Занятие 2. Признаки авторитетности сампрадайи
- Сампрадая должна быть предсказана в шастрах и
связана с Кришной
- Лакшми является супругой Господа
- Брахма получил дивйа-гьян , совершая тапу
- Кумары стали преданными, вдохнув аромат листьев Туласи
- Шива стал преданным по благословению Брахмы.
2.6.37
4. 24.18
4.17.5
Ачарья должен быть преданным
Она должна быть непрерывной
Способность освобождать
- Она должна быть представлена в шастрах. Падма Пурана:
сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпала матах
атах калау бхавишйанти чатварах сампрадайинах
шри-брахма-рудра-санаках ваишнавах кшити-паванах
чатварас те калау бхавйа хйуткале пурушоттамах
Пока ты не принял посвящение от истинного духовного учителя, стоящего в цепи ученической преемственности, мантра, которую ты, возможно, получил, не окажет никакого воздействия. Основатели этих четырех ваишнавских сампрадай Лакшми или Шри, Брахма, Рудра и Санака Риши
«Любая мантра, которая пришла не из ученической преемственности, считается бесполезной. Поэтому, четыре Божественных личности явятся в век Кали, чтобы возродить школы преемственности. Основатели этих четырех вайшнавских сампрадай – Лакшми или Шри; Брахма, Рудра и Санака Риши; и четыре ачарьи века Кали, которые последуют их стопам, явятся в святой обители Пурушоттама в Ориссе и отчистят всю землю».
Интересно что Шри Чайтанья Махапрабху взяв по 2 принципа из каждой, таким образом объединил 4 сампрадаи, а Шрила Прабхупада распространил по всей Земле – отчистит всю Землю.
Связь с Вишну и предсказаны в священных писаниях.
Ачарьи Мадхва , Баладева Видьябхушана , Кави Карнапура цитировали этот стих, интересно , что сейчас его уже не находят в Падма-пуране. Пример того, как писания приходят в упадок под влиянием века Кали.
- Сампрадайа должна приводить ( или учить) к чистому преданному служению
Рупа Госвами отделил чистое преданное служение от всего того, что к нему не имеет отношения «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):
анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам
анукулйена кршнану-шиланам бхактир уттама
«Высшее проявление бхакти – это непрерывное служение или проявление эмоций по отношению к Кришне, Его экспансиям, или к тем, кто связан с Ним, в стремлении доставить радость Кришне. Такая бхакти должна быть лишена любых желаний, кроме желания доставить удовольствие Господу и свободная от имперсональной гьяны, материалистичных ритуалов кармы и другой неблагоприятной деятельности».
Шиварама Свами: Ита - свободным от стремления совершать подобную деятельность, хотя сама деятельность по инерции может совершаться (внешний налёт), но если есть правильное понимание и стремление только к чистому бхакти. Самое главное - сильное стремление к чистой преданности.
Что является критерием чистой преданности? Уровень человека? Направление, решимость - куда он направлен.
БГ 9.30:
апи чет су-дурачаро
бхаджате мам ананйа-бхак
садхур эва са мантавйах
самйаг вйавасито хи сах
апи - даже; чет - если; су-дурачарах - человек, совершающий самые отвратительные поступки; бхаджате - с преданностью служит; мам - Мне; ананйа-бхак - целеустремленный; садхух - святой; эва - безусловно; сах - он; мантавйах - тот, кого следует считать; самйак - всецело; вйаваситах - исполненный решимости; хи - конечно; сах - он.
Даже если человек, занимающийся преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути.
Примеры Махараджи Бхараты, проститутки, жившей напротив брахмана
- Эти сампрадаи должны основываться на шастрах – учение передаваемое парампарой должно быть основано на шастрах.
- Точная передача знания
В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101) Шрила Рупа Госвами пишет, цитата из «Брахма-ямалы»:
шрути-смрити-пуранади- панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактир утпатайаива калпате
«Может казаться, что человек достиг стабильности в практике чистой бхакти, обращенной на Господа, но если при этом он отвергает правила шрути, смрити, пуран и панчаратры, не имея достаточной веры в них, такой человек обречен на неудачу»,
+ «Тот, кто пытается служить Господу, пренебрегая указаниями Упанишад, Пуран, «Нарада-панчаратры» и других авторитетных ведических писаний, только нарушает покой общества».
Пураны, итихасы- Махабхарата, Рамаяна также включаються в смрити
Шрути это Веды, араньяки, браманы, упанишады
Примеры: сахаджии, ритвики, «Белое братство» и др.
Есть 2 вида парампары :
Разное отношение к прерывности
Дикша или панчаратра парампара – в этом случае необходимо физическое присутствие гуру.
Бхагавата парампара – учение можно получить и без физического присутствия гуру, но без искажения должно передаваться само послание.
Пример: Нароттам дас Тхакур и Вишванатх Чакраварти Тхакур идут друг за другом хотя между ними разрыв по времени 150 лет. Вишванатх Чакраварти постоянно медитировал и черпал огромное вдохновение от бхаджанов Нароттам дас Тхакура, который имел благословение от Господа Чайтаньи предсказавшего, что явится великий преданный.
Немного подробнее о критерии авторитетности «Сампрадая должна быть основана на шастрах»
· Существует соответственно 3 типа шастр:
Шрути – знание, приобретаемое в процессе слушания. Это 4 Веды и Упанишады, данные Самим Верховным Господом.
