Тема 5. Отечественная архитектура советского периода
Развитие архитектуры в Советском Союзе было частью строительства нового государства.
В труднейших условиях гражданской войны было начато строительство жилых рабочих поселков и кварталов, которые наряду с промышленными сооружениями были первыми крупными объектами советской архитектуры. Среди них поселок Шатурской ГЭС, жилые кварталы: Дангауэровский в Москве, ул. Стачек в Ленинграде, район им. Шаумяна (бывший Арменикенд) в Баку и др. Отличительные черты советской архитектуры проявились уже в создании Волховстроя и особенно гигантской гидростанции Днепрогэс (под руководством акад. В. Веснина).
Вскоре после окончания гражданской войны были созданы значительные архитектурные произведения. В 1923 г. в Москве был построен ансамбль Всероссийской сельскохозяйственной выставки. В постройках выставки были творчески использованы традиции русского и мирового классического зодчества и применены оригинальные технические приемы (особенно в деревянных конструкциях).
Одним из выдающихся произведений отечественной архитектуры является Мавзолей В.И. Ленина, воздвигнутый по проекту акад. A. Щусева в 1924 г. (первоначально – из дерева, позже – из красного, серого и черного гранита). Мавзолей органически вошел в архитектурный ансамбль Красной площади.
Новыми типами зданий являются Дворцы и Дома культуры, построенные во многих городах бывшего СССР. Примером может служить Дворец культуры им. Лихачева в Москве (архитекторы Л.А., В.А. и А.А. Веснины).
Особенно интересны такие крупные общественные здания, как Государственная Библиотека им. В.И. Ленина в Москве (архитекторы B. Гельфрейх и В. Щуко), а также крупнейшие театральные здания, рассчитанные на массового зрителя: новые театры в Ростове-на-Дону (архит. В. Гельфрейх и В. Щуко), в Ташкенте (архит. А. Щусев), в Ереване (архит. А. Туманян) и др. К числу больших общественных сооружений относятся: стадион "Динамо" (архит. Л. Чериковер), стадион им. В. И. Ленина в Лужниках, Москва (архит. А. Власов), а также стадионы в Киеве (архит. М. Гречина), в Тбилиси (архит. А. Курдиани), в Ленинграде (архит. А. Никольский) и др.
Воздвигнуты в различных бывших союзных республиках монументальные правительственные здания. Таковы Дом Совета Министров СССР в Москве (архит. А. Лангман), Дом Советов в Ленинграде (архит. Н. Троцкий), Дом Верховного Совета УССР (архит. В. Заболотный) и Дом Совета Министров УССР (архит. И. Фомин и П. Абросимов) в Киеве, Дом правительства Грузии в Тбилиси (архит. В. Кокорин и Г. Лежава), Дом правительства Армении в Ереване (архит. А. Таманян) и др. Образцом крупного общественного здания довоенного периода является Институт Маркса-
Энгельса-Ленина в Тбилиси (архит. А, Щусев), сочетающий монументальность строгих классических форм с изяществом архитектурно-декоративных деталей, выполненных народными мастерами в традициях грузинского зодчества.
В 1935 г. была произведена реконструкция Москвы. Осуществлено строительство новых жилых домов, в том числе жилых комплексов на ул. Горького и Б. Калужской, построенных поточно-скоростным методом (архит. А. Мордвинов). Построено много школ, больниц, театров и кинотеатров, универмагов, детских садов и других общественных зданий, новых линий метрополитена, гранитных набережных, мостов большого пролета, автомобильных шоссе, виадуков; осуществлены озеленение, перепланировка районов и создание новых магистралей.
Был построен канал им. Москвы, соединивший р. Москву с р. Волгой и обеспечивший обводнение реки. Шлюзы, плотины, мосты, станции канала органически связаны с окружающим пейзажем (авторы лучших сооружений – архитекторы А. Рухлядев, В. Кринский, В. Мовчан, Д. Савицкий и др.).
Большое значение имело строительство Московского метрополитена. Городская подземная дорога стала не только сложным техническим сооружением, но и высокохудожественным архитектурным ансамблем (архитекторы И. Фомин, А. Щусев, В. Гельфрейх, Н. Колли, А. Душкин и др.)
Новые кварталы жилых домов выросли в окраинных районах Ленинграда: на Охте, в Щемиловке, Автове, вдоль Московского шоссе.
Планы реконструкции осуществлены во множестве городов бывшего СССР, в том числе в Харькове, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске, Челябинске, Горьком, Киеве, Минске; Тбилиси, Баку, Ереване, Ташкенте, Душанбе, Ашхабаде, Фрунзе, Алма-Ате.
Выросли новые города в различных районах страны: на Урале (Магнитогорск), Украине (Большое Запорожье), Дальнем Востоке (Комсомольск), Кавказе (Рустави, Сумгаит), Крайнем Севере (Игарка, Мончегорск).
Преобразования в деревне повлекли за собой изменение архитектурного облика села. В некоторых крупных селах появились такие общественные здания как сельские клубы, Дома культуры, избы-читальни, детские сады и ясли, здания правлений колхозов. Новым явлением в архитектуре деревни явилась планировка территории колхозного села, районная планировка.
Великая Отечественная война поставила свои, особые задачи перед архитектурой и строительством.
Еще во время войны началась разработка перспективных планов восстановления и реконструкции особенно сильно пострадавших городов:
Волгограда, Ростова-на-Дону, Калинина, Севастополя, Новороссийска, Смоленска, Новгорода и др.
После войны по плану восстановления и развития народного хозяйства было восстановлено более 300 разрушенных городов.
