Расчет устойчивости насыпи из глинистых грунтов
Расчет общей устойчивости насыпи из глинистых грунтов
Применительно к схемам рис.3 и рис.4 (в зависимости от варианта задания) для полной высоты насыпи последовательно определяются
- координата подошвы насыпи :
(схема 1),
(схема 2);
- угол наклона хорды AC
;
- длина хорды АС и половина длины хорды
;
- радиус кривой скольжения из условия невхождения ее в более прочное основание при максимальной крутизне вблизи точки С:
.
При этом координаты центра кривой скольжения будут равны
;
Разбивка выделенного блока, ограниченного кривой скольжения, на отсеки осуществляется по условию однородности площадки или откоса на поверхности и непревышения ширины каждого блока 4-5м по условию обеспечения необходимой точности расчета. Общим для всех случаев является выделение блоков шириной b1=2,7м с расчетом эквивалентной нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути, а также блока 2 шириной с незагруженной поверхностью . Ширина блоков назначается кратной величине mH (схема 1) или и (схема 2).
После разбивки оползнеопасного блока на отсеки последовательно определяются :
- координаты границ отсеков и ;
- координаты середины отсеков и .
В дальнейшем расчет общей устойчивости насыпи выполняется последовательно применительно к табл. 3, в которой приведен пример определения общей устойчивости насыпи, сложенной глинистым грунтом с влажностью на границе текучести Wl=0,50.
Рис. 3. Схема 1 к расчету устойчивости насыпи
Рис. 4. Схема 2 к расчету устойчивости насыпи
Пример расчета дан применительно к схеме 1 при следующих исходных данных:
- высота насыпи H=10 м,
- толщина слоя наклоненных балластных материалов м,
- показатель крутизны откоса m=1,8,
- ширина основной площадки В=6,5,
- величина эквивалентной нагрузки м,
- объемный вес грунта насыпи т/м3.
Зависимости величины сцепления C(h) и коэффициента трения приняты из примера раздела 2. При этом значение С(h) для первого отсека принимается без учета временной нагрузки:
Для приведенного в табл. 2 примера предварительно определены:
- координаты подошвы откоса и входа кривой
м,
, ;
- угол наклона хорды кривой скольжения
;
- длина полухорды кривой скольжения
м;
- радиус кривой скольжения
м;
- координаты центра кривой скольжения
м ; м.
Схема проведения и пример расчета общей устойчивости приведены в табл. 3.
Таблица 3
№№ | Показатели | Порядок определения | №№ отсеков | |||||
Номер отсеков | назначаются | |||||||
Ширина отсека bi , м | 2,7 | 1,9 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | ||
Ордината середины отсека Xi, м | 1,35 | 3,65 | 6,85 | 11,35 | 15,85 | 20,35 | ||
Угол кривой скольжения | 39,5 | 34,5 | 28,1 | 19,68 | 11,66 | 3,86 | ||
Абсцисса поверхности откоса в середине отсека Yn , м | 12,5 | 10,0 | 8,75 | 6,25 | 3,75 | 1,25 | ||
Абсцисса кривой скольжения | 7,63 | 5,90 | 3,95 | 1,95 | 0,67 | 0,08 | ||
Высота отсека hi, м | 4,87 | 4,10 | 4,80 | 4,30 | 3,08 | 1,17 | ||
Вес отсека Q, м | 26,3 | 15,6 | 43,2 | 38,7 | 27,5 | 10,5 | ||
Сдвигающая сила , т | 16,7 | 8,8 | 20,4 | 13,0 | 5,6 | 0,7 | ||
Сцепление С(h), т/м2 | 0,83 | 1,42 | 1,62 | 1,492 | 1,070 | 0,486 | ||
Удерживающая сила сцепление, т | 2,9 | 3,3 | 8,5 | 7,1 | 4,9 | 2,2 | ||
Коэффициент трения | 0,26 | 0,25 | 0,26 | 0,260 | 0,252 | 0,241 | ||
Удерживающая сила трения, т | 5,3 | 3,3 | 10,0 | 9,5 | 6,8 | 2,5 |
По данным расчета определяются :
- показатель устойчивости К1 для нормализованных условий, когда климатические параметры ( в основном температура летнего периода, количество и интенсивность осадков) не превышают расчетных значений, определенных по СниП 23-01-99 «Строительная климатология» или обработкой данных региональных метеостанцией:
;
- показатель устойчивости К2 для экстремальных ситуаций, когда количество или интенсивность осадков превышают нормированные для данного региона значения и возможно водонасыщение сплывоопасного массива водой через систему усадочных трещин:
,
где - объемный вес воды;
- максимальное значение глубины отсека по данным расчета.
Для приведенного примера значения К1 и К2 будут равны
; .
Значения К1 и К2 используются при определении мероприятий по усилению насыпи.