Смрити – богооткровенные писания, дополняющие Шрути. Включают Пураны и Итихасы
Панчаратрика-видхи – процесс поклонения Божеству в храме.
Кажлая категория писаний описывает конкретный путь духовного развития
· => Существует 3 пути духовного возвышения соответственно:
Вайдик-марг – ведический путь духовного развития (варнашрама)
Бхагавата-марг – воспевание Святого Имени
Панчаратрика-марг – поклонение Божествам
Некоторые ученые относят Пураны и Панчаратры к одной категории – Бхагават-марг, потому что и те и другие говорят о преданном служении Господу, но говорят по-разному.
Итихасы – описания в хронологическом порядке (Рамайана и Махабхарата)
Пураны – повествования, объединенные в сборники (более описательная литература)
Джива Госвами: слово пураны происходит от «пурнам» - все, что нужно знать, особенно это относиться к Шримад Бхагаватам
Панчаратра - техническое изложение тем, описанных в пуранах
· Есть 18 маха-пуран и 18 второстепенных (упа-пуран)
Все Маха-пураны описывают 10 тем - ШБ 2.10.1:
шри-шука увача
атра сарго висаргаш ча стханам пошанам утайах
манвантарешанукатха ниродхо муктир ашрайах
шри — шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; атра — в «Шримад — Бхагаватам»; саргах — вопрос о сотворении вселенной; висаргах — вопрос о вторичном творении; ча — также; стханам — планетные системы; пошанам — покровительство; утайах — движущая сила творения; манвантара — смены Ману; иша — анукатхах — наука о Боге; ниродхах — возвращение домой, к Богу; муктих — освобождение; ашрайах — суммум бонум.
«Шри Шукадева Госвами сказал: «Шримад — Бхагаватам» затрагивает десять тем. Он рассказывает о сотворении вселенной, вторичном творении, планетных системах, покровительстве Господа, движущей силе творения, смене Ману, науке о Боге, возвращении домой, к Богу, об освобождении и суммум бонум.»
ШБ 12.7.9-10:
«О брахмана, авторитеты в этом вопросе понимают Пурану, как произведение, повествующее о десяти характерных предметах: создании этой вселенной, вторичном творении мира и живых существ, поддержании всех живых существ, их питании, правлении различных Ману, династиях великих царей, деятельности таких царей, уничтожении, движущей силе и высшем убежище. Другие ученые утверждают, что великие Пураны имеют дело с этими десятью предметами, тогда как менее значительные Пураны могут касаться только пяти.»
1. Саргах – творение Самим Господом материального мира
2. Висаргах – творение последующее Брахмой
3. Стханам – планетные системы, то, что поддерживает существование всех живых существ в этом мире
4. Пошанам(или ракша) — защита и покровительство Господа
5. Утайах(хету) — стимул к деятельности. То, что движет живыми существами в этом мире
6. Манвантара — деятельность великих царей Ману;
7. Иша — анукатхах — авторитетные повествования об играх Господа
8. Ниродхах(самстхах) — естественный финал матер вселенной – уничтожение
9. Муктих — освобождение. ШБ 2.10.6 – определение (освобождение не «от», а «для»):
ниродхо 'сйанушайанам атманах саха шактибхих
муктир хитванйатха рупам сва-рупена вйавастхитих
ниродхах — свертывание космического проявления; асйа — Его; анушайанам — погружение воплощения пуруши (Маха — Вишну) в мистический сон; атманах — живых существ; саха — вместе; шактибхих — с энергиями; муктих — освобождение; хитва — оставление; анйатха — иначе; рупам — форма; сва — рупена — в изначальной форме; вйавастхитих — неизменное положение.
«Когда живое существо вместе с присущей ему тенденцией к обусловленности сливается с бытием погруженного в мистический сон Маха — Вишну, этот процесс называют свертыванием космического проявления. Освобождение — это возвращение живого существа в свою неизменную форму, которую оно обретает, когда оставляет постоянно меняющиеся грубые и тонкие материальные тела.»
10. Ашрайах – верховное прибежище.
3500 – количество пресонажев ШБ.
Только 1% - садхана-сиддхи (Бали Махарадж)
99% - крипа-сиддхи.
Малые пураны описывают 5 тем:
1. Саргах – связано с Господом
2. Пратисаргах – связано с Брахмой
3. Вамша – династии полубогов и мудрецов
4. Манвантара – потомки Ману
5. Вамши-анучаритам – деяние царей Сурйа-вамши
· Панчаратры представляют техническую систему. Это технические изложения тем, описанных в пуранах
Панча (5) – Ратра (а. ночь,
б. знание)
Кайтабха и Мадху – при начале творения Брахмой, они вошли в его ум и забрали все Веды. Господь потом вернул их в виде Хамсы. Но Брахма попросил знание, которое невозможно забыть.
В Панчаратре 5 видов знания:
- ведическое знание
- йога-процесс
- знание о матер мире
- знание об обретении освобождение
- знание об обретении трансцендентного любовного служения Господу Кришне
· Панчаратра делит эти 5 видов знания на 4 уровня:
Гьяна – джива, матер мир, Верховный Господь
Йога – процесс освобождения живого существа от матер обусловленности
Крийа – строительство храмов и установление Божеств
Чарийа – проведение фестивалей и поклонение Верховному Господу в храме.