Статья 30. правила застройки 2 страница
4. Государственный градостроительный кадастр подразделяется по территориальным уровням на:
1) республиканский;
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.)
2) областной, городской республиканского значения, столицы;
3) базовый (районный, городской областного подчинения).
Статья 38. Государственный градостроительный кадастр республиканского уровня
1. Государственным заказчиком градостроительного кадастра по территории Республики Казахстан является Правительство Республики Казахстан.
2. Уполномоченным органом Правительства Республики Казахстан по ведению госу-дарственного градостроительного кадастра на республиканском уровне является уполномо-ченный государственный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
3. Информационной основой государственного градостроительного кадастра респуб-ликанского уровня являются градостроительные кадастры областного и базового уровней.
В заголовок статьи внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)
Статья 39. Государственный градостроительный кадастр областного (города республиканского значения, столицы) и базового уровней
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)
1. Заказчиками государственного градостроительного кадастра областного (города республиканского значения, столицы) и базового уровней являются акиматы областей (города республиканского значения, столицы).
Уполномоченным органом по ведению государственного градостроительного кадастра на областном (города республиканского значения, столицы) и базовом уровнях являются местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения).
2. Информационной основой государственного градостроительного кадастра област-ного уровня являются градостроительные кадастры базового уровня.
3. Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. № 13-III (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар. ред.)
Статья 40. Мониторинг объектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и государственного градостроительного кадастра
1. Государственный градостроительный кадастр ведется по единой для Респуб-лики Казахстан системе сбора, обработки, учета, регистрации, хранения и предоставления информации по объектам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, устанавливаемой Правительством Республики Казахстан.
2. Источниками исходной информации (сведений) для государственного градострои-тельного кадастра являются:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.); Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV (см. стар. ред.)
1) центральные и местные исполнительные органы, территориальные органы управ-ления государственным имуществом и приватизации, земельными ресурсами, геодезии и картографии;
2) службы регистрации, технической инвентаризации и оценки недвижимости;
3) службы санитарно-эпидемиологического надзора, охраны окружающей среды и природных ресурсов;
В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 204-III (см. стар. ред.)
4) службы контроля за охраной и использованием объектов историко-культурного наследия;
5) данные земельного, водного и других отраслевых кадастров, регистров, иных банков данных.
Глава 8. Градостроительное планирование развития
и застройки территорий
Статья 41. Градостроительные регламенты
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)
1. Градостроительные регламенты использования зданий и сооружений, а также любых изменений их состояния при ведении государственного градостроительного кадастра харак-теризуются типами, видами и параметрами предпочтений, запрещений, ограничений и иными режимами, действующими в пределах установленного срока.
Источниками регламентов является утвержденная в установленном законодатель-ством порядке градостроительная и архитектурно-строительная документация.
2. Классификатор государственных градостроительных регламентов и их показатели устанавливаются на республиканском и местном уровнях в соответствии с законодатель-ством Республики Казахстан.
3. Система градостроительных регламентов для ведения государственного градо-строительного кадастра должна охватывать следующие их типы:
1) назначение и (или) изменение функционального использования территории и свя-занной с ней недвижимости при осуществлении архитектурной, градостроительной и строи-тельной деятельности;
2) интенсивность развития и обустройства (застройки) территории и населенных пунктов;
3) обеспечение баланса развития и обустройства (застройки) территории и населенных пунктов;
4) воздействие обустройства (застройки) территории и населенных пунктов на окружающую среду.
4. Назначение и (или) изменение функционального использования территории и связанной с ней недвижимости при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности реализуется в градостроительных регламентах следующих видов:
1) функциональном назначении и (или) изменении территории;
2) функциональном назначении вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений;
3) изменении функционального использования существующих зданий и сооружений.
5. Развитие и обустройство (застройка) территорий и населенных пунктов вследствие осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должны отражаться в градостроительных регламентах следующих видов:
1) масштабах осваиваемых территорий;
2) запретах, разрешениях и ограничениях на отдельные виды архитектурной, градо-строительной и строительной деятельности для данной территории;
3) нагрузках на территорию в результате осуществляемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
4) режимах развития и изменениях территории или объектов недвижимости в резуль-тате осуществляемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
5) формировании планировочной структуры и архитектурного облика населенного пункта или его части;
6) формировании (совершенствовании) социальной, рекреационной, транспортной и инженерной инфраструктуры населенного пункта или его части.
