Особенности оценки зданий облицованных плиткой
Лекция № 8
Некоторые особенности оценки различных объектов и оформление технического заключения
Особенности оценки объекта, расположенного на территории, подверженной карстовым проявлениям
Опасность карста для зданий и сооружений проявляется в образовании поверхностных и подземных карстопроявлений, вступающих в прямой контакт с фундаментами.
► Карст(от нем. Karst) — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа.
Для большинства объектов производственного, гражданского и транспортного назначения наиболее опасным видом карстопроявлений являются провалы. В зависимости от интенсивности провалообразования территории подразделяются на 6 категорий устойчивости:
Категория устойчивости (карстоопасности) по интенсивности провалообразования | Показатель интенсивности провалообразования (прогнозируемое число провалов на 1 км2 в год) |
I | Более 1 |
II | от 0,1 до 1,0 |
III | от 0,05 до 0,1 |
IV | от 0,01 до 0,05 |
V | менее 0,01 |
VI | локальные карстовые деформации невозможны |
Одним из условий развития карстоопасности является практически любая техногенная деятельность, в той или иной степени нарушающая относительно устойчивый режим изменений в земной поверхности. Существенно ускоряется формирование новых техногенных карстопроявлений при водопонижении, при интенсивной распашке маломощных почв и др. В опасных районах вероятность образования карсто-суффозионных провалов и оседаний поверхности земли повышенная.
В потенциально опасных районах вероятность образования карсто-суффозионных провалов и оседаний поверхности земли незначительная, но ее нельзя исключать из прогноза возможных последствий дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
► Суффозия - вынос мелких минеральных частиц и растворенных веществ водой, фильтрующейся в толще горных пород.
В настоящее время накоплен определенный опыт строительства зданий и сооружений на карстующихся грунтах, однако вопросы многолетней эксплуатации деформированных зданий или сооружений на таких почвах не достаточно изучены.
Ликвидацию потенциальной возможности карстовых деформаций обеспечивают, прежде всего, либо путем полной прорезки толщи карстующихся пород сваями или опорами глубокого заложения, либо путем цементации карстующихся пород. Производят соответствующую организацию поверхностного стока, обеспечивающего быстрый отвод атмосферных вод от зданий, с устройством дренажных систем вдоль дорог. Во всех случаях требуется разработка проектов и создание системы постоянного наблюдения за состоянием оснований в процессе эксплуатации зданий и сооружений.
Особенности оценки кирпичных зданий из силикатного кирпича
При обследовании кирпичных зданий из силикатного кирпича следует обращать внимание на возможные изменения на фасаде здания. В помещениях с повышенной влажностью и мокрыми процессами следы разрушения стен могут проявляться уже на второй год эксплуатации. Это сопровождается потерей формы кирпича, закруглением его граней, осыпанием материала. Особенно подвержены разрушению карнизы и стены вдоль водосточных труб. Участки стен, подверженные разрушению, приходится обычно разбирать полностью и закладывать заново глиняным кирпичом.
Особенности оценки зданий облицованных плиткой
Опыт эксплуатации каменных зданий, облицованных плиткой, указывает на необходимость внимательного обследования фасадов, так как уже в первые годы после ввода зданий в эксплуатацию наблюдается отслоение и выпучивание плиток. Причины отслоения плитки разнообразны, но основные из них связаны с различием в свойствах облицовки и кладки. Разница, например, в показателях прочности оказывает влияние и на деформативность облицовки. Срок службы каменных (кирпичных) конструкций во многом зависит от качества кирпича. Кирпич, поставляемый на строительство, в большинстве случаев не соответствует требованиям стандартов и параметрам, указываемым в паспорте.
Особенности оценки зданий из сборных и монолитных железобетонных конструкций
Техническое состояние железобетонных конструкций характеризуется:
1) наличием или отсутствием трещин;
2) повышенной деформативностыо (прогибы);
3) надежностью зон их опор;
4) прочностью бетона;
5) наличием обнаженной арматуры, подверженной коррозии;
6) качеством сварных сопряжений.
Дефекты железобетонных конструкций приводят к снижению прочности, трещиностойкости и к снижению их стойкости к внешним воздействиям (например, низких температур, динамических нагрузок и т.п.).
Наибольшее распространение при строительстве многоэтажных зданий получили каркасные здания в типовых решениях, а при строительстве одноэтажных производственных зданий - комплекс типовых конструкций, (колонн, строительных балок и ферм, подкрановых балок). При этом объемно-планировочные решения строго регламентированы установленными габаритными схемами для каждого типа зданий (шаг колонн, высота этажа, размер пролета).
Необходимо помнить о том, что в многоэтажных зданиях каркасы рассчитаны на строго определенную максимальную нагрузку на перекрытия. Каркасы производственных зданий до 2,5 т/м2 (по серии ИИ-200.412) и до 1,2 т/м2 (по серии ИИ-04), получили наибольшее распространение. В связи с этим при решении задачи о дальнейшем использовании обследуемого здания необходимо, прежде всего, выяснить нагрузку, на которую был рассчитан данный каркас здания, и установить ее соответствие нагрузке при предполагаемом варианте использования здания, учитывая, что габаритные размеры конструкции одинаковы, а отличие заключается в армировании и прочности бетона.
При обследовании особое внимание должно быть уделено состоянию и качеству узловых сопряжений, так как в процессе строительства наибольшее количество серьезных дефектов допускается именно в узловых сопряжениях.
Нарушить нормальную работу железобетонных конструкций может неправильная эксплуатация зданий. Протечки различных жидкостей, плохая вентиляция помещений, приводящие к насыщению воздушной среды агрессивными газами и ухудшению температурно-влажностного режима, вызывают повреждение и разрушение материала строительных конструкций.
Железобетонный каркас может стать дефектным и в процессе проводившейся реконструкции, вследствие которой изменяется расчетная схема работ каркаса.
Так, например, замена утеплителя на материал с большим объемным весом, устройство дополнительных слоев гидроизоляции с увеличением толщины стяжки в условиях работы каркаса при максимальной расчетной нагрузке в сочетании с дефектами монтажа могут вызвать создание аварийной ситуации. Усиление же каркаса может быть весьма дорогостоящим. В ряде случаев нерасчетливое снятие нагрузки, которая является удерживающей против опрокидывания или потери устойчивости конструктивного элемента, может приводить также и к созданию аварийной.
В связи с этим решения об устранении дефектов должны определяться на основе тщательного расчета, что в конечном итоге будет определять и стоимость приведения каркаса здания в эксплуатационно приемлемое техническое состояние. Вместе с тем следует иметь ввиду, что выполнение усиления конструкций в большинстве случаев оказывается дешевле их замены. Способы усиления, в зависимости от выявленного дефекта или ослабления несущей способности конструкции, должны учитывать и условия будущей их эксплуатации.
В монолитных железобетонных зданиях различного назначения дефекты при нарушении нормальных условий эксплуатации аналогичны тем, что отмечены для зданий из сборных элементов. Основными из них являются уменьшение толщины защитного слоя, коррозия арматуры вследствие увеличения проницаемости конструкций, особенно в зонах раковин и каверн в бетоне, а также вследствие некачественного выполнения изоляционных и антикоррозионных покрытий.