Методические указания по выполнению курсового проекта 4 страница
Таблица 27 Ординат теоретического чертежа в районе 63-82 практического шпангоута
в.л. Шп | |||
Рисунок 44 – Цистерна дизельного топлива № 8 в ДП 58-63 шп.
Рисунок 45 - Цистерна воды № 4 или № 5 в районе 121 - 132 шп.
Рисунок 46 – Цистерна воды № 3 в ДП 49 – 53 шп.
Рисунок 47
Рисунок 48
Вариант 7
Оценить состояние остойчивости СРТМ пр. 502Г (бортовое траление). При необходимости принять меры по обеспечению остойчивости. Построить диаграммы статической динамической остойчивости. Определить основные критерии остойчивости. Данные изменения нагрузки взять из таблицы 28. Основные данные, необходимые для выполнения работы, взять из таблиц 29—31 и рисунков 49—55.
Индивидуальное задание
Перестроить диаграмму статической остойчивости проекта для состояния нагрузки: водоизмещение на 20 т больше рассчитанного, а центр тяжести судна на 0,4 м выше проектного.
Какой кренящий момент необходимо создать для спрямления судна, имеющего крен 10° на правый борт.
Чему равна начальная поперечная метацентрическая высота и как она изменится при приеме 5 т топлива в цистерну 46—52 шп? В цистерне имеется свободная поверхность топлива.
Основные сведения о судне
Тип и назначение: Траулер — однопалубное, одновинтовое судно с кормовым расположением машинного отделения. Предназначен для лова рыбы донным тралом (бортовое траление), ярусом рыб тунцовых пород и доставки улова в порт в замороженном виде.
Место постройки: г. Киев, СССР.
Район плавания: Неограниченный.
Команда: 29 человек.
Мощность главного двигателя: 800 л. с.
Скорость хода: 11,6 узл.
Главные размерения и характеристики:
Длина между перпендикулярами L = 50,4 м.
Ширина борта В = 9,3 м.
Коэффициент полноты водоизмещения б = 0,5.
Суммарная площадь скуловых килей SСК = 10,6 м2.
Площадь боковой проекции бруск. киля Sбр = 6,4 м2.
По данным «Информации об остойчивости» угол заливания через открытый грузовой люк кормового трюма более 80°.
Значения даны без учета влияния свободных поверхностей жидких грузов в цистернах.
При расчете плеча статической остойчивости применить выражение
Грузоподъемность трюмов:
Носовой трюм — 90 т мороженой рыбы в картонной таре.
Кормовой трюм — 70 т мороженой рыбы в картонной таре.
Таблица 28 Измерения нагрузки
Случай нагрузки | I | II | III | IV | V | VI | ||||||
Статьи нагрузки | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. |
1 Цист. диз. Топлива № 5 52—60 шп. | ||||||||||||
2 Цист. диз. Топлива 46—52 шп. |
Продолжение
Случай нагрузки | I | II | III | IV | V | VI | ||||||
Статьи нагрузки | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. | Вес P (т) | % зап. |
3 Цист, воды 5—12 шп. | ||||||||||||
4 Трюм носовой (рыба) | ||||||||||||
5 Трюм кормовой (рыба) | ||||||||||||
6 Рыба на палубе | ||||||||||||
7 Груз на джильсоне |
Примечание. Местоположение груза в трюмах и на палубе выбирается самостоятельно.
Таблица 29 Исходный вариант нагрузки № 4 «Судно на промысле донных рыб без улова в трюмах, с 25% запасов, 2 т рыбы на палубе и 4 т груза на джильсоне»
Статьи нагрузки | Вес Р (т) | Апплик. Z (м) | Ст. мом. (тм) |
1 Судно порожнем | 603,8 | 4,08 | 2460,0 |
2 Команда и провизия | 3,9 | 6,15 | 24,0 |
3 Улов на палубе | 2,0 | 5.50 | 11,0 |
4 Промснаряжение с мокрым тралом на палубе | 24,8 | 5,70 | 145,3 |
5 Диз. топливо в цист. № 5 52—60 шп. | 16,4 | 1,04 | 17,2 |
6 Диз. топливо в цист. № 1 60—67 шп. | 11,0 | 0,92 | 10,1 |
7 Диз. топливо в цист. № 6 69—77 шп. | 6,9 | 2,90 | 20,0 |
8 Диз. масло в цистерне 54—57 шп. | 1,3 | 0,39 | 0,52 |
9 Кот. и мытьевая вода в цист. № 374—77 шп | 7,0 | 4,10 | 28,7 |
10 Кот. и мытьевая вода в цист. № 7(корма) | 3,65 | 4,80 | 17,5 |
11 Питьевая вода в цист. 70—77 шп. | 10,7 | 3,86 | 41,3 |
12 Тара | 10,0 | 3,00 | 30,0 |
13 Груз на джильсоне | 4,0 | 15,00 | 60,0 |
Таблица 30 Учета влияния свободных поверхностей жидких грузов на остойчивость
D (т) | Цистерна диз. Топлива 46-52 шп. | Цистерна воды 5-12 шт. |
Таблица 31 Рекомендуемые для балластировки цистерны
Наименование цистерны | Вес Р (т) | Апплик. Z (м) | Мом. (mм) |
1 Цистерна воды № 1а 0-5 шп. | 6,3 | 3,23 | 20,3 |
2 Цистерна № 1 13-26 шп. | 15,0 | 0,81 | 12,1 |
Рисунок 49 – Цистерна воды в районе 5-12 шт
Рисунок 50 – Цистерна диз. топлива в районе 46-52 шп.
