Технико-экономические показатели работы автопарка и пути улучшения его использования
Основным транспортным средством в строительстве является автомобильный транспорт. На него приходится 80% всего объёма перевозок. Может находится в составе специализированных организаций любой формы собственности и в составе самих строительных организаций.
Основные организационные формы аналогичны формам парка строительных машин (1 форма - стр. машины находятся на балансе стр. организаций; 2 ф. - стр. машины находятся в составе и на балансе спец. Учреждений механизации подчиняющихся стр. организациям; 3 ф. - стр. машины и оборуд. находятся на балансе трестов механизации и управлений мех-ии; 4 ф. - стр. машины находятся на балансе лизинговой компании; 5. - стр. машины находятся во владении частного предпринимателя)
Эффективность работы автотранспорта зависит от:
- оптимальной комплектности по типам и грузоподъёмности;
- рациональности использования автотранспортных ср-в;
- организации тех. обслуживания и ремонта.
Рациональность использования тех. средств:
- Выбор схемы перевозок:
• Маятниковая
• Челночная
• Челночно-маятниковая
- Использование методов оптимизации при планировании работы автотранспорта
- Сосредоточенность транспорта
Для планирования, учета и анализа работы автотранспорта установлена схема показателей, которая позволяет оценить степень использования подвижного состава и результат его работы.
К показателям, характеризующим степень использования подвижного состава относят:
1. Коэф. технической готовности парка (k1)
2. Коэф. использования парка (k2)
3. Коэф. использования пробега (k3)
4. Коэф. использования грузоподъёмности (k4)
5. Влияние простоя под погрузочно-разгрузочными работами Тп.р.
6. Среднее расстояние перевозки груза (L п.г.)
7. Техническая скорость движения автомоб. (vT)
Показателями, оценивающими результат работы автотранспорта являются:
1. Производительность подвижного состава
2. Объём перевозок Р (т)
3. Грузооборот W (т. км.)
4. Общий пробег подвижного состава L (км)
Различают следующие производительности
- Часовую
- Суточную
- Годовую
36. Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта.
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств основан на системе ППР - система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. Эта система основывается на агрегатно-узловом методе ремонта.
Техническое обслуживание – это профилактические мероприятия, которые проводятся в плановом порядке при достижении определенного пробега подвижного состава.
По трудоемкости, периодичности и перечню выполнения работ различают:
- ежедневное техн. обслуживание
- перв. техн. обслуживание – ТО1
- втор. техн. обслуживание – ТО2
Потребность в текущем ремонте определяется в процессе наблюдения за автомобилями.
Капитальный ремонт предусматривает восстановление первоначального технического состояния автомобилей, производится 1 раз в течение всего срока службы.
37. Назначение оперативного планирования
Оперативное планирование – это важнейшая часть единой системы планирования производства, ограниченная временным интервалом (месяц, неделя, сутки). Представляет собой совокупность мер, позволяющих влиять на отклонения от производственных заданий. Само оперативное планирование – это производственный и заключительный этап системы планирования. Ему присущи свои особенности, задачи и средства их решения. В процессе производства любые решения руководства, связанные с реализацией проекта, сводятся к календарным срокам. При составлении ОП на длительный период времени невозможно учесть все факторы, поэтому по мере приближения выполнению тех или иных работ информированность о конкретной ситуации возрастает.
ОП делят на:
- месячные
- декадные
- недельные
- суточные
С ОП тесно связано оперативное руководство выполнением этих планов – диспетчеризация.
Задачи оперативного управления – выдача заданий, координирование работ и отчетность об исполнении.
Совокупность методов ОП и диспетчеризации образует понятие Оперативное управление стр. производством.
38. Исходные данные и нормативы для разработки оперативных планов
1) Годовой план СМО с разбивкой по объектам и кварталам
2) Сводный годовой график строительства, необходимый для увязки с общим планом
3) ППР, в т. ч. График строительства объектов и технологические карты (последовательность выполнения работ, сроки и ресурсы)
4) Данные об ожидаемом состоянии объектов на начало планируемого периода
5) Данные о возможности обеспечения строящихся объектов необходимыми ресурсами.
6) Нормативы для оперативного планирования и расчёта затрат труда, потребности в машинах, материалах, транспорте.
Нормативы для оперативного управления:
1) Стоимостные и ресурсные, утверждённые республиканскими государственными учреждениями (РСН, НЗТ)
2) Производственные нормативы, разработанные и утверждённые самими СМО, которые учитывают местные условия строительства, достигнутый уровень техпомощи и организации работ. Укрупнённые единицы измерения в производственных нормативах – конструктивная часть здания, здание в целом, комплект работ, этап работ.
39. Порядок разработки, утверждения и доведения до исполнителей месячных оперативных планов.
Содержание оперативных планов зависит от уровня управления, имеет специфику по числу плановых показателей, которые возрастают на высшей ступени и степени детализации плановых заданий.
Оперативный месячный план мастера и прораба содержат следующие показатели:
1) Сроки окончания отдельных этапов строительства или сроки ввода объектов в эксплуатацию.
2) Объёмы СМР в натурном и стоимостном выражении
3) Численность рабочих
4) Фонд ЗП в % от стоимости СМР
5) Потребность в строительных машинах
6) Потребность в основных материалах и изделиях
Оперативный месячный план участка старшего прораба:
7) Показатели объёмов работ по генподряду (отдельно собственными силами, отдельно субподрядчиками)
Оперативный месячный план СМР
8) Отдельно по заказчикам, объектам, участкам и этапам работ. Объёмы, выполн. субподрядными показ. отдельно по каждой подрядной организации.
Порядок разработки оперативных планов
Разрабатываются производственно-техническими отделами с участием прорабов и руководителей подсобных хозяйств. В рабочем порядке согласовываются контрольные цифры объёма по генподряду и собственными силами с начальниками участков и субподрядными организациями.
План СМО по соответствующим показателям должен быть равен сумме планов участков старших прорабов, которые в свою очередь должен быть равен сумме планов каждого участка, входящего в состав участка прорабов (мастеров). Задания к началу планируемого месяца должны быть доведены до непосредственных исполнителей (бригад, звеньев, рабочих).