Древняя культовая архитектура на американском континенте (сакральная архитектура индейцев Месамерики).
Архитектура древних народов Центральной Америки
Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры находятся на плоскогорьях Средней Америки, в Старой Мексике и Юкатане, они свидетельствуют о высокой культуре народов, населявших эту территорию - толтеков, ацтеков, майя и инков. Эти памятники архитектуры стоят здесь отчасти одиноко, поблизости жилых мест, отчасти встречаются целыми массами в виде развалин больших городов (обыкновенно называемые casas piedras).
Ко времени завоевания Америки испанцами (с 1519 г.) наибольшего развития достигли народы Центральной Америки и западного побережья Южной Америки. Они находились на стадии образования раннего рабовладельческого государства.
Историю их развития можно разделить на периоды (по Р. В. Кинжалову):
- «Архаичный период» (XV-VIII вв. до н. э.) - господствовал первобытно-общинный строй, население преимущественно занималось земледелием. Монументальной архитектуры, созданной в этот период, обнаружено не было.
- Период начала классового расслоения первобытных общин (VIII - конец I в. до н. э.) - характеризуется повышением уровня жизни, выделением правящей верхушки, строительством культовых пирамид. Появляется монументальная скульптура (стелы) и определенный комплекс архитектурной орнаментики.
- «Классический период» (I-IX вв. н. э.) - время появления и развития раннерабовладельческого государства. Рабский труд применялся еще в малой степени. Особое могущество приобрело жречество, сооружались грандиозные культовые центры городов-государств. На этот период приходится расцвет культового зодчества.
- Период рабовладельческих городов-государств (IX-XV вв.). В начале периода происходят существенные изменения, вызванные социальными потрясениями (возможно, восстаниями строителей пирамид) и большими передвижениями племен. Старые города-государства оставляются, уменьшается значение жречества, возрастает могущество военной знати. Уменьшается, а затем почти прекращается сооружение пирамид. Создаются новые рабовладельческие города-государства. Возводятся административно-дворцовые строения. В Центральной Америке распространяется тольтекская культура, в Андах - инкская. Развитие их было прервано вторжением испанцев.
Вся архитектура Средней Америки и Мексики имеет в основном начале пирамиду. Это заметно преимущественно в религиозных памятниках, в меньшей степени на храмовых и дворцовых постройках. Но фасады и других зданий сходствуют несколько с пирамидальною формою, так как величина отдельных этажей постепенно уменьшается.
В архитектуре мексиканцев строго соблюдается усвоенный ими стиль, хотя она и не свидетельствует о высокой степени развития. Все детали и подразделения исполнены на основании самых простых законов. Для украшения стен употреблялись горизонтальные ряды меандров, кессонов и т. п. В общем своем виде здания, построенные на ровной местности, или на террасах, или на вершине холмов, представлялись простыми четырехугольными массами с крытыми прямолинейно порталами и с простою постановкою четырех столбов, на которых лежала кровля с богатыми украшениями. При недостатке столбов разнообразие внутреннего устройства было невозможно.
В Центральной Америке особенно богаты древностями и развалинами городов Гондурас и Юкатан. В Юкатане открыто уже до двадцати развалин городов, поражающих своим великолепием и своею обширностью. Дворцы нередко состоят из различных, лежащих одни над другими построек, как, напр., в Цаи, Лабне, Кабахе, Уксмале и проч.; колоссальные лестницы ведут от одной террасы к другой и украшены по обеим сторонам скульптурными изображениями змей, головы которых касаются земли, а огромное тело взвивается вверх.
Между тем как новейшие памятники представляют чрезвычайное обилие орнаментов, более древние отличаются простотою, серьезным стилем и прочностью, как, например, знаменитый пирамидальный храм в Паленке в Гватемале, лицевая сторона которого украшена разными фигурами и надписями, между тем как внутри стены покрыты скульптурными работами и барельефами мифологического содержания.
Архитектура Центральной Америки классического периода (I-IX вв.):
В Центральной Америке наиболее значительные в культурно-историческом отношении области находились на территории центральной и южной Мексики (племена и народности тольтеков, миштеков, ацтеков, ольмеков, тотонаков и сапотеков), Юкатана, Гватемалы и Гондураса (майя).
Расцвет зодчества приходится на I-IX вв. н. э. эпоху, получившую в истории древнеамериканской культуры название "классического периода". Она совпала со временем появления и развития раннерабовладельческих государств, в которых особое могущество приобрело жречество. В связи с этим строительство грандиозных культовых центров в городах-государствах стало основным видом крупного монументального строительства.
