Рекомендации по выполнению третьей (проектной) главы курсовой работы
При написании мероприятий по совершенствованию логистики в третьей главе данной курсовой работе предлагается воспользоваться следующей логической последовательность их изложения и обоснования.
1.Связь предложения с анализом, проведенным во – второй главе. Кратко (максимум на 2-3 абзаца) обосновывается важность и необходимость внедрения предложенного мероприятия именно на анализируемом Вами предприятии. Кратко указываются выявленные во - второй главе недостатки и слабые стороны, которые обуславливают необходимость реализации предложенного мероприятия.
2.Маркетинговое обоснование предложенного мероприятия. Описываются текущее состояние анализируемой проблемы. Конкретно обосновываются те негативные факторы, с которыми сталкивается именно Ваше предприятие, вследствие не решения данной проблемы. Анализируются упущенные конкурентные преимущества и экономические возможности предприятия.
После этого четко и подробно и не противоречиво формулируется содержание предлагаемого мероприятия. «Что?» мы хотим получить на выходе и «Как?» мы будем этого достигать. Описывается ход реализации предложенного мероприятия. Что конкретно, когда и в какой последовательности будет приобретаться, внедряться и реализовываться.
Затем обуславливается вся совокупность факторов, которые подвергнуться изменению после реализации предложенного мероприятия. Какие положительные факторы будут достигнуты, и какие негативнее факторы будут устранены после внедрения данного предложения по совершенствованию логистики. За счет чего произойдет положительный сдвиг, что его обусловит, как это повлияет на хозяйственную и коммерческую деятельность предприятия.
3.Анализ возможностей. Оценка и анализ производственных и финансовых, (при необходимости: кадровых, законодательных, научно - технических и пр.) возможностей, обуславливающих способность предприятия тем или иным образом реализовать предложенное мероприятие. Например, ссылаясь на бухгалтерскую отчетность обусловить факт наличия свободных денежных средств, достаточных для внедрения предложенного мероприятия. Если таковых средств не хватает, необходимо брать банковский кредит, соответственно, затраты на реализацию предложенного мероприятия возрастут на величину выплачиваемого банковского процента и стоимости пользования кредитом.
В случае совершенствования в рамках предлагаемых мероприятий какого – либо основного или вспомогательного производства, необходимо обусловить наличие дополнительных производственных возможностей, незадействованных мощностей, резервов снижения себестоимости, факторов улучшению технологических и прочих производственных возможностей. В противном случае необходимо приобретать новое или модернизировать уже имеющееся оборудование. Понесенные затраты, также необходимо будет учесть при определении экономического эффекта.
Если предложенные мероприятия требуют дополнительных кадровых резервов, то аналогичным образом необходимо обосновать либо наличие данных кадровых резервов, либо учесть всю совокупность дополнительных затрат на привлечение и оплату труда дополнительных работников.
При условии учреждения в рамках предложенных мероприятий новых хозяйствующих субъектов, изменения форм собственности, дифференциации коммерческой деятельности, изменении организационных структур управления или штатного расписания, сокращения численности сотрудников и пр. предложений, необходимо обусловить законодательную возможность реализации предложенных мероприятий
4.Оценка затрат. Необходимо обусловить, оценить и рассчитать все статьи потенциальных затрат, связанных с реализацией предложенного мероприятия. Каждая статья затрат должна быть обоснована и определена.
Всю совокупность затрат в рамках предложенных мероприятий условно можно разделить на два вида: единовременные затраты; текущие затраты.
Единовременные затраты – затраты на приобретение средств, которые будут постепенно переносить свою стоимость на производимую продукцию или оказываемые услуги в рамках анализируемого периода в ходе реализации предложенного мероприятия. Например, приобретение автомобиля; станка; постройка нового склада; снос не нужных объектов инфраструктуры; прокладка железнодорожной ветки; приобретение программного обеспечения; покупка офисной техники и мебели; модернизация оборудования; приобретение новых вспомогательных средств и пр.
Текущие затраты – затраты, которые предприятие будет нести в течение всего анализируемого периода в рамках реализации предложенного мероприятия. Например, оплата труда сотрудников; горюче – смазочные материалы, ремонт транспортных, подъемных и прочих механических и электрических средств; обслуживание компьютерной техники: обновление программного обеспечения; услуги логистического сервиса; информационные услуги и пр.