Рисунок 51
Рисунок 52
Рисунок 53
Рисунок 54
Рисунок 55
Вариант 8
Оценить состояние остойчивости РТМ типа «Атлантик». При необходимости принять меры по обеспечению остойчивости. Построить диаграммы статической и динамической остойчивости. Определить основные критерии остойчивости. Данные изменения нагрузки взять из таблицы 32. Основные данные, необходимые для выполнения работы, взять из таблиц 33 и 34 и рисунков 56—66.
Индивидуальное задание
Приняв в рассчитываемом варианте ХС = ХД, определить положение ватерлинии относительно марок углубления после приема на палубу трала с рыбой весом 20 т.
Удаление центра тяжести трала от миделя X = 28 м. Марки углубления дают удаление нижней кромки киля от поверхности воды и нанесены в районе носового перпендикуляра в метрической системе измерений, а в районе кормового перпендикуляра — в дюймовой. Отстояние нижней кромки киля в районе носового перпендикуляра от основной плоскости— 590 мм над О. П., а в районе кормового перпендикуляра— 690 мм ниже О. П.
Основные сведения о судне
Тип и назначение: Рыбопромысловое морозильное суднотраулер типа «Атлантик». Предназначено для лова рыбы тралом, сортировки, мойки и замораживания в неразделанном виде, частичного потрошения, выработки рыбьего жира (из печени) и рыбной муки, транспортировки продукции.
Место постройки: . Штральзунд, ГДР.
Район плавания: Неограниченный, преимущественно средняя и южная Атлантика.
Команда: 80 человек.
Непотопляемость: Обеспечена при затоплении одного автономного отсека.
Главные размерения и характеристики:
Длина между перпендикулярами L = 73,0 м.
Ширина борта В = 13,6 м.
Коэффициент полноты водоизмещения б = 0,597.
Суммарная длина скуловых килей
Ширина скулового киля bСК — 0,4 м.
Принять при расчетах:
SП = 700 м2,
ZП = 5,07 м, .
График построен без учета влияния свободных поверхностей жидких грузов в цистернах.
Учет влияния свободных поверхностей на остойчивость производить увеличением статического момента веса судна относительно основной плоскости на величину
При расчете плеч статической остойчивости применить выражение
Грузоподъемность трюмов:
Трюм № 1 —170 т рыбы в картонной таре.
Трюм № 2 — 275 т рыбы в картонной таре.
Трюм № 3—165 т рыбы в картонной таре.
Таблица 32 Изменения нагрузки
Случай нагрузки | I | II | III | IV | V | VI | ||||||
Статьи нагрузки | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) | Вес Р (т) | Глуб. зап. (м) |
1 Цист. диз. топлива № 7 ЛБ 59—70 шп. | 1,2 | 0,5 | 0,9 | 0,7 | 1,1 | 0,8 | ||||||
2 Цист. диз. топлива 12 ПБ 59—68 шп. | 1,2 | 0,5 | 0,9 | 0,7 | 1,1 | 0,8 | ||||||
3 Цист. диз. топлива 28 ЛБ 27—35 шп. | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 1,5 | 2,5 | ||||||
4 Цист. диз. топлива 29 ПБ 27—32 шп. | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 3,5 | 1,5 | 2,5 | ||||||
5 Цист, воды 26 ПБ 33—43 шп. | 0,5 | 1,0 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | ||||||
6 Цист, воды 27 ПБ 33—43 шп. | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | ||||||
7 Трюм № 1 (рыба) | ||||||||||||
8 Трюм № 2 (рыба) | ||||||||||||
9 Трюм № 3 (рыба) | ||||||||||||
1 0 Рыба в рыбцехе 12—46 шп. |