6. Баланс развития территории и населенного пункта должен обеспечиваться градостроительными регламентами следующих видов:
1) ресурсными условиями развития территорий и объектов;
2) средовыми условиями территорий и населенных пунктов;
3) инженерными условиями жизнеобеспечения населения.
В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.01.06 г. № 116-III (введен в действие с 01.01.2006 г.) (см. стар. ред.)
7. Воздействие обустройства (застройки) территорий и населенных пунктов на окружающую среду регулируется градостроительными регламентами следующих видов:
1) размещением экологически и санитарно уязвимых объектов;
2) размещением объектов, представляющих техногенную опасность;
3) размещением среды обитания человека относительно источников опасных природных явлений;
4) санитарными, противопожарными и иными обязательными требованиями;
5) инженерными и транспортными условиями.
8. Сведения градостроительных регламентов подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.
Статья 42. Генеральная схема организации территории Республики Казахстан
1. Организация территории и размещение производительных сил на ее пространстве осуществляется в соответствии с решениями, принятыми в генеральной схеме организации территории Республики Казахстан.
2. Генеральная схема организации территории Республики Казахстан включает:
1) основные принципы расселения и размещения производительных сил в соответ-ствии с положениями стратегического и экономического планирования;
2) основные положения рационального природопользования и хозяйственной деятель-ности, развития производственной, транспортной, инженерной, социальной и рекреационной инфраструктуры республиканского значения;
В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 204-III (см. стар. ред.)
3) основные меры по улучшению экологической обстановки в регионах, сохранению территорий с объектами историко-культурного наследия и (или) охраняемыми ландшафтными объектами;
4) виды использования или ограничения по использованию особо охраняемых терри-торий, территорий залегания полезных ископаемых, подверженных воздействию опасных (вредных) явлений и процессов природного и техногенного характера или экстремальных природно-климатических условий для осуществления архитектурно-градостроительной деятельности.
3. Генеральная схема:
1) обеспечивает государственное регулирование системы расселения и размещения производительных сил;
2) устанавливает статус, назначение и характер использования территорий с учетом административно-территориального устройства Республики Казахстан;
3) координирует межрегиональные и межотраслевые государственные интересы по программам социально-экономического и хозяйственного развития через осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
4. Основные положения генеральной схемы утверждаются Правительством Республики Казахстан.
5. Порядок разработки и согласования генеральной схемы устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Статья 43. Межрегиональные схемы территориального развития
1. Межрегиональные схемы территориального развития разрабатываются в соответ-ствии с генеральной схемой организации территории Республики Казахстан, служат для взаимно согласованной (консолидированной) архитектурной, градостроительной и строи-тельной деятельности на территориях двух и более областей (либо их частей), а также социа-льно-экономических или экологических районов без учета границ административно-терри-ториальных единиц и определяют:
1) зонирование планируемой территории;
2) градостроительное освоение и развитие территории;
3) меры по комплексному развитию системы расселения и размещения производи-тельных сил, производственной, транспортной, инженерной, социальной и рекреационной инфраструктур регионального и межрегионального значения;
4) меры по рациональному природопользованию, обеспечению ресурсами, охране окружающей среды.
2. Межрегиональные схемы территориального развития разрабатываются по заказу уполномоченного государственного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства совместно с местными исполнительными органами.
3. Порядок разработки и согласования межрегиональной схемы территориального развития устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Межрегиональная схема и меры по ее реализации утверждаются Правительством Республики Казахстан.
4. Межгосударственные схемы регионального развития, разработанные на основании ратифицированных сторонами международных договоров и утвержденные заинтересован-ными сторонами, являются основанием для взаимно согласованной (консолидированной) архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территориях регионов Республики Казахстан и смежных иностранных государств.
Порядок разработки, согласования и утверждения межгосударственных схем регио-нального развития, а также принятия мер по поддержке их реализации со стороны госу-дарств-участников устанавливается в соответствии с международными договорами.
Статья 44. Комплексные схемы градостроительного планирования территорий
1. Организация (освоение, обустройство, застройка) территории отдельных регионов (области или какой-либо ее части) осуществляется на основании комплексной схемы градо-строительного планирования территории.
