Особенность. Огненные храмы 17 века
После Крещения в 988 году на Руси появилось два типа крупных соборных церквей: это греческие крестово-купольные и русские многоглавые храмы. Начиная с XI века русские зодчие, обученные греками, сначала робко, а потом смелее стали разнообразить крестово-купольные храмы. В середине XII века, в раздробившихся русских землях появились даже самобытные "школы зодчества": Киево-Черниговская, Новгородско-Псковская, Полоцко-Смоленская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская. Но с середины XIII века татаро-монгольское иго затормозило дальнейшее развитее зодчества более чем на 200 лет.
В 1480 году русский народ освободился от ига. В Москве возвели Большой Успенский собор, ставший символом возродившейся Руси, самодержавного Русского Централизованного государства. А с начала XVI века, наряду со строительством канонических крестово-купольных и возрождением русских многоглавых храмов, появилось множество оригинальных бесстолпных храмов разных типов: трех-лопастных, шатровых, ярусных, кубоватых, наконец, огненных.
Огненные храмы оказались самыми своеобразными.
В 1484 году для нового Успенского собора Кремля изготовили в виде небольших храмов два золотых сиона (просфорницы), называвшихся еще иерусалимами. Особенно интересным был Малый Иерусалим. На четырех его стенах виднелись Апостолы (символизировавшие христианизированные народы), а в языках пламени трехъярусного огненного верха - крылатые ангелы (небесные силы). Завершался Иерусалим огненной по форме главой и крестом.
Об огненных небесные силах свидетельствуют христианские писания. "Творяй (Господь) Ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный" (Прокимен). "Приидет Господь... в предшествии их славе чинов Ангельских и Архангельских, все же они - пламень огненный" (Ефрем Сирин). "Престол Его - пламень огнен" (Даниил, VII:9). "Средой огнистых камней" назвал небесные силы Иезекииль.
В Москве в середине XVI века и появились бесстолпные храмы с огненными верхами: либо в виде кокошников круглых (как бы светящихся нимбов), либо "килевидных", островерхих (в виде пламени) как на Малом Иерусалиме. В кокошниках храмов тоже изображались Ангелы или их символы: квадраты, ромбы, треугольники, шары...
Большинство храмов имело кокошники килевидные. От настенного ряда они поднимались по своду вверх либо один над другим (свод крещатый), либо вперебежку (свод сомкнутый, лотковый). Верхний ярус обычно составляли кокошники в основании глав: световых, глухих. Число их в настенных рядах, как и число ярусов кокошников, было различным; имелись храмы с одним, двумя, тремя... шестью, семью кокошниками и их ярусами.
Наиболее сильное впечатление производят храмы, обстроенные придельными церквами с кокошниковыми верхами, такие как церкви Троицы в Хорошеве, Никитниках, Останкине, Покрова в Рубцове, Рождества Христова в Измайлове, Старый собор Донского монастыря в Москве, а под Москвой церкви в Маркове, Архангельском, Николо-Урюпине (храмы двустолпны) и др.
На протяжении XVI-XVII веков в Москве появилось более 300 огненных храмов. "Домы Ангельские" возвышались своими огнистыми верхами по всему городу над его низкой, в основном деревянной застройкой и зеленью садов (сад на Руси тогда называли "Раем"). Церковные главы все более золотились, так что Москву наконец стали называть "Златоглавой". Огненные храмы выступали здесь главными символами Москвы как Золотого Небесного Града Иерусалима.
Вслед за Москвой огненные храмы появились в ХVI-ХVIII веках сначала в ближних, затем дальних русских городах, монастырях, селах: в Коломне, Серпухове, Кашире, Можайске, Волоколамске, Вязьме, Твери, Кашине, Угличе, Ростове, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Великом Устюге, Вологде, Вятке, Галиче, Соликамске, Муроме, Рязани, Туле, Калуге... Многие храмы этих городов не уступали по своим художественным достоинствам храмам столичным, московским.
Появление и распространение по Святой Руси огненных храмов было явлением незаурядным, своеобразным, самобытным. Все они предстают "знаковыми" памятниками русского национального зодчества, русской православной цивилизации. Академик архитектуры А.Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".
5) Многоярусный тип храма.Церковь Покрова Богородицы в Филях
(1693).
6) Сооружения, органично соединявшие в себе разные
архитектурные типы.Церковь Рождества в Путинках в Москве (1649 -
1652).
Самостоятельная работа: узнать историю постройки одного из храмов своего города (источник названия, когда и кем построен, выявить к какому типу храмов он относится).
:
Иконостас