Декоративная облицовка, штукатурка, роспись.
Месопотамская архитектура больше всего любила красочность и блеск. Она покрывала штукатурку многоцветными рисунками, исполненными клеевыми красками, и раскрашивала скульптурные изображения. Снаружи, как и внутри, она не скупилась на применение металлов. Из бронзы выделывались перекладины над дверьми и окнами, косяки и пороги. Балаватские ворота были украшены металлическими рельефами со сценами повествовательного содержания. В Хорсабаде по обеим сторонам было поставлено с декоративной целью изображению пальмы, выполненному из металла.
Убранство приемных зал (по крайней мере в Ассирии, где существовал камень) состояло в облицовке помещений большими алебастровыми (мраморовидный известняк) плитами, покрытыми рельефами. Эти плиты, непосредственно прикреплявшиеся к массиву стен, подобно панели охватывали помещение, доходя лишь до половины высоты его стен. Остальная поверхность стены штукатурилась. Фоны рельефов раскрашивались в один тон, благодаря чему резко выделялись изображенные на них фигуры, оштукатуренные части стен тоже закрашивались или белись. Серебром и золотом покрывались стены, купола и колонны святилищ, тронных зал и царских палат. Но особенным предпочтением пользовалась эмаль, которую с самых отдаленных времен месопотамцы изготовляли в совершенстве. Иногда, как в Варке, довольствовались тем, что местами вклинивали в кирпичную кладку род глиняных гвоздей с эмалированной головкой; иногда, как в Вавилоне и Ниневии, стены украшали полосами или дугами из пригнанных кирпичей, покрытых эмалью, или же облицовывали изразцами целые фасады.
Сущесвенным элементом служили глазурованные кафли, применяющиеся в Персии до настоящего времени. Изразцы применялись для бордюров у основания стен, для фризов и мерлонов – в их верхних частях, в архивольтах сводов. Надписи заставляют, как будто прийти к выводу, что изразцы использовались и для облицовки деревянных частей строений; раскопки этого еще не подтвердили, но лучшим доказательством этому служит греческая архитектура эпохи архаики, которая, очевидно, продолжает ассирийскую традицию. Самые ранние из дошедших до нас памятников искусства глазури в Месопотамии относятся к эпохе Ассирии. Но тайна месопотамского рецепта изготовления глазури так и осталась не раскрытой. Тот факт, что изразцы применялись лишь в помещениях, предназначенных для официальных приемов в дворцовых комплексах, заставляет предположить, что их изготовление было делом дорогостоящим. Изразцы были плоскими (изображение являлось вдавленным рисунком) так и рельефными. Каждый изразец был частью глиняного рельефа, состоящего из многих расцвеченных и покрытых глазурью кирпичей. Палитра месопотамской архитектуры была разнообразна и богата яркими красками. Когда дело шло о создании фрески брали черную краску, которой зачастую покрывали нижнюю часть стены, на высоте от 50 см до 1,5 м; зеленую которой покрывался фон, белую, темно-красную, желтую, синюю. При раскрашивании скульптурных изображений довольствовались синими, алыми и фиолетовыми тонами. Преобладающими цветами эмалевой облицовки были: темно-синий, довольно яркий цвет, служивший для покрытия фона, и желтый, слегка переходящий в оранжевый, употреблявшийся для мотивов; в меньшей мере употреблялись зеленый, черный и белый цвета. Причины мистического порядка требовали известной последовательности цветов.
Что касается орнаментальных мотивов то они те же, что в египетском искусстве, - розетка и пальметта. Но здесь они теряют строгость рисунка и тем самым изящество.
Образцы ассирийского декоративного искусства.
Древняя Персия — построенное на завоеваниях государство, продолжавшее традицию ассирийского государства. Персия подчинила себе Нововавилонское царство в 538 г. В 330 г. до н. э. мировая держава Ахеменидов была завоевана Александром Македонским. Различают три основных периода персидской истории, которым соответствуют отдельные периоды истории персидской архитектуры. Древнейшим периодом является эпоха династии Ахеменидов (559—330). За ахеменидским периодом следует парфянская эпоха, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.), в течение которой в Персии преобладающее значение имели элементы греко-римской культуры. Третьим периодом является эпоха династии Сассанидов (226—636), которая проходит под знаком освобождения от иноземного влияния и восстановления старой монархии.
Древняя Персия — характерная для Востока абсолютная монархия. Персидский царь был для демократически настроенного грека V века до н. э. воплощением «варварства» и восточного деспотизма. И в Древней Персии царская власть пользовалась религией как сильным средством угнетения огромных масс эксплуатируемого населения. Однако персидская архитектура почти не знает храмов, потому что господствующей религией было огнепоклонничество — маздакизм.
Персеполь.