Комплексные схемы разрабатываются в соответствии с генеральной схемой организа-ции территории Республики Казахстан и соответствующей межрегиональной схемой тер-риториального развития.
2. Комплексные схемы градостроительного планирования территории определяют цели государственной градостроительной политики с учетом социально-экономических, производственно-хозяйственных и природно-климатических условий на территории данного региона, ее зонирование, а также устанавливают основные направления:
1) совершенствование системы расселения;
2) развитие населенных пунктов, производственной, транспортной, инженерной, социальной и рекреационной инфрастуктур;
3) защиту территорий от опасных (вредных) воздействий природных и антропо-генных, техногенных явлений и процессов;
4) улучшение экологической обстановки градостроительными средствами и методами;
В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 204-III (см. стар. ред.)
5) сохранение объектов историко-культурного наследия и (или) охраняемых ландшафтных объектов.
С учетом ограничений на использование территорий определяются функциональное зонирование территорий и интенсивность их использования.
3. Комплексные схемы должны содержать предложения по установлению границ населенных пунктов в данном регионе, пригородных зон, обеспечению ресурсами для комплексного развития территории, включая резервные территории.
4. Порядок разработки и согласования комплексных схем градостроительного плани-рования территорий регионов и меры по их реализации устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
5. Утверждение комплексных схем градостроительного планирования территорий регионов производится в порядке, установленном настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 45. Территории населенных пунктов
1. Пространственную основу городских и сельских населенных пунктов составляет территория в пределах установленных на поверхности земли и (или) водной поверхности границ (черты населенного пункта).
2. Подземное и воздушное пространство в пределах границ (черты) населенного пункта находится в ведении местных исполнительных органов, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
3. Режим и порядок использования территорий населенных пунктов определяются в соответствии с зонированием, установленным утвержденной градостроительной докумен-тацией.
Статья 46. Граница (черта) населенных пунктов
1. Граница (черта) населенного пункта определяет его территорию (градострои-тельное пространство) и устанавливается (изменяется) на основании утвержденного гене-рального плана данного поселения в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
2. Состав, содержание и порядок разработки проектов границ (черты) населенных пунктов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, государ-ственными нормативами, иными документами уполномоченного государственного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
3. Проекты границ (черты) крупнейших, крупных и больших городов могут разрабатываться в составе комплексных схем градостроительного планирования региона.
Проекты границ (черты) городов республиканского значения, а также иных городов с численностью населения свыше ста тысяч жителей согласовываются с уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.
4. Проекты границ (черты) средних и малых городов, поселков городского типа, а также сельских населенных пунктов могут разрабатываться и согласовываться в составе генеральных планов указанных населенных пунктов.
Статья 47. Генеральные планы населенных пунктов
1. Развитие и застройка территорий населенных пунктов осуществляется на основании утвержденных в установленном порядке генеральных планов.
2. Генеральные планы населенных пунктов являются основным градостроительным документом, определяющим комплексное планирование развития города, поселка, аула (села) либо другого поселения и разрабатываемым в соответствии с утвержденной гене-ральной схемой организации территории и комплексной схемой градостроительного планирования регионов.
Населенные пункты с численностью жителей свыше пяти тысяч человек должны быть обеспечены действующими генеральными планами, утвержденными в установленном порядке.
Населенные пункты с численностью до пяти тысяч человек могут в качестве основ-ного градостроительного документа иметь утвержденную в установленном порядке схему развития и застройки данного поселения (упрощенный вариант генерального плана). Состав, содержание, порядок разработки и согласования схем развития и застройки малых насе-ленных пунктов определяются уполномоченным государственным органом по делам архи-тектуры, градостроительства и строительства.
3. Генеральным планом определяются:
1) основные направления развития территории населенного пункта, включая социа-льную, рекреационную, производственную, транспортную и инженерную инфрастуктуры, с учетом природно-климатических, сложившихся и прогнозируемых демографических и социально-экономических условий;
2) функциональное зонирование и ограничение на использование территорий этих зон;
3) соотношение застроенной и незастроенной территорий населенного пункта;
4) зоны преимущественного отчуждения и приобретения земель, резервные терри-тории;
5) меры по защите территории от опасных (вредных) воздействий природных и техно-генных явлений и процессов, улучшению экологической обстановки;
6) иные меры по обеспечению устойчивого развития населенного пункта.