Храмовый комплекс Теотихуакана, Мексика
Теотихуакан был одним из крупнейших поселений Древней Америки, расцвет которых пришелся на «классический период» (300 г. до н. э. - 900 г. н. э.). Повидимому, Теотихуакан был важным религиозным центром, в нем было возведено много дворцов, ступенчатых храмов, а также находились грандиозные пирамиды Солнца и Луны. Искусство того периода отличается строгостью и простотой, хотя сооружения и их скульптурное оформление имеет сверхчеловеческий масштаб.
Теотихуакан (300 г. до н. э. - 900 г. н. э.) расположен в высокогорной (2300 м над уровнем моря) широкой долине.
Это на центральном плато в 40 км от Мехико. Название города переводится как "родина богов". Считалось, что именно здесь родились Солнце и Луна. До сих пор неизвестно, кто построил этот город, скорее всего, ацтеки.
Планировка города строго геометрична и ориентирована по сторонам света. Город рассечен на 4 квадрата двумя крупными дорогами. Одна из них - Дорога Мертвых, проходит в направлении север-юг.
Теотихуакан. План центра города: 1 - пирамида Солнца; 2 - пирамида Луны; 3 - пирамида Кецалькоатля.
Все три сооружения (пирамиды Солнца, Луны и Ветра (Кецалькоатля)) объединялись прямой парадной аллеей протяженностью свыше 2 км, ориентированной на пирамиду Луны. По сторонам магистрали тянулись жилища жрецов и рядовых земледельцев, с которыми контрастировали культовые памятники - символы божества и могущества теократии. Вокруг пирамиды Кецалькоатля было создано монументальное окружение из малых пирамид, поставленных на насыпной вал. Уступы большой пирамиды оштукатурены и расписаны. Широко применен и резной каменный декор, символизирующий обожествленные силы ветра, дождя и других природных стихий.
Главным сооружением города являлась пирамида Солнца (I в. н. э.). Это колоссальное сооружение состояло из 5 платформ, размер которого 210 Х 220 м в основании и около 65 м высоты. На вершине пирамиды размещалось святилище, к которому ведет величественная лестница, пересекающая все пять ступей. Главный фасад обращен к западу, к точке, где солнце заходит в день солнцестояния, восточно-западная ось пирамиды совпадает дважды в год с движением солнца, проходящего в это время через зенит.
Пирамида сооружена из слоев адобов, облицованных валунами, положенными в раствор. В начале нашего века здание было неумело реставрировано, был снят наружный слой пирамиды Солнца толщиной около 5 м. Во время расчистки были уничтожены остатки святилища, расположенного на вершине пирамиды.
Грандиозные размеры пирамиды свидетельствуют об исключительно сильном влиянии жречества в обществе Теотихуакана. О влиянии жречества свидетельствуют и жертвенники (см. ниже).
Пирамиды Луны и Ветра (Кецалькоатля) имеют более совершенную конструкцию, чем пирамида Солнца: их ядро состоит из решетки туфовой кладки, впоследствии наполненной бутом, уложенным в глиняный раствор, что, вероятно, значительно ускорило процесс постройки этих монументальных построек.
Пирамида Луны повторяет пирамиду Солнца по общей конфигурации, но меньше по размерам (120 X 150 м в основании, высота 42 м). Первый марш ее лестницы прорезает ступенчатое обрамление, которое позже повторялось во многих сооружениях Центральной Америки. Оно состоит из вертикальной полосы и подпирающей ее наклонной части, смягчающей переход между уступами. Перед главным фасадом пирамиды Луны небольшие пирамиды образовывали просторный двор. Ритуальная лестница пирамиды, продолжавшая главную магистраль комплекса, ведет к верхней площадке, на которой размещалось небольшое крытое святилище, в которое был открыт доступ только жрецам. Древние ацтеки придавали большой ритуальный смысл самому процессу восхождения на пирамиду. Ступени к храму считались ступенями к небу. Сама же религиозная церемония отличалась предельной наглядностью, разворачиваясь в основном на широкой лестнице, идущей от уступа к уступу пирамиды. На всю высоту первого уступа лестница обрамлена ступенчатой платформой, имевшей, по-видимому, свое ритуальное значение.
