Вопрос 2. Момент возникновения права на недвижимое имущество. Признание и государственная регистрация ранее возникших прав.
(п.2 ст. 8, 58, п.4 ст. 218, ст. 219, 222,223, п.1 234,ГК, ст. 6, п.1 ст.28 122-ФЗ)
В соответствии с п.2 ст. 8 ГК РФ Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Таким образом, правовым последствием акта государственной регистрации прав является возникновение вещного права на недвижимость. Однако, связывая момент возникновения вещных прав на недвижимость с моментом государственной регистрации права, ГК допускает установленные законом исключения из этого правила. Только с момента государственной регистрации права возникают вещные права на вновь созданную (ст. 219 ГК) и приобретенную по договору недвижимость (ст. 223 ГК), а также на давностное владение (ст. 234 ГК). Однако момент возникновения права может быть отличен от момента государственной регистрации, а именно:
- права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ о государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав производится по желанию правообладателей;
- право собственности на наследственное имущество возникает с момента открытия наследства п. 4 ст. 1152 ГКРФп. ;
- право, установленное решением суда, возникает с момента, государственной регистрации;
- другим случаем правопреемства как способа приобретения права собственности на имущество, не имеющее собственника, является реорганизация юридического лица. При реорганизации право у вновь образованных организаций возникает с момента их государственной регистрации в государственном реестре юридических лиц, при реорганизации в форме присоединения,с момента записи о прекращении деятельности присоединенного юр.лица.
В соответствии с ст. 58 ГК РФ:
П. 1 При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
П. 2 При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
П. 3 При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.
П. 4 При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
П. 5 При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
К отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила статьи 60 «Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица» ГК РФ не применяются.
П 4 ст. 218 ГК РФ Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Статья 6 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» посвящена признанию ранее возникших прав:
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу ФЗ-122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Гос.регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и МО до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
2. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение десяти рабочих дней со дня приема соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.
3. Право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке и возникает с момента гос. регистрации (ст.234 ГК РФ на недвижимое имущество срок приобретательной давности - 15 лет).
Вопрос 3. Порядок уплаты и размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве.
( п. 4 ПРИКАЗА от 16 декабря 2010 г. № 650 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений из ЕГРП»),
Плательщиками государственной пошлины признаются обращающийся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Главой 25. 3 НК РФ:
1) организации; 2) физические лица. Иностранные организации, иностранные граждане и лица безгражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены Главой 25.3 НК РФ соответственно для организаций и физических лиц. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК РФ. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ. Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется. С 1 января 2015 г. по 01 января 2019г. введен понижающий коэффициент для расчета размера госпошлины, уплачиваемой физлицами при совершении юридически значимых действий с использованием порталов государственных (муниципальных) услуг и иных порталов, которые интегрированы с единой системой идентификации и аутентификации, и получении результата услуги в электронной форме. Величина коэффициента составляет 0,7 (п. 4 ст. 333.35 НК РФ, п. п. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются. Такие документы по истечении десяти рабочих дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично илинаправляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Подпунктами 30-31 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ установлены следующие размеры государственной пошлины:- за государственную регистрацию:
договора участия в долевом строительстве:
для физических лиц - 350 рублей;
для организаций - 6 000 рублей;
- соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - 350 рублей;
- за государственную регистрацию сервитутов:
в интересах физических лиц - 1 500 рублей;
в интересах организаций - 6 000 рублей.
БИЛЕТ № 80