ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1. Геодезическая разбивочная основа (вынос на местность основных осей здания).
Геодезическая разбивочная основа служит для плановой и высотной привязки на местности проекта строящихся зданий и сооружений, а также геодезического обеспечения строительства на всех стадиях возведения объекта.
Геодезическую разбивочную основу выполняют в виде строительной сетки, продольные и поперечные оси которой представляют собой прямоугольные координаты, определяющие положение здания или сооружения на местности. При строительстве одиночных зданий в районах имеющейся застройки в качестве геодезической разбивочной основы могут служить красные линии.
Для выноса строительной сетки на местность используют имеющуюся на площадке геодезическую сеть.
2. Анкерные устройства при возведении сооружений способом «стена в грунте».
Анкерные устройства. Раскрепление стен делается постановкой распорных конструкций либо анкерных устройств. Распорные конструкции занимают много места внутри сооружения и мешают производству работ. Потому анкерные устройства используются как временные приспособления, также как неизменный конструктивный элемент сооружения. Анкеровка делается методом бурения наклонной скважины за пределами призмы обрушения. В скважину вводится обсадная труба, а в нее - конструкция анкера (корень, стержень анкера, противокоррозионная паста). Натяжение стержня анкера делается гидравлическим домкратом, с превышением в 1,5 раза расчетного рабочего усилия.
3. Монтаж железобетонных резервуаров. Схема монтажа.
Основными узлами вертикального цилиндрического резервуара являются днище, цилиндрическая стенка, центральная стойка, покрытие, шахтная лестница. Поступление узлов резервуара на монтажную площадку осуществляется железнодорожным транспортом в следующем виде:
1) стенка резервуара – сварным полотнищем, навернутым на шахтную лестницу;
2) днище резервуара – в виде одного или двух сварных полотнищ, навернутых на рулон стенки;
3) покрытие – отдельными сварными щитами;
4) площадки, ограждение – отдельными транспортабельными сварными узлами.
Технологическая схема монтажа резервуара включает в себя:
1) монтаж днища резервуара;
2) подъем рулона стенки резервуара;
3) установку центральной стойки;
4) развертывание рулона стенки, установку щитов покрытия и замыкание вертикального стыка стенки;
5) установку шахтной лестницы;
6) гидроиспытание.
При монтаже днища рулон накатывается на основание. Приспособления для перекатывания рулона состоят из крестовины, вставляемой внутрь рулона, и тяговых щек, к которым крепится канат, идущий к трактору. Затем проводится развертка полотнищ днища и правка их концов. Правка концевых участков полотнищ осуществляется путем перегиба соответствующего участка вокруг трубы с помощью груза (железобетонного блока, подвешенного к крану). После укладки полотнищ в проектное положение их сваривают. Для прижима кромок днища при сварке используется специальное приспособление.
Рисунок – Приспособление для прижима кромок днища
1 – кронштейн; 2 – вороток; 3 – винт; 4 – балка; 5 – ползун; 6 – подпятник.
Для разметки днища применяется приспособление с чертилкой. Рабочий конец чертилки может изготавливаться путем наплавки пластины из твердого сплава. При разметке намечаются места приварки ограничивающих пластин, на которые затем опирается полотнище при развертке рулона.
Рисунок – Приспособление для разметки днища
1 – ось; 2 – кронштейн; 3 – штанга; 4 – движок; 5 – чертилка.
Все сварные швы проверяются на герметичность вакуум-камерой.
Рисунок – Вакуумная камера
1 – крышка вакуумной камеры из оргстекла; 2 – резиновые стенки камеры;
3 – вакуумметр; 4 – вакуумный бачок; 5 – вакуум-машина; 6 – рукоятка.
Подъем рулона стенки резервуара осуществляется краном методом поворота вокруг шарнира. Для этой цели изготавливается шарнир и крепится сваркой к рулону и днищу. Центральная стойка устанавливается в проектное положение краном и укрепляется растяжками.
Рулон стенки удерживается в сжатом свернутом состоянии с помощью планок, привариваемых по всей высоте к внешней кромке рулона. При развертывании рулона возможно:
1) самопроизвольное разворачивание витков рулона при срезании удерживающих планок;
2) резкое разворачивание внешних витков во время развертывания полотнища и даже свободно стоящего рулона;
3) обратное закручивание полотнища на некоторых участках;
4) отклонение разворачиваемого полотнища от вертикали из-за неровности поверхности основания и ветра.
Для плавного разворачивания рулон обматывается 2 – 3 витками каната, который натягивается трактором. Канат одним концом крепится к трактору, вторым – за скобу, служащую для разворачивания рулона и привариваемую к рулону на высоте 1,3 м.
На рулон устанавливается навесная лестница, с которой ведется срезка удерживающих планок, после чего путем ослабления натяжения каната осуществляется разворачивание рулона. При развертывании рулона начальная кромка фиксируется временным упором.
По мере развертывания рулона возникает необходимость в приварке новых скоб. Для этого устанавливается клиновой упор, натяжение каната ослабляется до прижатия рулона к клиновому упору, канат отсоединяется, скоба срезается и приваривается в новом месте.
По мере развертывания рулона полотно стенки прижимается к ограничительным пластинам и прихватывается сваркой к днищу.
Рисунок – Развертывание рулона
1 – временный упор; 2 – клиновой упор; 3 – ограничительная пластина;
4 – рулон; 5 – канат; 6 – скоба.
Одновременно с разворачиванием рулона осуществляется установка щитов покрытия и их приварка.
Рисунок – Установка щитов покрытия одновременно с разворачиванием рулона.
Затем проводится сварка замыкающего вертикального монтажного стыка, установка замыкающего щита покрытия, монтаж шахтной лестницы. Заключительной операцией является испытание резервуара.
Смонтированный резервуар сдается в эксплуатацию после испытания заливом воды на полную его высоту. Заполнение резервуара водой длится довольно долго, при этом проверяют состояние сварных швов тех поясов, которые уже омываются водой. При обнаружении дефектов часть воды сливают, ликвидируют дефект и затем снова продолжают заполнение. Одновременно следят за осадкой основания, которая должна быть равномерной на всех участках.