Храмовый комплекс бога ветра Кецалькоатля строился в несколько этапов. Сначала была сооружена пирамида Ветра, позднее (до 500 г.) ее главный фасад был закрыт меньшей ступенчатой пирамидой. Этот закрытый фасад частично уцелел, а остальная облицовка была разобрана. Во время последующей перестройки вокруг пирамиды было создано монументальное окружение, представляющее собой насыпной вал, по которому были размещены меньшие пирамиды (по четыре по передней и боковым сторонам и три на задней). Уступы передней большой пирамиды были оштукатурены и расписаны. Уступы первоначальной (находящейся позади) пирамиды были украшены богатой резьбой из змеиных голов Кецалькоатля и голов бога дождя Тлалока, которым и был посвящен храм. Головы были раскрашены и сверкали вставными глазами из полированного обсидина. На наклонных частях также было нанесено резное изображение змеи.
Таким образом, в раннем периоде строительства Теотихуакана (I-II вв. н. э.) сооружались гигантские пирамиды. Начало «классического периода» знаменуется созданием скульптурных фризов, а время от 500 до 700 гг. - расцветом живописи по стуку.
Около 900 г. Теотихуакан погиб от пожара, жители покинули город. Существует несколько гипотез его падения: нашествие кочевых племен, неурожай, народный бунт.
Древний Тикаль
Древнейшим и самым большим городом цивилизации майя был Тикаль (VI в. до н. э.- VI в н. э.), расположенный в долине, поросшей тропическими джунглями. Город насчитывал более ста архитектурных комплексов
Раскопанная центральная часть - площадь около 16 км2 состоит из девяти больших групп зданий, занимающих искусственно выровненные возвышенности, между которыми врезаются три глубокие впадины. Группы связывают широкие мощеные дороги, идущие по насыпям, облицованным камнем. Шесть больших храмов Тикаля обращены своими главными фасадами к главным фасадам ведущих памятников других групп. Вероятно, некоторые группы сооружений города (F, G) состояли из дворцовых зданий, окружающих прямоугольные дворы. Вблизи больших пирамид обнаружено наибольшее количество сооружений, и дворцы около них, видимо, служили жилищами жрецов. Некоторые дворцы были многоэтажными (до пяти этажей), причем нижние этажи опирались на склоны холма. Помещения были очень узкими, обычно состояли из двойного ряда комнат. Пролет перекрывающего их ложного свода равен толщине опоры. Свет проникал только через дверные проемы, потому комнаты были очень темными.
Тикаль занимал площадь около16 кв. км, там было около 3000 построек, а население составляло от 10 до 45 тысяч человек. В центре города, как обычно, располагался большой открытый двор, с каждой стороны которого стояли ступенчатые пирамиды с храмами на вершинах. Высота этих пирамид - около 47 метров.
Город Тикаль. Общий вид центра города и разрез по оси a - b, ок. 600 г.
Пирамидальные храмы Тикаля были построены по единому образцу, в виде башни, и считаются самыми высокими в архитектуре майя. Они отличались вытянутой вверх формой и значительной высотой, порой достигающей 70 м. Например, храм IV в группе D имел высоту до 70 м, основание его 45-метровой пирамиды имело 58,7x53 м). Понизу уступы пирамиды украшались бороздой и изломами по углам, что зрительно несколько облегчало монументальную громоздкость пирамиды. На главном фасаде находилась широкая и очень крутая лестница без перил, с очень узкими ступенями, на которых с трудом помещалась ступня. Лестница вела к большому святилищу на верху пирамиды, состоявшему из тесных и темных комнаток, перекрытых ложными сводами, от одной до трех. Святилище самого раннего из храмов города, храм V, состоял из одной комнатки 4 X 0,8 м. Как и дворцы, внутренние помещения храмов освещались лишь через дверь. Чаще всего перемычки дверей состояли из резных деревянных брусьев. Приземистое здание святилища увеличивал громадный декоративный гребень. Для облегчения веса гребня в нем устраивались большие пустоты. Вероятно, общая конфигурация храма унаследована от жилой хижины, а ложный свод и высокий гребень имитируют соломенную крышу. Перед каждым храмом Тикаля раскинулись большие прямоугольные площади, украшенные вереницами резных стел.
В Центральном Акрополе сконцентрированы светские здания, среди них особо примечательны Дворец Окон, или Летучих мышей, Группа G, или Дворец Лестниц, и другие сооружения, окружающие Площадь Семи Храмов.
Большие пирамидальные храмы Тикаля называют по номерам от I до VI. Главным сооружением ансамбля считается Храм I, или Большой Ягуар, который также является гробницей царя Ха Саха Чаан Кауила (682-734). На платформе возвышается 9-ступенчатая пирамида высотой около 45 м. В святилище на вершине пирамиды, в которое ведут 3 двери, находится царская гробница.
Пирамидальные храмы Тикаля отличались большим разнообразием. Были также обнаружены, кроме пирамид с одной осью симметрии, и небольшие пирамиды с лестницами по всем четырем сторонам.
