Междисциплинарные связи курса
Дисциплина изучается в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами, в частности:
- «Управление инвестиционно-строительным проектом» в рамках изучения тем: «Обоснование проекта», «Планирование ресурсного обеспечения проекта», «Управление рисками проекта».
- «Управление и организация строительного производства» в рамках изучения тем: «Качество строительной продукции», «Эффективность инвестиционной деятельности в строительстве».
- «Ресурсное обеспечение строительства» в рамках изучения тем: «Качество ресурсов строительной организации», «Материально-технические ресурсы предприятия. Их оценка».
Дисциплина «Управление качеством и конкурентоспособностью в строительстве» разработана с учетом положительного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области управления организациями всех форм собственности.
1.4. Методика и организация проведения практических и семинарских занятий по курсу
В семинарских и практических занятиях принимают участие все студенты, которые по плану данного занятия готовятся к выступлению и обсуждения всех вопросов семинара. Готовность студента к семинарскому и практическому занятию определяется наличием конспекта лекций по рассматриваемой теме.
Практические занятия проводятся в следующем порядке. Преподаватель решает практическую задачу на доске. Затем каждый из студентов получает вариант задания. Практические занятия проводятся также в форме деловой игры или в форме выполнения аудиторных индивидуальных письменных заданий.
Семинарские и практические занятия являются обязательными и выполняются строго по расписанию, согласно календарно-тематического плана дисциплины. В случаях невыполнения задач отдельными студентами по уважительной причине, в указанный срок они должны быть отработаны до следующей аттестации.
Для студентов заочных форм обучения практические и семинарские занятия и их срок определены рабочей учебной программой.
Промежуточный контроль знаний, полученных студентами, оценивается по каждому практическому заданию и выполненной индивидуальной работе.
Большинство занятий по курсу проводятся в интерактивной форме - анализом конкретных ситуаций, практических задач и деловых игр. Практические задачи, решаемые на аудиторных занятиях являются составляющими курсового проекта по дисциплине.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ
№ темы | № занятия | Наименование занятия | Кол-во часов |
Модуль 1: «Понятие качества, этапы и правовые основы управления качеством» | |||
Л-УККС-1 | П-УККС-1 | Практическое занятие 1. Деловая тест-игра. Факторы, влияющие на качество продукции | |
Л-УККС-1 | П-УККС-2 | Семинар 1. Общие понятия качества и конкурентоспособности. Их взаимосвязь | |
Л-УККС-2 | П-УККС-3 | Семинар 2. Квалиметрия в управлении качеством. | |
Л-УККС-2 | П-УККС-4 | Семинар 3. Рейтинг «всемирной конкурентоспособности». | |
Л-УККС-3 | П-УККС-5 | Семинар 4. Методика оценки конкурентоспособности предприятия | |
Л-УККС-3 | П-УККС-6 | Практическое занятие 2. Методика оценки конкурентоспособности продукции | |
Л-УККС-4 | П-УККС-7 | Семинар 5. Особенности формирования системы управления качеством на предприятии | |
Л-УККС-4 | П-УККС-8 | Практическое занятие 3. Контроль и оценка качества продукции. Определение качества работ в строительстве | 1,5 |
Итоговый контроль по модулю 1 | 0,5 | ||
Модуль 2: «Методы и средства управления качеством» | |||
Л-УККС-5 | П-УККС-9 | Семинар 6. Методические основы управления качеством | |
Л-УККС-5 | П-УККС-10 | Практическое занятие 4. Построение диаграммы сродства. | |
Л-УККС-6 | П-УККС-11 | Семинар 7. Бенчмаркинг и реинжиниринг как методы улучшения качества | |
Л-УККС-6 | П-УККС-12 | Семинар 8. Нормативно-правовое обеспечение вопросов управления качеством | |
Л-УККС-7 | П-УККС-13 | Семинар 9. Особенности организации управления качеством на предприятии. Функциональная схема управления качеством | |
Л-УККС-7 | П-УККС-14 | Практическое занятие 4. Взаимосвязь общего менеджмента предприятия и менеджмента качества (эссе) | |
Л-УККС-8 | П-УККС-15 | Семинар 10. Роль нематериальных ресурсов в обеспечении качества и конкурентоспособности | |
П-УККС-16 | Семинар 12. Защита курсовых проектов | 1,5 | |
Итоговый контроль по модулю 2 | 0,5 | ||
ВСЕГО |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1
Тема курсу: Л-УККС-1. Введение в дисциплину УККС. Концепция качества строительной организации в рыночных условиях.
Тема заняття: Общие понятия качества и конкурентоспособности. Их взаимосвязь.
План
1.1. Предмет, объект, цели и задачи учебной дисциплины «УККС». Роль качества в эффективности строительного производства.
1.2. Понятие качества, свойства и показатели качества продукции.
1.3. «Петля качества» и этапы ее формирования.
1.4. Генезис теории систем управления качеством.
1.5. Факторы, влияющие на качество продукции.
1.6. Концепция всеобщего управления качеством TQM.
Термины и определения
Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции (работ, услуг), которые предоставляют им способность удовлетворять обусловленные потребности в рамках своего предназначения.
Конкурентоспособность товаров – это их соответствие требованиям конкурентного рынка, запросов покупателей в сравнении с другими подобными товарами.
Петля качества или спираль качества - это схематичная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях от исследования потребностей до оценки их удовлетворения.
Объект управления- это элемент системы управления (или их совокупность), которым управляют, или который воспринимает управленческое влияние других элементов системы.
Субъект управления- это элемент системы управления (или их совокупность), который влияет на другие элементы системы.
Система - структура, характеризующаяся двумя главными смысловыми характеристиками: целостностью составляющих ее элементов и делением на отдельные подсистемы и элементы.
Система управления - это такая система, в которой реализуются функции управления.
Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на внедрение административного управления качеством.
Система управления качеством - совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством продукции.
Управление - это функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их структуры, режим деятельности и развитие программы.
Факторы - это воздействия, способные изменить свойства и показатели продукции. Их можно сгруппировать по четырем направлениям: предметы труда, средства труда, сам процесс труда и нормативно-техническая документация.
TQM - подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (т.е. персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.