ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29
1. Устройство временных зданий и сооружений на строительной площадке. Обеспечение
строительства мобильными зданиями.
Временными зданиями называют надземные подсобно-вспомогательные и обслуживающие объекты, необходимые для обеспечения производства СМР. Временные здания сооружают только на период строительства. Стоимость временных зданий наряду с временными дорогами является одной из основных статей затрат на временное строительное хозяйство, и сокращение их является важной задачей при проектировании СГП.
Временные здания в отличие от постоянных имеют свои особенности, связанные с назначением, конструктивным решением, методами строительства, эксплуатации и порядком финансирования.
По назначению временные здания делят на производственные, складские, административные, санитарно-бытовые, жилые и общественные.
По конструктивному решению, методам строительства и эксплуатации временные здания могут быть неинвентарными, сооружаемыми в расчета на однократное использование, и инвентарными, т.е. рассчитанными на многократную перебазировку и использование на различных объектах.
Инвентарные здания по степени мобильности и конструктивному решению можно классифицировать на следующие типы: сборно-разборные, контейнерные и передвижные.
Создаются мобильные бытовые городки – современная и эффективная форма обслуживания рабочих и специалистов непосредственно на объектах. Они сооружаются до начала производства основных СМР на объектах.
Производственно-бытовые городки должны располагаться на спланированной площадке с максимальным приближением к основным маршрутам передвижения работающих на объекте, а также в соответствии с ПОС в безопасной зоне от работы крана и иметь отвод поверхностных вод. Проходы к санитарно-бытовым помещениям не должны пролегать через опасные зоны (от строящегося здания и грузоподъемных механизмов). Для обеспечения безопасного прохода в бытовые помещения должны быть устроены пешеходные дорожки из щебня шириной не менее 0,6 м.
Бытовые городки, а также подходы к ним следует располагать вне опасных зон действия механизмов и транспорта. Бытовые помещения располагают на расстоянии не менее 50 м и с наветренной стороны господствующих ветров по отношению к установкам, выделяющим пыль, вредные газы и пары. Бытовые помещения следует размещать вблизи входов на стройплощадку, с тем чтобы рабочие могли попасть в раздевалку, а после работы на улицу минуя рабочую зону. Надо так разместить городок, чтобы он не мешал строительству в течение всего расчетного периода. Максимальная блокировка зданий между собой сокращает расходы по подключению к коммуникациям и эксплуатационные затраты.
2. Определение опасной зоны работы крана и подъемника. Ограждение строительной
площадки.
Перед началом работ кранов и подъемников необходимо (см. раздел 1.2) выделить опасные зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполнения работ.
Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов кранами, включают в себя зону обслуживания крана, половину наружного наименьшего габарита перемещаемого груза с прибавлением минимального расстояния отлета груза при его падении, а также наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза.
Граница зоны обслуживания башенных кранов определяется максимальным вылетом стрелы (lмст) на участке между крайними стоянками крана на рельсовом крановом пути.
Минимальное расстояние отлета груза (lот) при его возможном падении зависит от высоты его подъема. Под высотой возможного падения груза (hгр), принимается расстояние от поверхности земли (или площадки, для которой определяется граница опасной зоны) до низа груза, подвешенного на грузоподъемном приспособлении (строп, траверса и п.т.).
Таким образом, граница опасной зоны работы крана определяется по формуле
(3.5)
где: Lкро.з – размер опасной зоны работы крана (м);
lmст – максимальный вылет стрелы крана (м);
0,5lminгр – половина минимального габарита груза (м);
lотл – минимальное расстояние возможного отлета груза, перемещаемого краном, при его падении.
lmaxгр – максимальный габарит груза (м).
Рис. 3.4. Основные составляющие элементы при определении безопасной привязки крана и опасных зон его работы.
1 – подъемный кран;
2 – поднимаемый груз;
3– ограждение строительной площадки.
Граница опасной зоны для подъемников принимается:
- для грузопассажирских подъемников от габарита кабины и противовеса и составляет 5м;
- для грузовых подъемников с платформой от габарита грузовой платформы.
Граница опасной зоны принимается согласно таблице определения минимального расстояния отлета груза при его падении как вблизи строящегося здания.
Граница опасной зоны для грузовых подъемников с консольной стрелой определяется согласно таблице 3.1 определения минимального расстояния отлета груза при его падении как при перемещении груза краном с учетом габарита наибольшего груза.
На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены предохранительные защитные ограждения.
На границах зон потенциально опасных производственных факторов – сигнальные ограждения и знаки безопасности.
Границу опасной зоны обозначают на местности знаками в соответствии с ГОСТ, предупреждающими о работе крана. Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток они должны быть освещены. Знаки устанавливаются на закрепленных стойках для предотвращения опасности от их падения при проходе людей и передвижении техники.
На границе опасной зоны в местах возможного прохода людей (дороги и пешеходные дорожки) устанавливаются знаки, предупреждающие о работе крана.
Места временного или постоянного нахождения работающего (санитарно-бытовые помещения, места отдыха и проходы для людей) при устройстве и содержании производственных территорий, участков работ должны располагаться за пределами опасных зон.
На выполнение работ в зоне действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, должен быть выдан наряд-допуск.
При отсутствии ограждений рельсовых крановых путей со стороны строящегося здания (сооружения) все дверные проемы в сторону рельсовых крановых путей должны быть наглухо закрыты.
