Челобитная архиепископу Симону крестьян д.Строева и поч.Жердюхи Лежского волока и записка о размежевании земли между деревней и починком..
Судное дело по челобитной архиепископу Симону крестьян поч. Исадок Лежского волока Михаила Власова с соседями на сына боярского Гавриила Григорьева сына Блинова и его братьев Андрея и Кирилла, которые увезли репу, выращенную ими на подсеке на пустоши Тарасово
Челобитная архиепископу Симону вотчинного крестьянина Лежского волока д. Строива Вторунки Иванова на крестьянина д. Векшина Богдана Савельева, который не выплачивает деньги по закладной кабале.
Село Раменье было хозяйственно- административным центром в вотчине вологодского архиепископа.
Вологда и Лежский волок в 17 – 18 веке
После того, как в 1553 году началась торговля России с Англией и Голландией через морской путь и Архангельск, Вологда стала местом перевалки русских и иноземных товаров. Богатые хлебом южные местности Руси испытывали потребность в соли, которая добывалась на севере. В XVI в. иностранцы отмечали, что в России не было города, «который не торговал бы с Вологдой».
Хлебным рынком Вологда стала с XVI века. Хлеб сюда поставляли из Вологодского, Костромского и Галичского уездов. Правительство закупало хлеб для стрельцов Кольского острога и Архангельска по 5 тысяч четвертей в год. Соловецкий монастырь ежегодно закупал на вологодском хлебном рынке от 8 до 12 тысяч четвертей ржи и ячменя. В 1628-1633 годах шведское правительство закупило более 330 тысяч четвертей хлеба.
Еще в XV веке город стал центром торговли солью. Соль поступала сюда с Леденгского соляного промысла Григория Строганова. В XVII веке на этом промысле добывалось 350 тысяч пудов соли в год. На соляных складах Строгановых в Вологде в 1615 году находилось до 160 тысяч пудов соли.
Из Вологды соль вывозилась в Москву, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Углич и другие города водным путем через Словенский, Лежский и Вологодский волока, а в зимний период санным путем. Для внешней торговли из Вологды в Архангельский порт отправлялась пушнина, пенька, поташ и смола.
После Северной войны (1700—1721) торговые пути перенаправляются, в Европу они проходят через Балтийское море,торговля через Архангельск замедляется, Вологда начинает терять свое торговое значение и постепенно приходит в упадок. Волоковые пути зарастают и уходят в прошлое.
По пришествию династии Романовых в Вологду возвращается былая жизнь. Царь Михаил Федорович отдал указ для восстановления более сильной и мощной деревянной крепости.
На Вологодской кафедре был архиепископ Гавриил (Кичигин), занимавший ее с 1685 по 1707 год. До хиротонии был архимандритом весьма почитаемого Московского Ново-Спасского монастыря. Первое десятилетие служения Гавриила шло в рамках принятых традиций и отмечено активной церковно-строительной деятельностью: в архиерейской резиденции была возведена надвратная церковь, заказан в Голландии и привезен в Вологду уникальный колокол в 400 пудов для Софийского собора, вызолочены его кресты. Энергичный владыка пригласил в Вологду артель художников под руководством выдающегося мастера стенной живописи Д. Г. Плеханова, которая в 1686-1688 годах покрыла фресками стены, своды и столбы Софийского собора.
Второе же десятилетие архиерейства совпало с превращением края в важный резерв материальных и людских ресурсов для Северной войны. Гавриил волей-неволей все глубже вовлекался в водоворот дел, не свойственных обычно православному архипастырю. Однако делал их с присущим ему рвением и тщанием. Существует предание о том, что в 1701 году, после катастрофического поражения под Нарвой российской армии под командованием молодого царя, он сверх требуемой Петром I четвертой части колоколенной меди "для пушечного и мортирного литья" прислал еще 200 пудов, за что имел от царя похвальную грамоту. Несколько раз Гавриил радушно встречал в Вологде Петра (1693, 1694, 1702); в 1702 году он в кратчайшие сроки организовал строительство нескольких сотен малых речных судов - дощаников и барок - для перевозу в Архангельск снарядов, пороха и ратных людей.
На деятельность Гавриила все больший отпечаток оказывал курс молодого Петра на использование средств и финансов Церкви, ее духовного авторитета, для обеспечения успехов войны и реформ.
Среди первых архиереев фигур, равных по масштабам Гавриилу, видимо, не было.
ФОТО СЕРГЕЯ КИЧИГИНА