Конкурс на проект Дворца Советов в Москве. Его историческая роль
Был объявлен всесоюзный конкурс на проект Дворца Советов; предлагались различные версии в различных архитектурных стилях, прежде всего конструктивизм, однако в финальную часть конкурса вышли проекты в более классическом сталинском «большом стиле». «Важным моментом в развитии творческих поисков советских архитекторов стал конкурс на проект Дворца Советов в Москве. В процессе этого конкурса выявились различные подходы к архитектурному решению гражданских сооружений: традиционно-монументальный и функционально конструктивный. За второй выступали архитекторы-новаторы: Гинзбург, Веснины, Ладовский, Мельников и многие другие. Это творческое направление все ещё продолжало пользоваться авторитетом. На позиции признания первого стиля стояли Жолтовский, Щусев. Весьма знаменательным представляется тот факт, что в применении к проекту Дворца Советов тогда восторжествовала, хотя и несколько модернизированная, но все же идея традиционного монумента. Об этом ясно свидетельствует окончательный вариант Б. М. Иофана, использовавшего идеи ряда других участников конкурса и предложившего огромное многоярусное здание с обилием колонн, увенчанное статуей В. И. Ленина».
Дворец должен был стать центром так называемой «Новой Москвы». Дворец Советов высотой 420 м (по окончательному проекту) должен был значительно превзойти по высоте самый высокий с 1931 года по 1972 год 381-метровый американский небоскрёб Эмпайр Стейт билдинг.
В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя; рассматривалась также площадка на Воробьёвых горах, где впоследствии было возведено Главное здание МГУ. В конце 1920-х годов было принято решение, несмотря на протесты ряда деятелей общественности, о сносе храма и строительстве Дворца Советов на его месте.
62. Постановление СНК и ЦК ВКП (б) 1935 года "О генеральном плане реконструкции Москвы и его реализация.
10 июля1935 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) был принят Генеральный план социалистической реконструкции Москвы, подготовленный в специальных комиссиях под руководством академиков архитектуры В.Семенова и С.Чернышева.
Традиционно считается, что этот план был призван всецело подчинить город главному детищу красной Москвы – Дворцу Советов. Однако, в своей сути он преследовал более глубокие цели: создать идеологический и градостроительный образ новой Москвы, превратив ее в столицу мировой утопии.
Сущность перепланировки Москвы состояла в том, что подавляющее большинство центральных улиц столицы, веками создававших исторический ансамбль города, практически исчезало с его лица. Старые улицы подвергались выпрямлению и значительному расширению преимущественно путем сноса «лишних» зданий или кардинальной их перестройки. Многие старинные дома уничтожались или перестраивались до неузнаваемости, некоторые передвигались вглубь дворов, уступив место помпезным гигантам «сталинского ампира».
В постановлении Объединенного пленума МГК ВКП(б) и Моссовета от 11 июля 1935 года, утвердившем генеральный план, была дана четкая программа архитектурного оформления города. На первом месте стояли Дворец Советов и Дом Промышленности. За ними следовали здания районных советов, театр Красной Армии, театр имени Мейерхольда, театр имени МОСПС, Ленинская библиотека, Академия Наук, Институт Маркса-Энгельса-Ленина, Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Архитектурная академия, Дом Книги, Дом ТАСС, школы, вокзалы, гостиницы, районные универмаги.
Осуществление сталинского генплана, уродовавшего и губившего город, остановила война. Однако еще долго в послевоенной Москве слышались его далекие отголоски. Например, «вставная челюсть старушки Москвы» – проспект Калинина – это реализация идеи проспекта Конституции, предусмотренного Генеральным планом 1935 года.