Междисциплинарные связи дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательной профессиональной программы (ОПП) по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

Выпускающая кафедра по ОПП Экономики и финансов

Учебно-методический комплекс дисциплины

Утвержден на заседании кафедры

«____» ______________ 2011 г.

Зав. кафедрой

___________________________

Ростов-на-Дону

2011г.

Содержание

1. Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение

и трудоемкость дисциплины) для ОПП 3

Междисциплинарные связи дисциплины 3

3. Рабочая программа дисциплины«Анализ и диагностика финан-

сово-хозяйственной деятельности предприятия» 3

4. Пояснительная записка изучаемой дисциплины 4

5. Тематический план дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» 5

6. Содержание изучаемой дисциплины 6

6.1. Лекции 6

6.2. Практические занятия 7

7. Индивидуальные занятия 7

8. Самостоятельная работа студентов 7

9. Рейтинг и итоговая дифференциальная оценка по учебной дисциплине 9

10. Варианты контрольных работ по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» 10

11.Тесты по дисциплине 23

12.Правильные ответы к тестам (ключи) 47

13. Рекомендации к проведению тестов 49

Лекции по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» 49

15. Основная литература 148

16. Дополнительная литература 148

17. Примерные вопросы для экзамена по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» 146

18. Глоссарий дисциплины 149

1. Проектирование учебного процесса по учебной дисциплине (назначение и трудоемкость дисциплины) для ОПП.

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия – повышение эффективности работы предприятия на основе системного изучения всех видов деятельности и обобще­ния их результатов.

Трудоемкость дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»



Учебных занятий - 150 час.
Из них: лекций практических самостоятельных индивидуальных - - - - - -   30 час. 20 час. 82 час. 18 час.  

Междисциплинарные связи дисциплины

«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

Изучение дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»" использует материал дисциплин: «Экономика предприятия», «Статистика», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет».

3. Рабочая программа

дисциплины«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия».

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации образовательной профессиональной программы специалиста по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» индекс ОПД. Ф. 11

Составитель:

Должность Уч.степень Звание Ф.И.О. Подпись
Доцент к.э.н. Доцент Пащенко Владимир Спиридонович  

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Кафедры «Экономики и финансов»

_________________________ Зав. кафедрой Н.П. Бондаренко

« »___________________ 2011 г.

4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Место дисциплины в реализации основных задач образовательной профессиональной программы (ОПП). Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» является основным в цикле общепрофессиональных дисциплин, преподаваемых студентам специальности «Экономика и управление на предприятии».

4.2. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности обучающегося студента по данной ОПП. Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» развивает навыки аналитического мышления, системного подхода к решению управленческих задач.

4.3. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины при реализации рассматриваемой ОПП.

Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» является одной из основ для дисциплины «Финансовый менеджмент», написанию курсовых работ, дипломной работы и др.

4.4. Цель преподавания дисциплины

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия — повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов деятельности и обобще­ния их результатов.

4.5. Задачи изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» студенты должны уметь проводить:

- идентификацию реального состояния анализируемого объекта;

- исследование состава и свойств объекта, его сравнение с изве­стными аналогами или базовыми характеристиками, нормативны­ми величинами;

- выявление изменений в состоянии объекта в пространствен­но-временном разрезе;

- установление основных факторов, вызвавших изменения в со­стоянии объекта, и учет их влияния;

- прогноз основных тенденций.

В курсе «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» студенты получают представление о методике анализа и диагностики ресурсов, используемых предприятием в своей хозяйственной деятельности и экономических результатов, получаемых в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также по анализу уровня социального и технического развития предприятия.

5. Тематический план дисциплины «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

Название темы Количество лекционных часов Количество часов на практические и семинарские занятия Индивидуальная работа Самостоятельная работа
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности  
Основы организации анализа и диагностики  
Анализ и диагностика состояния и использования основных средств
Анализ материальных ресурсов предприятия
Анализ трудовых ресурсов предприятия
Анализ затрат на производство и реализацию продукции
Анализ производства и реализации продукции
Итого I модуль
Анализ результатов технического состояния и развития предприятия  
Анализ результатов социального развития предприятия  
Анализ финансового состояния организации
Анализ прибыли и рентабельности
Анализ экономических результатов деятельности предприятия
Диагностика потенциала предприятия
Итого II модуль
ИТОГО:

6. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

6.1. Лекции

Модуль 1:

Цель – изучение теретико-методологических основ анализа и диагностики и принципов организации проведения анализа деятельности предприятия.

Лекция 1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности, 4 ч.

Лекция 2. Основы организации анализа и диагностики, 2 ч. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003, с. 5-9.

Лекция 3. Анализ и диагностика состояния и использования основных средств, 2 ч. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003., с. 10-14,.

Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000, с. 20-22.

Лекция 4. Анализ материальных ресурсов предприятия, 2 ч. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003., с. 18-20

Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000, с. 15-18

Лекция 5. Анализ трудовых ресурсов предприятия, 2 ч. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Учебник ИНФРА-М, 2005, с. 117-139.

Лекция 6. Анализ затрат на производство и реализацию продукции, 2 ч. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Учебник ИНФРА-М, 2005., с. 172-190.

Лекция 7. Анализ производства и реализации продукции, 2 ч. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Учебник ИНФРА-М, 2005., с. 95-111.

Модуль 2:

Цель – изучение принципов анализа и диагностики основных средств, оборотных средств, экономических и финансовых результатов деятельности предприятия.

Лекция 8. Анализ результатов технического состояния и развития предприятия, 2 ч. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003., с. 58-70.

Лекция 9. Анализ результатов социального развития предприятия, 2 ч. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003., с. 75-80

Лекция 10. Анализ финансового состояния организации, 2 ч. Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000, с. 39-43. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Учебник ИНФРА-М, 2005., с. 289-306.

Лекция 11. Анализ экономических результатов деятельности предприятия, 2 ч. .Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003., с.94-100. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002., с. 205-217.

Лекция 12. Диагностика потенциала предприятия, 4 ч. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003, с. 11-117.

Лекция 13. Анализ прибыли и рентабельности, 2 ч. . Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Учебник ИНФРА-М, 2005., с. 217-221.

6.2. Практические занятия

Модуль 1.

Занятие 1. По теме: анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.

Занятие 2. По теме: Основы организации анализа и диагностики.

Занятие 3. По теме: Анализ и диагностика состояния и использования основных средств.

Занятие 4. По теме: Анализ материальных ресурсов предприятия.

Занятие 5. По теме:. Анализ трудовых ресурсов предприятия.

Занятие 6. По теме: Анализ затрат на производство и реализацию продукции.

Модуль 2.

Занятие 7. По теме: Анализ производства и реализации продукции.

Занятие 8. По теме: Анализ результатов технического состояния и развития предприятия.

Занятие 9. По теме: Анализ результатов социального развития предприятия.

Занятие 10. По теме: Анализ финансового состояния организации.

Занятие 11. По теме: Анализ экономических результатов деятельности предприятия.

Занятие 12. По теме: Диагностика потенциала предприятия.

7. Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия проходят в виде сбора и анализа практического материала предприятий и выполнения домашних заданий. Контроль проводится в виде проверки домашних заданий и проверки практического обработанного практического материала для написания контрольных работ.

8. Самостоятельная работа студентов

8.1. Формы самостоятельной работы студентов

Наши рекомендации