Единовременные затраты нельзя в полном объеме отнести на один конкретный год эксплуатации. Так новый грузовой автомобиль будет стоить 1 млрд. руб. и, естественно, его нельзя полностью окупить за 1 год. Поэтому при приведении суммы единовременных затрат к 1-му году эксплуатации применяются коэффициенты приведения. Коэффициент приведения единовременных затрат к 1-му году эксплуатации показывает – какой процент первоначальной (единовременной) стоимости данного основного средства будет переноситься на 1 год его эксплуатации.
Например, мы приобрели грузовой автомобиль за 1 млрд. руб. Паспортный срок службы данного автомобиля (до момента капитального ремонта или полного износа) составляет 7 лет. Следовательно, на 1 конкретный год эксплуатации будет приходиться: 100/7×100% ≈ 15% от первоначальной стоимости данного грузового автомобиля. Соответственно сумма единовременных затрат на покупку грузового автомобиля, отнесенного к конкретному году его эксплуатации составит:
1 млрд. руб. × 15% = 150 млн. руб.
Но на некоторые автомобили устанавливается нормативный (паспортный) срок службы 10 лет, а на некоторые 5. Станки и оборудование могут иметь паспортный срок службы от 2-х до 20 лет. Если будет возводиться новое здание или сооружение, то его срок службы будет не менее 50 лет, а некоторая офисная техника будет иметь срок службы не более 1 года. В связи с вышеизложенным необходимо градировать основные средства, которые будут приобретаться в рамках внедрения предложенных мероприятий.
Текущие затраты в рамках предложенных мероприятий предприятие будет нести постепенно в течение всего периода реализации данного мероприятия. Но для более понятного расчета будущего экономического эффекта и унификации данных издержек с приведенными единовременными затратами, рекомендуется рассчитывать всю совокупность переменных затрат исходя из периода в 1 год.
Например, к текущим затратам при постройке нового склада (из расчета на 1 год) можно отнести:
- заработная плата начальника склада;
- заработная плата кладовщиков (2 человека);
- заработная плата стропальщиков (2 человека);
- заработная плата грузчиков (4 человека);
- заработная плата бухгалтера;
- заработная плата уборщицы;
- рабочая одежда и обувь для персонала;
- средства индивидуальной защиты для персонала (каски, ремни, щитки, очки и пр.);
- крепежный такелаж (ремни, стропы, лебедки);
- офисные принадлежности и обслуживание компьютеров;
- услуги санстанции (профилактика и обеззараживание);
- электроэнергия и обогрев;
- расходные материалы и масла для подъемных механизмов;
- плановый и внеплановый ремонт техники;
- плановые работы по поддержанию склада в надлежащем состоянии (подкраска, штукатурка, ремонт подъездов, ворот, озеленение);
Естественно, в зависимости от сути и направления предлагаемого мероприятия, как структура, так и размер переменных затрат, будет существенно розниться.
Соответственно сумма единовременных затрат, приведенных к 1 году эксплуатации и переменных затрат (взятых за 1 год), даст нам величину совокупных затрат предприятия, которые предприятие понесет за 1 год в ходе реализации предложенного мероприятия.
5.Обоснование достигнутых хозяйственных результатов.Конечной целью предложенных мероприятий является получение предприятием дополнительной прибыли. Дополнительная прибыль, вследствие внедрения и реализации предложенных мероприятий может формироваться вследствие следующих факторов.
1)Увеличение прибыли от реализации товаров или услуг:
- рост объема продаж при сохранении уровня цены и рентабельности;
- сохранение объема продаж при увеличении цены и рентабельности;
- рост объема продаж с параллельным ростом цены реализации, а соответственно, и рентабельности (бывает крайне редко);
2)Экономия затрат:
- снижение стоимости приобретения, транспортировки и хранения сырья и материалов;
- сокращение производственных затрат;
- уменьшение затрат, связанных с реализацией и распределением товаров или услуг.
