Нервно-психическое развитие от 1 года до 6 лет
Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес.):
РП – запас понимаемых слов быстро расширяется;
РА– лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;
СР – различает по величине 2 полных куба (разница граней – 3 см);
Д – ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);
Н – самостоятельно ест густую пищу ложкой.
Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес.):
РП – обобщает предметы по существенным признакам в понимание речи;
РА – облегченными или полными словами правильно называет предмета и действия в момент сильной заинтересованностью (словарный запас 30-40 слов);
СР – различаю 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);
И – воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;
Д– перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;
Н – самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
Ребенок в возрасте 1 год 9 месяцев (21 мес.):
РП – понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках;
РА – во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия;
РС – различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см.);
Д – перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки;
Н – раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.
Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес.):
РП – понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях;
РА – при общение со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200-300 слов);
СР – подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый);
И– воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);
Д – перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см.;
Н – частично надевает одежду.
Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:
Г – говорит многословными предложениями (не более 3 слов);
В– появляются вопросы: «где?», «куда?»;
ВФ – подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов;
И – игра носит сюжетный характер;
КД – самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их;
НО – полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки;
НК – Есть аккуратно;
Д – перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см., перепрыгивает через палку лежащую на полу.
Ребенок в возрасте 3 лет:
РА – словарный запас – 1200-1300 слов;
Г– начинает употреблять сложные придаточные предложения;
В – появляются вопросы: «почему?», «когда?»;
ВФ – в своей деятельности использует правильные геометрические фигуры, по назначению;
ВЦ – называет 4 основных цвета;
И – появляются элементы простой игры;
КД – появляются сложные сюжетные постройки;
ИЗ – с помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их;
НО– самостоятельно одевается, может застегнуть пуговице, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого;
НК – Пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;
Д – Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см., перепрыгивает через палку, лежащую на полу.
Ребенок в возрасте 4 лет:
МР – группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 частей разрезанные картинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого;
ВП – из 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирает взрослый;
М – застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек на 1 ноге;
С– умеет играть с детьми, не сорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилия, пол.
Ребенок в возрасте 5 лет:
МР – строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и Lego); может составить из несколько предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом;
ВП – запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на 2 положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишья, скороговорки или считалки;
М – самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3-6 частей; прыгает на 1 ноге продвигаясь вперед;
С – умеет играть с детьми разного возраста, не сорясь и соблюдая правила.
Ребенок в возрасте 6 лет:
РН – понимает значение слов из бытовой лексики, называет, из чего сделано отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанных с содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы к ряду);
ВП – запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;
М – рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в дину с места не менее, чем на 40 см;
С – знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.