов дневной и заочной форм обучения)
Практичне заняття 1
Тема курсу: Л-УККС-1. Введение в дисциплину УККС. Концепция качества строительной организации в рыночных условиях
Тема заняття: Фактори, що впливають на якість продукції.
План
12.1. Свойства продукции.
12.2. Показатели качества их классификация.
12.3. Основные направления факторов, влияющих на качество продукции:
12.3.1. группа предметов труда;
12.3.2. группа средств труда;
12.3.3. группа процесса труда;
12.3.4. группа нормативно-технической документации.
12. 4. Человеческий фактор в системе управлении качеством продукции.
Термины и определения
Базовый образец - характеризует реально достигнутой совокупность оптимальных значений показателей качества.
Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потребителей.
Признак продукции - качественная или количественная характеристика свойств или положения продукции.
Параметр продукции - количественная характеристика новых свойств.
Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.
Уровень качества продукции - сравнение совокупностей характеристик, показателей качества продукции с совокупностью базовых показателей.
Технический уровень качества продукции -относительные характеристики качества продукции в сравнении значений показателей, характеризующих техническое усовершенствование продукции оценивается с соответствующим базовым образцом.
Индивидуальное задание для аудиторной работы студентов.
Аудиторная занятия проходит в форме деловой игры с разбивкой группы студентов на играющие звена. Деловая игра является неотъемлемой частью этого практического задания. Выполняется в соответствии методических указаний по проведению деловой игры.
Практическое домашнее задание
Общеизвестно, что человеческий фактор играет не какая-нибудь роль в процессе производства качественной продукции. Эффективность производства и возможность достижения целей перспективного развития предприятия зависит от качественного и количественного состава кадров. Для раскрытия этих возможностей, по одной из классификаций, кадровый состав предприятия разделяют на группы, выполняют ту или иную роль в процессе достижения целей предприятия:
1. Рабочие, определяющие цели развития предприятия;
2. Рабочие, разрабатывающих средства достижения целей (продукцию, технологию, нормативно-техническую документацию и т.п.);
3. Рабочие, организуют процесс создания средств достижения целей предприятия;
4. Рабочие, непосредственно создают средства достижения целей предприятия;
5. Рабочие, обслуживающие процесс создания средств достижения целей предприятия.
На примере известного Вам предприятия сделайте разбивку кадрового состава на вышеупомянутые группы. Охарактеризуйте более подробно вклад каждой группы в обеспечение управления качеством продукции (товаров, услуг) предприятия.
Контрольные проблемные вопросы для обсуждения
1. Назовите факторы, влияющие на качество продукции и относятся к группе факторов "предметы труда".
2. Назовите факторы, влияющие на качество продукции и относятся к группе факторов "средства труда".
3. Назовите факторы, влияющие на качество продукции и относятся к группе факторов "процесс труда"
4. Назовите факторы, влияющие на качество продукции и относятся к группе факторов "нормативно-техническая документация".
Практичне заняття 2
Тема курсу: Л-УККС-3. Оценка конкурентоспособности.
Тема заняття: Методика оценки конкурентоспособности продукции.
План
13.1. SWOT-анализ.
13.2. Оценка конкурентоспособности предприятия на базе 4Р.
13.3. Оценка конкурентоспособности Ж.Ж. Ламбена.
13.4. Рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятия.
13.5. Оценка конкурентоспособности предприятия, основанная на исследовании внутренней среды предприятия.
13.6. Оценка сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия.
13.7. Матричная оценка конкурентоспособности предприятия.
13.8. Оценка конкурентоспособности, основанная на теории эффективной конкуренции.
13.9. Многоугольник конкурентоспособности.
13.10. Расчет коэффициента конкурентоспособности строительного предприятия.