Сущность и задачи управления. Управление – направленное воздействие на объект управления с целью перевода его в новое состояние или для поддержания его в установленном режиме.
Управление – направленное воздействие на объект управления с целью перевода его в новое состояние или для поддержания его в установленном режиме.
Существует два механизма воздействия:
1. стихийное – руководитель действует инициативно;
2. осмысленное – сознательные факторы целенаправленно воздействуют на объект с заранее прогнозируемым результатом, причем прогнозирование результатов наступает тогда, когда его изменения будут находится в определенных границах;
Управление предприятием – упорядочные воздействия на процесс общего труда в соответствии с объективными законами развития производства и общества.
Управление является многогранным процессом:
1. процесс управления людьми;
2. умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
3. вид деятельности по руководству людьми;
Управление как наука это область знаний, позволяющая осуществить руководство людьми. Управление не возможно без точной и четкой цели. Отправным пунктом является определение конечной цели управленческой деятельности, которая достигается через промежуточные цели и задачи, которые могут быть следующие:
1. народнохозяйственные;
2. отраслевые;
3. территориальные;
4. экономические;
5. социальные;
Принято выделять семь законов теории управления:
1. Закон пропорциональности производства и управления, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере производства и уровню ее развития. Закон регламентирует расходы на управление. Отсюда следует, что на эффективность производства. Расходы на управление не должны превышать расходы на производство; с другой стороны нельзя экономить на управлении;
2. Закон сочетания, централизации и децентрализации управления. При централизованном управлении каждый из объектов управления подчинен какому-либо органу управления. Такая форма управления не предполагает жесткой регламентации деятельности. Полная централизация в общественно-экономическом управлении невозможна. Распределение полномочий не предполагает передачу ответственности.
3. Закон соотносительности управляющей и управляемой подсистемы, т.е затраты на совершенствование управления должны соответствовать масштабу производства;
4. Закон специализации управления, т.е. для управления нужны специалисты-профессионалы;
5. Закон интеграции управления: специалисты-управленцы должны быть объединены в отделы;
6. Закон демократизации управления: управление будет эффективным если оно соответствует интересам людей. Управление должно быть демократичным;
7. Закон управления временем – время является экономной категорией, т.е. при принятии управленческих решений не следует спешить;
Законов значительно больше.
Процесс управления предполагает размеченные уровни:
1. Высшее звено управления: разработка, постановка целей и задач организации, стратегии и тактики организации;
2. Среднее звено управления: реализация разработанных стратегий и тактик путем конкретизации вклада каждого работника и подразделения;
3. Низшее звено управления: управленцы, которые исполняют принятые управления и реализуют поставленные цели;
Принципы управления
Принципы управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и люди. Принципы зависят от сложившихся в обществе социально-экономических условий.
Принципы делятся на:
1. общие и структурнофункциональные;
2. принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе;
3. принципы, способствующие формированию личности руководителя;
К 1-й группе можно отнести:
а) принцип прибыли;
б) принцип маркетинговой политики: предполагает ориентацию производителя на потребителя;
в) принцип плановости: основан на экономическом самоопределении производителя;
Долгосрочное планирование заменено стратегическим, которое отличается тем, что опирается не на имеющиеся условия, а на прогнозируемые.
Ко 2-й группе относятся:
а) партнерство между руководителями и подчиненными;
б) дилигирование полномочий;
в) четкая постановка задачи;
г) принцип отказа от привилегий.
К 3-ей группе относят:
а) самовоспитание и самообразование руководителя;
б) овладение суммой специфических знаний и постоянное совершенствование знаний.
Основные принципы управления:
1. Демократический централизм – центральное руководство разрешает самостоятельность хоз. подразделений;
2. Принцип единоначалия и коллегиальности;
3. Принцип научности – управление социально-экономическими процессами должно строиться на точно сформулированных задачах, а управленческие решения – на научном подходе. Он позволяет исключить недооценку объективных законов управления;
4. Соблюдение законности;
5. Принцип ответственности – каждый работник должен заниматься своим делом в соответствии с должностной инструкцией и нести за это ответственность;
6. Принцип морального и материального стимулирования;
7. Принцип подбора и расстановки кадров является одним из трех элементов кадровой политики, которая включает:
а) подбор и расстановка кадров;
б) развитие персонала;
в) стимулирование;
8. Принцип преемственности хоз. решений – анализ прошлого опыта и исполнение положительного опыта в своей деятельности;
9. Принцип обязательной обратной связи (принцип контроля);
10. Принцип обязательной системности;
11. Принцип иерархоличности;
Принципы и законы управления взаимосвязаны и взаимозависимы. Эту зависимость можно представить в виде следующей цепочки: законы общего развития – объективные экономические законы – законы управления – принципы управления.
Первому закону может соответствовать два и более принципа управления и наоборот, несколько законов могут быть реализованы на основе первого принципа.
Департамент «Белавтодор» управляет дорожным хозяйством РБ на основе следующих принципов:
1. А/д являются общественным достижением и средством централизации государства, поэтому государство должно нести основную ответственность за финансирование и содержание дорожного хозяйства;
2. Все виды работ в дорожном хозяйстве осуществляются объектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей и ответственности органов государственного управления и хозяйственного объекта;
3. Пользователи а/д должны возмещать обществу ущерб, который наносится ему при пользовании а/д;
4. Осуществление программы а/д РБ, используемые средства и результаты деятельности дорожного хозяйства открыты для парламентских и правительственных структур, пользователей а/д и населения РБ.