Управление зеленой инфраструктурой в городах Беларуси
В белорусском законодательстве отсутствует определение термина «зеленая инфраструктура». В соответствии с [Green Infrastructure (GI) — Enhancing Europe’s Natural Capital /* COM/2013/0249 final */, http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52013DC0249 ] зеленая инфраструктура – это стратегически спланированная сеть естественных и квазиестественных территорий с различными природными особенностями, разработанными и построенными в целях обеспечения разнообразных экосистемных услуг. Зеленую инфраструктуру рассматривают как инструмент, который позволяет обеспечить экологические, экономические и социальные выгоды через осуществление естественных (зеленых) решений. Таким образом, трактовка предоставляемых экосистемами (естественными и искусственными) услуг в рамках определения «зеленая инфраструктура» гораздо шире, чем выполнение природоохранных, рекреационных и эстетических функций. Различают сельскую и городскую зеленую инфраструктуру. Компонентами зеленой инфраструктуры в городах являются [Green infrastructure http://ec.europa.eu/environment/nature/info/pubs/docs/greeninfrastructure.pdf ]:
- охраняемые территории;
- натуральные экосистемы с высокой ценностью природных компонентов за пределами охраняемых территорий (например, поймы речных долин, болота, прибрежные зоны, участки первичных лесов и др.);
- небольшие участки естественных экосистем (малые водотоки, леса, лесозащитные полосы), которые могут выполнять функцию экологических коридоров;
- восстановленные местообитания, созданные с целью расширения охраняемых территорий, увеличения ареала местообитания видов, организации условий миграции);
- искусственные экосистемы (эко-коридоры или эко-мосты), созданные для организации путей миграции видов через непреодолимые ландшафтные барьеры;
- мультифункциональные зоны, на которых сохранению биоразнообразия отдается предпочтение над другими видами деятельности;
- территории, на которых осуществляются мероприятия для повышения качества окружающей среды и ландшафта;
- городские элементы (парки, скверы, вертикальное озеленение, зеленые крыши и др.), которые позволяют экосистемам выполнять экосистемные функции и объединять городские, пригородные и сельские экосистемы);
- сооружения для адаптации к изменению климата (например, болота, луга, леса, предназначенные для защиты от наводнений и подтопления, стока углекислого газа).
В соответствии с приведенной классификацией можно выделить элементы зеленой инфраструктуры, для которых определены и действуют формальные институты в городах Беларуси:
- ландшафтно-рекреационные территории;
- водные объекты;
- элементы транспортной и инженерной инфраструктуры, предназначенные для перехвата и очистки поверхностных сточных вод (ливневых вод).
Перечисленные элементы зеленой инфраструктуры регулируются ТНПА в сфере:
- территориального планирования, благоустройства и озеленения населенных пунктов;
- охраны растительного мира, лесов и ландшафтов;
- водного законодательства;
- проектирования, строительства и содержания очистных сооружений, дорог, парковок, стоянок, защитных объектов от подтопления и затопления территории.
Законодательство Беларуси определяет естественные, квазиестественные и искусственные городские экосистемы терминами: насаждения, дикорастущие растения, древесно-кустарниковая растительность, объекты растительного мира, растительное сообщество, среда произрастания объектов растительного мира [ст. 1,Закон РБ О Растительном Мире 205-З от 14.06.2003]. Термин «экосистема» в белорусском законодательстве представлен в ТКП 17.02-10-2013 (02120) Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок проведения стоимостной оценки экосистемных услуг и определения стоимостной ценности биологического разнообразия, в котором дается определение «естественной экологической системе» и «экосистемной услуге». То есть определяется только естественная экосистема; только для таких систем производится оценка экосистемных услуг, включающая оценку углерододепонирующей способности, оценку первичной и вторичной продукции для определения ценности биологического разнообразия, что является далеко неполным списком выполняемых экосистемных услуг. Сфера применения ТКП 17.02-10-2013 (02120)указана достаточно расплывчато: «… применяется в сфере пользования экологическими системами и биологическими ресурсами животного и растительного мира для обоснования альтернативных вариантов их использования, совершенствования инструментов экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования… предназначен для государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды». Такая формулировка сферы применения указанного ТКП означает, что даже очень короткий список экосистемных услуг (углерододепонирующая и биоразнообразие) не осуществляется для оценки городских экосистем (т.к. они преимущественно квазиестественные и искусственные); и даже для оценки зеленых насаждений в городах, т.к. действие ТКП не распространяется на процедуры территориального планирования, осуществляемые органами Минстройархитектуры, содержания городских насаждений, объектов благоустройства, озеленения, транспортной и инженерной инфраструктуры, осуществляемых местными органами власти и организациями МинЖКХ.