Базирование в районах средней полосы
Выбор места базирования
Места для оборудования баз выбираются по возможности на закрытой труднодоступной местности, куда ограничен доступ противника на транспортных средствах, а также местных жителей. Такими местами могут быть лес, овраги, густой кустарник, болотные острова, заброшенные шахты, пещеры. Однако не всегда условия позволяют использовать естественные укрытия, особенно в пустынных и степных районах. В некоторых случаях (обычно при наличии надежных связей с местными жителями) базы могут быть подготовлены в городских и сельских населенных пунктах, в районах с большой плотностью населения. Район базы не следует выбирать вблизи тех местных предметов, которые могут служить хорошим ориентиром при нападении противника (отдельные высоты, небольшие рощи, опушки леса).
Базы, создаваемые в полевых условиях, должны, как правило, находиться на удалении не ближе суточного перехода (25-30 км и более) от места десантирования группы и от объектов противника. На таком же удалении основная база должна располагаться от запасных баз. Но, как показывает опыт Великой Отечественной войны, при соблюдении конспирации и умелых действиях разведчиков базы могут располагаться в непосредственной близости от разведываемых и других объектов противника.
В целях безопасности группы основные базы целесообразно размещать на некотором удалении от мест расположения крупных гарнизонов противника, больших дорог, населенных пунктов и других важных объектов. Вместе с тем удаление баз от объектов противника, проникновение на которые входит в задачу группы, не должно затруднять активные действия разведчиков. В каждом случае необходимо найти оптимальное удаление базы от этих объектов, имея в виду и обеспечение скрытности базы и необходимость активных действий разведчиков. Найти безопасное место, которое было бы удобным для оборудования временной стоянки или основной базы, - это своего рода искусство.
Базирование в районах средней полосы
Лучшими укрытиями в средней полосе являются замаскированные землянки. В этой связи надо указать основные ошибки, которые допускались при их сооружении и при пользовании ими, в результате чего противнику удавалось выявлять места расположения групп.
Обнаружение противником создаваемых разведчиками укрытий становится возможным только в результате нарушения правил конспирации и маскировки. Каждое укрытие-база, должно иметь (кроме основного входа) не менее одного запасного выхода. Из опыта войны известно, что в ряде случаев противнику удавалось обнаружить укрытие, но уничтожить группу он не мог, так как, используя запасный выход, ей удавалось уйти из-под удара.
Землянка-база обязательно должна иметь хорошо замаскированную вентиляцию. Так, во время учений одна из разведывательных групп потратила много усилий на строительство укрытия, были созданы вполне благоприятные условия для размещения группы. Однако такой важный элемент, как вентиляция, предусмотрен не был. Поэтому группа вынуждена была ночью открывать входной люк для доступа свежего воздуха. Так как землянка была оборудована в 1,5 км от хутора на скате оврага, этот район хорошо просматривался с хутора. В вечернее время свет из землянки проникал в открытый люк, что и явилось причиной выявления противником укрытия.
Исследования показывают, что снижение содержания в воздухе убежищ кислорода до 16% и повышение содержания углекислого газа более чем на 1,5% (по объему) при длительном пребывании людей в помещении недопустимо. Для кратковременного (в течение нескольких часов) прерывания людей в сооружении предельно допустимым считается наличие в составе воздуха 10% кислорода и 5% углекислого газа. Заметное затруднение дыхания появляется уже при содержании в воздухе 3% углекислого газа. В невентилируемом помещении (убежище) объемом 6,5 на 3 м на человека концентрация углекислого газа, равная по объему 3,5%, будет достигнута через 10 часов и содержание кислорода при этом составит 16,2%.
По опыту базирования групп в годы войны живучесть укрытий зависела также от маскировки входного люка и запасных выходов. При оборудовании запасных выходов во многих случаях подземный ход сообщения, ведущий к месту выхода из укрытия, полностью не отрывался. С целью маскировки выхода оставлялись перемычки толщиной 50-60 см, которые при необходимости можно было легко и быстро разрушить. Кроме того, важным элементом каждого укрытия, оборудованного в полевых условиях, являлось наличие в нем источника воды, хорошо замаскированного дымохода, ямы для отбросов. Некоторые группы во время войны были обнаружены противником из-за пользования открытыми водоисточниками, к которым от убежища протаптывались хорошо видимые
дорожки. При плохо оборудованных дымоходах сноп искр вырывался наружу, демаскируя убежище. Одну разведывательную группу противник обнаружил в результате того, что в непосредственной близости от укрытия была выкопана мусорная яма. Хотя ее и замаскировали ветками и травой, рой мух, вившихся около этой ямы, позволил противнику найти ее, а затем обнаружить и само укрытие.
Место расположения убежища демаскируется также остатками выкопанной на месте работ земли, тропинками, свежими пнями и сучьями спиленных вблизи убежища деревьев, нарушением растительного покрова, оставлением около убежища остатков пищи, бумаги, окурков, спичек.
С началом работ по отрывке котлована для строительства убежища дерн следует вырезать большими пластами, не нарушая его растительного покрова. После окончания строительства снятый дерн укладывают в первоначальном порядке, и поливают водой. Если на месте для оборудования убежища росли молодые деревья, кустарник, высокая трава, лежали камни или валежник, то по окончании работ все это необходимо восстановить. Вырытую землю нужно сбросить в водоем или отнести подальше от укрытия и тщательно замаскировать. Движение личного состава, связанное со строительством укрытия, должно совершаться строго по указанным командиром группы маршрутам с последующей тщательной их маскировкой. Необходимо избегать прокладывания большого количества троп. Вырубку леса следует проводить на некотором удалении от места оборудования базы, с маскировкой следов проводимых работ.
При размещении в убежище каждый разведчик должен строго соблюдать установленные командиром группы правила пользования базой, не допускать случаев ее демаскировки и соблюдать все правила конспирации.