Место производства работ кранами, оснащенными грейфером или магнитом, должно быть огорожено сигнальными ограждениями и обозначено предупредительными знаками по ГОСТ.
В пределах проведения работ этими кранами нахождение людей запрещается. Подсобные рабочие, обслуживающие такие краны, могут допускаться к выполнению своих обязанностей только в перерывах работы крана и после того, как грейфер или магнит будут опущены на землю и находятся в устойчивом положении. Рабочие и крановщики должны пройти инструктаж по безопасному ведению работ. Крановщик должен знать маршрут перемещения грейфера и магнита и границы опасной зоны.
Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта).
Рис. 3.5. Опасная зона при работе грузового строительного подъемника.
Пробное зачерпывание должно производиться с горизонтальной поверхности свеженасыпанного груза. К работе допускаются грейферы, имеющие автоматическое или дистанционное управление.
Не допускается использование грейфера для подъема людей или выполнения работ, для которых грейфер не предназначен.
Гусеничные краны могут перемещаться с грузом на крюке, при этом нагрузка на кран и положение стрелы должны устанавливаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации крана.
Допускаемая масса перемещаемого груза зависит от длины стрелы и положения стрелы крана по отношению к направлению движения крана, при этом перемещение груза должно производиться на минимальном вылете.
Основание, по которому перемещается кран с грузом, должно иметь твердое покрытие, выдерживающее без просадки удельное давление не менее величин, указанных в паспорте крана или инструкции по эксплуатации крана. Основание должно быть ровным и иметь уклон, не больше указанного в инструкции по эксплуатации крана.
Перемещение груза краном целесообразно производить на высоте не более 0,5м над поверхностью земли с удерживанием груза от раскачивания и разворота с помощью оттяжек, при этом нахождение людей между грузом и краном не допускается.
Трогание крана с места при раскачивающемся на крюке грузе не допускается. При трогании крана необходимо предварительно успокоить груз от раскачивания.
Данные по грузоподъемности кранов и уклона основания, при котором допускается перемещение кранов, приведены в инструкциях по их эксплуатации.
3. Монтаж стальных мачт и башен методом наращивания. Схемы монтажа.
Опоры радиорелейных линий, радио- и телевизионные опоры часто выполняют в виде башен. Башни обычно имеют значительную высоту и большую массу. Монтаж таких башен, как правило, осуществляют методом наращивания в проектном положении, Монтаж элементов башни в проектном положении производят переставной мачтой на расчалках, закрепленных к якорям на земле, или самоподъемным подвесным краном, который крепится к поясам смонтированной части башни и перемещается по ее центру. В зависимости от примененного монтажного оборудования несколько меняется технология производства работ.
Нижние секции башни монтируют с помощью самоходного крана, предназначаемого в основном для разгрузки конструкций. Эти секции можно также монтировать монтажной мачтой или подвесным краном, установленным на земле на специальной опоре и расчаленным к якорям или фундаментам сооружения.
При монтаже конструкций башни переставной мачтой (рис. 191) последнюю раскрепляют не менее чем четырьмя расчалками, причем положение якорей выбирают таким образом, чтобы на самой верхней стоянке мачты их заложение обеспечивало угол между мачтой и расчалками около 45°. При меньшем угле мачта во время наклона может потерять устойчивость. Если мачту устанавливают на земле, то ее основание должно быть закреплено от сдвига.
Так как высота типовой монтажной мачты 29 м, то при ее помощи можно собрать с земли элементы башни на высоту 24—26 м. Подъем элементов производят, поворачивая и наклоняя мачту в сторону устанавливаемого элемента. При большой опорной базе башни мачту передвигают внутри нее, чтобы не терять высоты подъема во время большого наклона мачты. Наклон и поворот последней осуществляют попеременным натяжением и опусканием расчалок.
Для обеспечения возможности поворота и наклона мачта имеет поворотный оголовок с прикрепленными расчалками и шарнирную опору с двумя взаимно перпендикулярными горизонтальными и вертикальными шарнирами.
Рис. 191. Переставная мачта: 1 — мачта до и после перестановки; 2 — подъемный башмак; 3 — полиспаст для подъема мачты; 4 — опорный хомут мачты; 5 — направляющая рамка; 6 — расчалки
После окончания монтажа низа башни мачту поднимают и устанавливают на консольную балку (хомут), закрепленную в верхней секции пояса смонтированной части. Хомут состоит из двух частей, охватывающих пояс башни и соединенных между собой болтами. Чтобы хомут не сползал, к поясу ниже места его опи-рания приваривают упор, на который передается вертикальная реакция от веса крана и поднимаемого элемента, а также реакция от натяжения расчалок при подъеме элементов. Вертикальный опорный шарнир мачты заделывают в консольной части хомута.
Перестановку мачты производят подъемным полиспастом при одновременном ослаблении расчалок. Полиспаст для подъема заделывают в опорный переставной башмак, установленный на верхнем торце того пояса, по которому перемещается мачта. Башмак поднимается одновременно с подъемом пояса. Переставлять мачту можно только после того, как очередная панель башни будет полностью собрана и все стыки выполнены по проекту. После перестановки мачты цикл монтажа повторяется.
В настоящее время вместо мачт применяют также самоподъемные подвесные краны УПК-2,5. Подвесной кран не имеет расчалок, мешающих установке конструкций, и по сравнению с мачтой проще в эксплуатации.