Как и во многих других городах Древней Америки, в Тикале был устроен стадион, который располагался на севере группы С.
Один из самых популярных древних городов - Чичен-Итца или город Колдунов воды - неплохо сохранился. Расположен он на полуострове Юка-Тан в 205 км от города Канкуна и занимает порядка 3000 гектаров. Город основали приблизительно в 500 году до нашей эры, он просуществовал примерно до 1300 года. Главная достопримечательность - 25-метровая пирамида (или дворец) Кукулькана.
Пирамида Кукулькана (Эль Кастилио) состоит из 9 платформ. По всему периметру она окружена лестницами. Всего с каждой стороны 91 ступень - в сумме 364, их количество равно числу дней в году. Широкие крутые лестницы поделены на 18 пролетов, каждый из которых соответствует месяцу года — в календаре майя было именно 18 месяцев. Сейчас лестницы находятся не в очень хорошем состоянии, и подниматься по ним довольно опасно.
Пирамида расположена географически очень точно: 4 стороны смотрят строго на юг, север, запад и восток. На сторонах пирамиды - 9 террас, по одной на каждую область царства мертвых. Так майя представляли себе загробный мир - то место, куда они отправлялись после смерти. С северной стороны пирамиды, у самого основания лестницы, установлены две змеиные головы, есть еще две колонны в виде огромных рептилий. Змеи здесь не напрасно: пирамида возведена в честь божества майя Кулькана или пернатого змея.
У каждого сооружения есть свои тайны. Например, у пирамиды Кукулькан два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, можно наблюдать необычное явление. Тысячи людей собираются в ожидании удивительного зрелища. Ровно в 17 часов на балюстрадах пирамиды начинает проявляться рисунок из солнечных лучей. По мере того, как солнце опускается ниже, картина становится более отчетливой: появляется огромная змея, которая тянется вниз, вдоль всей лестницы. Иллюзия длится в течение 3 часов.
О жертвенниках:
Чак-Мооль (исп. chac-mool) — название, данное типу доколумбовых мезоамериканских каменных статуй. Чак-Мооль изображает человеческую фигуру в лежачем состоянии с головой, повернутой в сторону, у фигуры в руках поднос на животе. Смысл этой позы или самой статуи остается неизвестным. Считается, что Чак-Мооль служил «течкатлем» (жертвенным алтарем), а поднос, видимо, предназначен для приема жертвоприношения в виде человеческого сердца.
Статуи чак-мооль находятся в пределах и вокруг храмов тольтеков и других местах центральной части Мексики, где сохранились памятники цивилизаций постклассического периода, а также в местах нахождения постклассических памятников цивилизации майя, испытавших сильное влияние тольтеков, таких как Чичен-Ица.
Чак-Мооль. Статуя в верхней части Храма воинов комплекса Чичен-Ица
Чак-Мооль субструктуры Эль-Кастильо (пирамида Кукулькана).
О двух типах сооружений (заключение):
Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два типа сооружений. Первый из них представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ.
Второй тип сооружений представлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещений. Постройки этого рода обычно также находились на искусственно поднятых площадках, но высота их по сравнению с высотой пирамид ничтожной. Эти постройки (условно называемые «дворцами») являлись, по всей видимости, жилищами знати и жрецов.
Характерным образцом строений первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенный во второй половине 7 в. н.э. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм, расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатое небольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще два прямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, во втором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску бога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения находятся две человеческие фигуры.
На плоской крыше храма возвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двух сходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находилось изображение мифологического фантастического существа.
Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от него лишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.
Образцом сооружений второго типа может служить дворец в том же Паленке. Он представляет собой целую группу зданий, расположенную вокруг двух больших и двух малых дворов. Каждое здание продолговатой формы, со средней сплошной продольной стеной, делящей помещение на две параллельно расположенные узкие комнаты, перекрытые ложными сводами. Наружные стены, прорезанные рядом дверных проемов, образуют систему многоугольных столбов, покрытых, так же как и в храмах, рельефами из стука. Вся группа зданий расположена на громадной платформе. По краю ее находилась стена, прерывавшаяся для двух широких входных лестниц, ведших на большие дворы.
В одном из малых дворов находилась трехэтажная прямоугольная в плане башня ? одно из малочисленных действительно многоэтажных зданий в древней Центральной Америке. Обычно впечатление многоэтажное достигалось путем постройки нескольких одноэтажных зданий, расположенных на склоне естественного или искусственного холма, одно над другим. Так, например, выстроен пятиэтажный дворец в древнейшем городе майя Тикале.