Декоративная облицовка, штукатурка, роспись.

Месопотамская архитектура больше всего любила красочность и блеск. Она покрывала штукатурку многоцветными рисунками, исполненными клеевыми красками, и раскрашивала скульптурные изображения. Снаружи, как и внутри, она не скупилась на применение металлов. Из бронзы выделывались перекладины над дверьми и окнами, косяки и пороги. Балаватские ворота были украшены металлическими рельефами со сценами повествовательного содержания. В Хорсабаде по обеим сторонам было поставлено с декоративной целью изображению пальмы, выполненному из металла.

Убранство приемных зал (по крайней мере в Ассирии, где существовал камень) состояло в облицовке помещений большими алебастровыми (мраморовидный известняк) плитами, покрытыми рельефами. Эти плиты, непосредственно прикреплявшиеся к массиву стен, подобно панели охватывали помещение, доходя лишь до половины высоты его стен. Остальная поверхность стены штукатурилась. Фоны рельефов раскрашивались в один тон, благодаря чему резко выделялись изображенные на них фигуры, оштукатуренные части стен тоже закрашивались или белись. Серебром и золотом покрывались стены, купола и колонны святилищ, тронных зал и царских палат. Но особенным предпочтением пользовалась эмаль, которую с самых отдаленных времен месопотамцы изготовляли в совершенстве. Иногда, как в Варке, довольствовались тем, что местами вклинивали в кирпичную кладку род глиняных гвоздей с эмалированной головкой; иногда, как в Вавилоне и Ниневии, стены украшали полосами или дугами из пригнанных кирпичей, покрытых эмалью, или же облицовывали изразцами целые фасады.

Сущесвенным элементом служили глазурованные кафли, применяющиеся в Персии до настоящего времени. Изразцы применялись для бордюров у основания стен, для фризов и мерлонов – в их верхних частях, в архивольтах сводов. Надписи заставляют, как будто прийти к выводу, что изразцы использовались и для облицовки деревянных частей строений; раскопки этого еще не подтвердили, но лучшим доказательством этому служит греческая архитектура эпохи архаики, которая, очевидно, продолжает ассирийскую традицию. Самые ранние из дошедших до нас памятников искусства глазури в Месопотамии относятся к эпохе Ассирии. Но тайна месопотамского рецепта изготовления глазури так и осталась не раскрытой. Тот факт, что изразцы применялись лишь в помещениях, предназначенных для официальных приемов в дворцовых комплексах, заставляет предположить, что их изготовление было делом дорогостоящим. Изразцы были плоскими (изображение являлось вдавленным рисунком) так и рельефными. Каждый изразец был частью глиняного рельефа, состоящего из многих расцвеченных и покрытых глазурью кирпичей. Палитра месопотамской архитектуры была разнообразна и богата яркими красками. Когда дело шло о создании фрески брали черную краску, которой зачастую покрывали нижнюю часть стены, на высоте от 50 см до 1,5 м; зеленую которой покрывался фон, белую, темно-красную, желтую, синюю. При раскрашивании скульптурных изображений довольствовались синими, алыми и фиолетовыми тонами. Преобладающими цветами эмалевой облицовки были: темно-синий, довольно яркий цвет, служивший для покрытия фона, и желтый, слегка переходящий в оранжевый, употреблявшийся для мотивов; в меньшей мере употреблялись зеленый, черный и белый цвета. Причины мистического порядка требовали известной последовательности цветов.

Что касается орнаментальных мотивов то они те же, что в египетском искусстве, - розетка и пальметта. Но здесь они теряют строгость рисунка и тем самым изящество.

Декоративная облицовка, штукатурка, роспись. - student2.ru Декоративная облицовка, штукатурка, роспись. - student2.ru

Образцы ассирийского декоративного искусства.

Древняя Персия — построенное на завоеваниях государство, продолжавшее традицию ассирийского государства. Персия под­чинила себе Нововавилонское царство в 538 г. В 330 г. до н. э. ми­ровая держава Ахеменидов была завоевана Александром Маке­донским. Различают три основных периода персидской истории, которым соответствуют отдельные периоды истории персидской архитектуры. Древнейшим периодом является эпоха династии Ахеменидов (559—330). За ахеменидским периодом следует пар­фянская эпоха, эпоха парфянской феодальной монархии (323 г. до н. э.—226 г. н. э.), в течение которой в Персии преобладающее зна­чение имели элементы греко-римской культуры. Третьим перио­дом является эпоха династии Сассанидов (226—636), которая про­ходит под знаком освобождения от иноземного влияния и восста­новления старой монархии.

Древняя Персия — характерная для Востока абсолютная монар­хия. Персидский царь был для демократически настроенного грека V века до н. э. воплощением «варварства» и восточного деспотиз­ма. И в Древней Персии царская власть пользовалась религией как сильным средством угнетения огромных масс эксплуатируемого на­селения. Однако персидская архитектура почти не знает храмов, по­тому что господствующей религией было огнепоклонничество — маздакизм.

Персеполь. Декоративная облицовка, штукатурка, роспись. - student2.ru

Наши рекомендации