Внутреннее устроение храма
ХРАМ МОЕГО ГОРОДА
Исполнители: учащиеся 9 класса
Ивлиева Анастасия,
Фонова Надежда
Руководитель: Водолазская Л.В.,
учитель ОПК.
Домодедово – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …....................................................................................................2
ГЛАВА 1. Храм — дом Божий..........................................................................3
1.1. Назначение храма..............................................................................4
1.2.Внутреннее устроение храма …........................................................5
ГЛАВА 2. Георгиевская церковь …..................................................................7
2.1.Историческая справка.........................................................................7
2.2.Житие великомученика Георгия Победоносца................................7
2.3.Икона Державной Божией Матери...................................................8
2.4.Иконостас...........................................................................................10
2.5.Жития святых……………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…15
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………16
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом. Воцерковляясь, то есть, приучаясь жить в Церкви, христианин очищает свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. Бывает, ходит человек много лет мимо храма и может не замечать его вовсе. Но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности и направляется он в храм как дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным, Отчим домом.
Мы живем в небольшом городке, который возник как поселение работников аэропорта Домодедово. Главной особенностью, а вместе с тем и украшением нашего городского пейзажа, является храм. Он находится на перекрестке дорог на небольшой возвышенности. И кто из нас, проезжая мимо него на автобусе, не видел стоящую рядом с дорогой церковь. Но, наверное, мало кто задавался вопросом, откуда появился такой красивый храм.
Целью нашей работы является более подробное знакомство с Георгиевской церковью, с ее внутренним устроением, ее святынями. Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1)изучить, что представляет собою храм в христианском понимании, его устройство и назначение;
2)познакомиться с Георгиевской церковью, ее внутренним устроением , ее святынями;
3)создать визитную карточку нашего храма, комплект праздничных открыток.
Методы исследования:
1)работа с литературными источниками;
2)фотографирование.
ГЛАВА 1. ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ
Храм как дом Божий не был придуман людьми. Библия, а именно книга «Исход», рассказывает, что ветхозаветный пророк Моисей получил во время пребывания на горе Синай в божественном откровении образ скинии, ставшей прообразом храма Божия. Это произошло в XIII веке до Рождества Христова, когда Моисей по указанию Господа выводил израильтян из египетского плена в землю обетованную.
Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, видимо, к Х веку. После принятия Русью Православия, то есть с 988 года, начался процесс активного строительства храмов.
Сначала для этого приглашали «мастера из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов.
Главное же назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему.
Назначение храма
Храм – это место особенное, специально предназначенное:
1)для встречи с Богом каждого человека;
2)для соборных (совместных, общих) молитв;
3)для совершения богослужений;
4)для совершения Таинств Православной Церкви ( Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).
«… в храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейное познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях», - говорит святитель Филарет, митрополит Московский.
О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й Евангелия от Матфея:
«19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» .
Храмы бывают разные: соборы, церкви, часовни. Все эти слова также означают помещение, где собирают верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужений, но соборами называются такие храмы, в которых богослужения совершаются духовенством нескольких храмов, то есть это собранные храмы, а часовней называется небольшая храмовая постройка без помещения для алтаря. Есть кафедральные храмы, это главные храмы города, монастыря или большого селения, а также некоторые столичные храмы, имеющие особое значение.
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, в святых, отраженном в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.
Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветного оформления, и формы купольных завершений, и их количества.
Внутреннее устроение храма
Храм имеет три главные части: 1 – алтарь; 2 – средняя часть храма, то есть собственно храм – место собрания и моления верующих, и 3 – притвор.
Алтарь символизирует Небесное Божие Царство. Алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения в знак того, что после искупительной жертвы Христа Царство Небесное открылось. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.
В средней части храма теперь стоят верные христиане и подсвечники, куда прихожане ставят свечи – символические жертвы Богу.
Притвор соответствует двору ветхозаветного храма. По древней традиции здесь стояли оглашенные, то есть те, кто ещё только готовились стать христианами. Здесь могут также находиться тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым, по церковным правилам, временно запрещается стоять в храме.
Схема внутреннего устроения храма.
1 – алтарь; 2 – неф; 3 – притвор; 4 – иконостас; 6 – солея; 7 – амвон; 8 – клиросы; 9 – паперть.
Снаружи, у входа в храм, устраивается площадка – паперть.
Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом. Он имеет три двери. Средние двери называются царскими вратами, потому что только через них священник выносит Чашу со Святыми Дарами. На царских вратах изображаются: сюжет Благовещения и образы четырех евангелистов. Другие врата, северные и южные, несут на себе изображения Архангелов Гавриила и Михаила или первых диаконов и называются дьяконскими, потому что через них обычно проходят диаконы. Священники и епископы во время богослужения символически изображают Христа Спасителя и потому что проходят через царские врата. Непосредственно над царскими вратами располагается икона « Тайная вечеря », как символ совершаемого в алтаре Таинства Евхаристии.
Иконы на классическом русском высоком иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (еще их называют чинами или рядами).
В храме используются высокие столики особой формы со скошенной верхней доской – аналои. На них кладут иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы прихожане могли к ним прикладываться (целовать их).
Специальный стол с изображением Распятия и многими подставками для свечей называется канун. Перед ним совершаются панихиды и другие заупокойные богослужения, сюда ставятся свечи для поминания усопших.
Перед иконами и аналоем с праздничной иконой и Евангелием стоят подсвечники, на которые христиане ставят свечи, символизирующие жертву Господу – горящие любовью к Богу сердца.
В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже « участвует » в богослужении: зажигается и гасится в зависимости от того, радостные или печальные события вспоминаются во время службы.
В храме священником совершаются каждения: в кадило на горящие угольки кладут ладан (душистую древесную смолу), ладан, нагревается, тает и источает ароматный дым. Каждение перед иконами и престолом Божиим символизирует молитву, которая, как душистый дым ладана, должна подниматься к Богу.
Все православные храмы, маленькие и большие, белые или многоцветные, посвящены Господу, поэтому для совершения Таинств и богослужений, для общих или частных молитв все они равны.