Театрально-культурных комплексов (центров).
Сценические площадки древнегреческого театра
Древний греческий театр и драма родились из культовых празднеств в честь бога Диониса, связанных с зимним умиранием и весенним возрождением природы. С конца VII в. до н.э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатирические драмы. Впоследствии они были распространены и в других территориях Греции. Эти театрализованные представления стали обязательной частью государственных праздников. Они разыгрывались на открытой площадке, которую окружали места для зрителей. Достоверных данных о точном строении древнегреческого театра нет, но по дошедшим данным, можно предположить, что вначале эта площадка имела прямоугольную форму.
Известная нам театральная архитектура появилась в V-IV вв. до н.э, это была классическая эпоха, в которой преобладала сбалансированность, гармония элементов, пропорциональность – будь то архитектура, пластика или искусство театра. Появились каменные постройки с круглой ареной и большой амфитеатральной формой, которая наилучшим образом выполняла задачу размещения, обеспечивая одинаковые аудиовизуальные условия для тысяч зрителей. На сравнительно небольшой площади располагалось большое количество зрительских мест, при этом угол зрения на сценическую площадку с первых и последних рядов амфитеатра отличался лишь на несколько градусов. Стоит отметить, что для размещения театральных зданий выбирали склоны холмов, которые позволяли создать амфитеатр, без использования сложных строительных технологий.
Театр Диониса в Афинах
Является самым древним театром Афин, строительство относится к IV в. до н.э. Позже театр неоднократно перестраивался, сохраняя основную пространственную идею греческого театра. Структура греческого театра состояла из трех основных частей:
1. Орхестра - круглая площадки для актеров
2. Театрон - места для зрителей
3. Скена - служебное помещение для переодевания актеров и хранения реквизита,
использовалась в качестве декораций.
Орхестра располагалась в центре театра, ее диаметр составлял 27 метров, две трети орхестры были окружены зрительным залом. Зрительские ряды располагались один над другим, уходя вверх, и делились двумя проходами на три яруса, а так же делились вертикально многими проходами на клинья. В Афинском театре Диониса размещалось 17 тыс. зрителей. Актеры выступали на площадке, которая находилась на уровне земли, и только позднее она поднялась над землей и получила название «проскений». Проскений и орхестра соединялись между собой ступенями. Занавеса в греческом театре не было.
Театр в Эпидавре, архитектор Поликлет- младший
Один из самых изящных и хорошо сохранившихся театров древней Греции. Вместо каменного покрытия, основой орхестры был упругий пол. Общий диаметр театра равен 118 м. Вместимость: до 40 тыс. зрителей. Знаменит был ещё и тем, что имел так называемую подвижную скену – особое техническое приспособление. Сохранившиеся части скены позволяют довольно точно определить её размеры. Проскений имел 26,5 м в длину и 3,01 м в ширину. Высота проскения над уровнем орхестры равнялась 3,5 м. Такие грандиозные размеры говорят о колоссальной вместимости этого театра. В эллинистическом театре впервые начинают выступать актеры – профессионалы. По подобной схеме строились другие театральные сооружения античности, в том числе и во времена Древнего Рима.
Итак, греческий театр - это театр на открытом воздухе, основанный на интеграции сценического и зрительского пространств. Это был публичный театр сценического представления. Открытая сцена того времени отвечала потребностям развития культуры на протяжении нескольких столетий.