Экологическая экспертиза. Принципы, виды
Экологическая экспертизанаправлена на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.
Экологическая экспертиза− установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Принципы экологической экспертизы следующие:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;
- обязательность проведения;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Виды экологической экспертизы:
- государственная;
- общественная.
Государственная экологическая экспертиза − вид экспертной деятельности специально создаваемых комиссий, базирующихся на эколого-экономико-социальном исследовании, проверке, анализе и оценке объекта капитального строительства для принятия решения о возможности реализации рассматриваемого проекта.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертными комиссиями, образованными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации или межотраслевыми экспертными комиссиями.
Объекты государственной экологической экспертизы таковы:
- проекты правовых актов Российской Федерации;
- материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации;
- технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также проекты технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.
Государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе представляемых материалов документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и материалов оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности,которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Результат проведения экспертизы - заключение государственной экологической экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы − документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации экологическим требованиям, которые установлены техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством состава экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза:
- организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды;
- проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней;
- может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы;
- осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.
Общественная экологическая экспертизаможет проводиться в отношении тех же объектов, что и при проведении государственной экологической экспертизе, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
16. Сметная стоимость строительства. Методы определения. Сметная документация. Состав. Экспертиза сметной документации.
Сметная стоимость - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами.
Основание для определения сметной стоимости:
1.Предпроектная и проектная документация:
чертежи; ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости оборудования; решения по организации и очередности строительства; пояснительные записки.
2.Действующие сметные нормативы, в том числе отпускные цены и транспортные расходы;
3.Отдельные решения, относящиеся к данному объекту.
Сметные нормативы
ГСН; ОСН; ТСН; ФСН; ИСН.
Основание для определения сметной стоимости:
1.Отпускные цены на материалы, оборудование, мебель и инвентарь
2.Транспортные расходы
3.Отдельные решения органов государственной власти.
Стоимость строительства в сметной документации приводиться в двух уровнях цен:
· базисный (постоянный) уровень, определяется на основе действующих сметных норм и цен.
· текущий (прогнозный) уровень, определяется на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
2) Методы определения сметной стоимости
1.Ресурсный;
2.Ресурсно-индексный;
3.Базисно-индексный;
4.На основе укрупненных сметных нормативов (объектов-аналогов).
3) Сметная документация
Сметная документация:
• локальные сметы, локальные сметные расчеты,
• объектные сметы, объектные сметные расчеты,
• сметные расчеты на отдельные виды затрат,
• сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта),
• сводка затрат
• пояснительная записка
Цель экспертизы сметной документации:
• оценка правильности определения стоимости строительства, в целях своевременного выявления ее завышения или занижения.
Задачи экспертизы сметной документации:
• оценка правильности применения норм, расценок, правил, методик и коэффициентов расчетов;
• оценка правильность учета объемов работ, технологий.
Возвратные суммы:
• от реализации заказчиком материалов и деталей, полученных от разборкивременных зданий и сооружений;
• материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений;
• мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для жилых и служебных помещений персонала, осуществляющего монтаж оборудования;
• материалов, получаемых в порядке попутной добычи.
Основные недостатки сметной документации:
• неадекватный подбор объектов-аналогов;
• определение стоимости в смешанных ценах (1984 года, 1991, 2000 годах и текущих одновременно);
• неправильное определение прочих затрат, накладных расходов, плановой себестоимости и коэффициентов пересчета в текущие цены;
• завышение трудозатрат, машино-смен, транспортных и других расходов, стоимости материалов и оборудования при определении сметной стоимости ресурсным методом в текущих ценах;
• неправильное применение видов расценок либо введение не нужных расценок;
• завышение сроков продолжительности строительства.