В процессе восстановительной работы формировался новый архитектурный облик города: генеральные планы застройки предусматривали обновление жилого фонда, создание новых кварталов, магистралей, площадей. Развитие отечественной архитектуры и градостроительства в послевоенные годы характеризовалось глубокими качественными изменениями. Новые задачи, поставленные перед архитектурой, нашли свое отражение в развернувшейся работе по дальнейшей реконструкции Москвы. Главное место в этой работе занимало строительство жилищ, школ и больниц.
Реконструкция жилых кварталов, возведение многоэтажных жилых зданий, коренная реконструкция въездов в город, перепланировка и новая застройка многих районов столицы осуществлялись в широких масштабах.
Важной особенностью развития архитектуры в послевоенные годы явилось широкое внедрение новой техники во все области городского строительства и благоустройства.
Создание крупных заводов, выпускающих мощные краны, сложные строительные машины, а также заводов строительной индустрии, изготавливающих не только строительные детали и стандартные конструкции, но и крупные части зданий, обеспечивающие быструю сборку, - все это способствовало ускорению темпов возведения сооружений.
Однако наряду с техническими достижениями в архитектуре послевоенного периода проявились тенденции к украшательству; широкое распространение получила внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами.
Серьезные недостатки в творческой направленности архитектуры этого периода были отмечены на Всесоюзном совещании строителей, архитекторов и работников научно-исследовательских учреждений, проходившем в декабре 1954 г. в Москве.
Состоявшийся 25 ноября – 3 декабря 1955 г. в Москве Второй Всесоюзный съезд архитекторов обсудил мероприятия по перестройке архитектурно-строительных организаций и творческие вопросы архитектуры.
После 1955 г. архитекторы создали немало значительных сооружений. Новые черты архитектуры получили свое отражение в сооружениях Куйбышевской ГЭС (1952-1957 гг.), в создании в 1956 г. в Москве комплекса сооружений Центрального стадиона имени В.И. Ленина (архит. А. Власов, И. Рожин, Н. Уллас, А. Хряков, инж. В. Насонов, В. Поликарпов, Н. Резников).
В области жилищного строительства новое направление архитектуры может быть проиллюстрировано строительством Юго-Западного района Москвы. Среди лучших архитектурных произведений бывших союзных республик следует назвать гостиницу "Рига" в Риге (Латвия, архит. А. Айверс, 1956 г.) и гостиницу "Ташкент" в Ташкенте (Узбекистан, архит. М. Булатов и Л. Караш, 1959 г.). Необходимо также отметить гостиницу "Юность" в Москве (архит. Ю. Арндт и др.).
В 60-е годы были созданы монументальные ансамбли и сооружения: Дворец съездов в Кремле, проспект Нового Арбата, здание Совета Экономической Взаимопомощи (архит. М. Посохин), телевизионная башня в Останкино в Москве (инж. Н. Никитин). В республиках и различных районах страны построены новые города: Навои в Узбекистане, Шевченко в Казахстане, Зеленоград и Тольятти в Российской Федерации.
В 70-е годы сложное экономическое положение страны тяжело отразилось на дальнейшем развитии архитектуры: унылый стандарт стал царить в застройке городов. Но, несмотря на это, появилось много значительных архитектурных объектов. Например: Дворец Республики в Алма-Ате (1970 – 1971 гг., архитектор Н. Рипинский, Ю. Ратушный и др.), Государственная библиотека Туркмении в Ашхабаде (1973 г. архит. А. Ахмедов).
В это же время были созданы новые по своей структуре и архитектурному облику центры колхозных и совхозных усадеб: поселки Саку, Куртна и Винни в Эстонии, Вертилишки в Белоруссии, Дайнава в Литве. Эти поселки частично создавались заново, частично реконструировались.
В 1980 – 1990 годы наряду со специально разработанными региональными сериями проектов, обширными жилыми массивами и отдельными домами, в которых проявляются оригинальные местные черты, наряду с административными зданиями и гостиницами, поликлиниками, больницами, спортивными сооружениями, детскими садами и школами появляются, как примета времени, бизнес-центры, реставрируются церковные здания.
Самобытными и оригинальными, соответствующими новым запросам жизни надо назвать такие сооружения как культурно-исторический центр "Государственная Третьяковская галерея" (1990-е гг. архит. И. Виноградский, Г. Астафьев и др.), Кукольный театр в ансамбле центра Воронежа (1990-е гг. архит. Н. Тонеев, В. Фролов и др.), Дворец бракосочетания в Белгороде (1990-е гг. архит. В. Вишневский, О. Вишневская и др.). Общеинститутский комплекс Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева (1988 г., архит. В. Степанов, Р. Мелкумян и др.).
В начале 90-х гг. созданы давно необходимые в нашей практике серии 2, 3, 4-этажных кирпичных домов для застройки малых го-
родов – Владимира (архит, Ю. Штоль, Р. Лебедев и др.); коттеджи для Санкт-Петербурга и пригородов (1990-е гг. архит. М. Мамошин, А. Юдин и др.).
Прекрасно реставрированы церковные ансамбли, такие как Свято-Данилов монастырь в Москве (1990 г., архит. В. Климов, Ю. Рабаев и др.); реконструирована церковь Николы Гостинного с колокольней и картинной галереей в Великом Устюге (конец 1980 гг., архит. Э. Наседкин, искусствовед Г. Фадеева) [3,5].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие ведущие творческие направления сложились в советской архитектуре20-х гг. XX в.?
2. Какое влияние развитие строительной техники и науки оказало на особенности отечественной архитектуры?
3. Выдающиеся архитекторы «модерна».
4. Что такое конструктивизм в архитектуре?