Каждое из указанных направлений может достигаться различными методами и средствами. Например, рост объема продаж может быть достигнут за счет: улучшения логистического сервиса; выхода на новые рынки сбыта; строительства дополнительного распределительного склада; учреждения торгового дома или дилера в экспортном регионе; активизацией прямых продаж; изменением графика доставки продукции; выработкой оптимальных маршрутов перевозок; обновлением парка транспортных средств; изменением условий договора с клиентами в области сроков поставки или ответственности перевозчика; увеличением загрузки транспортных средств; введением собственной многооборотной тары; открытием собственной фирменной торговли и пр.
Снижение затрат также может быть связано с различными факторами: выбор оптимального поставщика сырья или материалов; покупка собственного транспорта для нужд снабжения; ликвидация собственного транспортного цеха и переход на услуги аренды транспортных средств; строительство склада для хранения сырья, полуфабрикатов; снос старого собственного склада и отгрузка продукции на склады посредников; оптимизация организации производства за счет изменения режимов работы оборудования, сменности, величины обрабатываемых партий; оптимизация кадровой структуры за счет оптимизации производственных процессов; внедрение нового программного обеспечения и экономия средств при приеме заявок, оформлении заказов и отгрузке продукции; механизация и автоматизация складов и производства; компьютеризация, снижение транспортных логистических затрат; оптимизация использования транспортных, погрузочно – разгрузочных и производственных средств и пр.
Обоснование достигнутых хозяйственных результатов является главной составляющей частью третьей главы и каждого предлагаемого мероприятия в частности. Необходимо не просто голословно заявить о том, что в ходе реализации предложенного мероприятия увеличиться объем продаж или сократятся затраты, а обосновать данные тезисы. Привести, техническое, технологическое, экономическое, маркетинговое и и/или прочее обоснование в зависимости от характера внедряемых мероприятий. При этом необходимо ссылаться на конкретные технические, экономические данные и указывать источники получения декларируемой маркетинговой и коммерческой информации.
При этом предложенные мероприятия и их обоснование не должны носить тривиальный характер. Например, предлагается прекратить закупать цемент у ОАО «Красносельскстройматериалы», а начать закупать и ОАО «Кричевцементошифер», т.к. у них на 10% дешевле. Или, предлагается начать пользоваться услугами экспедитора ООО «Юртрейд», т.к. он обещает доставлять продукцию на 1 день раньше, а стоимость услуг его ниже на 7%, чем у нашего действующего экспедитора.
Обоснование достигнут результатов по предложенному мероприятию должно четко определять и обуславливать состояние целевых показателей в рамках предлагаемого мероприятия до и после внедрения мероприятия. Это такие возможные показатели как: объем продаж; цена реализации; рентабельность продаж; прибыль от реализации; экономия затрат; стоимость доставки; стоимость хранения; стоимость переработки; затраты на распределение; заработная плата сотрудников; энергозатраты и пр. показатели.
Итогом обоснования достигнутых хозяйственных результатов в рамках предложенных мероприятий должно стать определение либо дополнительной прибыли от реализации товаров или услуг в будущем отчетном году после внедрения предложенного мероприятия, либо определение годовой суммы экономии затрат предприятия.
6.Расчет экономического эффекта. Экономический эффект – это размер полученной дополнительной прибыли (экономии денежных средств) в отчетном годовом периоде, вследствие внедрения и реализации предложенного мероприятия.
Как видно из определения экономический эффект может быть достигнут только в результате двух основных причин:
1)увеличение прибыли от реализации товаров или услуг;
2)экономии затрат в ходе реализации товаров или услуг.
Экономический эффект от предложенного мероприятия можно определить следующим образом:
Экономический эффект = Дополнительная прибыль от мероприятия (экономия средств) – Совокупные затраты (на реализацию мероприятия)
Таким образом, для расчета экономического эффекта необходимо из суммы дополнительной прибыли от реализации или из суммы сэкономленных издержек в течение 1 года вычесть размер совокупных затрат (приведенные единовременные + переменные) на реализацию предложенного мероприятия. В результате мы получим размер дополнительной прибыли, которую сможет получить предприятия, вследствие реализации предложенного мероприятия.
После того, как будет рассчитан экономический эффект по каждому из предложенных мероприятий, можно будет определить совокупный годовой экономический эффект, который будет равен сумме удельных значений экономического эффекта по каждому из предложенных мероприятий.