В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 204-III (см. стар. ред.)
4. Генеральный план развития населенного пункта, имеющего историческую градостроительную ценность, должен разрабатываться с учетом историко-архитектурного опорного плана и сопровождаться проектами зоны исторической застройки и охраны памятников.
5. Генеральный план населенного пункта действует до утверждения нового генерального плана либо утверждения изменений в действующем генеральном плане в части, не противоречащей законодательству и правилам застройки.
Статья 48. Зонирование территорий населенных пунктов
1. Генеральные планы (схемы развития и застройки) населенных пунктов должны предусматривать зонирование их территорий, определять вид использования конкретной территории, отдельных функциональных зон, устанавливать ограничения на их использование и обеспечивать:
1) благоприятную среду обитания и жизнедеятельности человека;
2) предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства;
3) защиту от загрязнения окружающей среды, включая особо охраняемые природные территории;
В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 11.12.06 г. № 204-III (см. стар. ред.)
4) охрану территорий, имеющих статус объектов историко-культурного наследия;
5) защиту территории от опасного (вредного) воздействия антропогенных, техногенных процессов и чрезвычайных ситуаций;
6) снижение воздействия нежелательных природных явлений.
2. Данные об ограничениях на использование территорий установленных функцио-нальных зон и видах их использования включаются в правила застройки территорий.
3. В зависимости от роли в административно-территориальном устройстве, социаль-но-экономических условий и производственно-хозяйственной специализации на территориях городов и сельских населенных пунктов могут устанавливаться следующие виды функ-циональных зон:
1) жилые зоны;
2) общественные (общественно-деловые) зоны;
3) рекреационные зоны;
4) зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
5) промышленные (производственные) зоны;
6) зоны сельскохозяйственного использования;
7) зоны специального назначения;
8) зоны режимных территорий;
9) пригородные зоны;
10) санитарно-защитные зоны;
11) резервные территории (градостроительные ресурсы).
Статья 49. Жилая зона
1. Жилая зона населенного пункта предназначается для застройки многоквартирными жилыми зданиями (домами) с обустроенными придомовыми территориями и индиви-дуальными жилыми домами с приусадебными участками.
2. Жилая зона должна быть обеспечена отдельно стоящими и (или) встроенными в жилые здания (пристроенными к ним) объектами медицинского обслуживания, социально-бытового и культурно-просветительского назначения, объектами инженерной и транспор-тной инфраструктур.
3. В жилой зоне допускается размещение гостиниц, наземных и подземных гаражей, открытых стоянок автомобильного транспорта, а также производственных объектов, разме-щение и деятельность которых не оказывает воздействия на окружающую среду, требую-щего устройства санитарно-защитных зон.
4. В отдельных случаях к жилым зонам также могут относиться территории садовод-ческих и дачных товариществ, расположенных в пределах границ (черты) населенного пункта.
Статья 50. Общественная (общественно-деловая) зона
1. Общественная (общественно-деловая) зона населенного пункта предназначается для размещения административных, научно-исследовательских, общественных учреждений и их комплексов, гостиниц и гостиничных комплексов, центров деловой и финансовой акти-вности, объектов культуры, образования, здравоохранения, спорта, коммерческой деятель-ности, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, открытых стоянок тран-спорта при указанных объектах, наземных и подземных гаражей, других зданий и соору-жений, не требующих специальных мероприятий по санитарной и экологической защите.
2. В перечень объектов, разрешенных к размещению в общественной (общественно-деловой) зоне, могут быть включены жилые здания (дома).
Статья 51. Рекреационная зона
1. Рекреационные зоны в населенных пунктах предназначены для организации и обустройства мест отдыха населения и включают в себя сады, лесопарки, парки и скверы, зоопарки, водоемы, пляжи, аквапарки, объекты ландшафтной архитектуры, иные места отды-ха и туризма, а также здания и сооружения досугового и (или) оздоровительного назначения.
2. В рекреационную зону могут включаться охраняемые природные объекты, распо-ложенные в пределах границ (черты) населенного пункта.
3. На территории рекреационной зоны не допускаются размещение (строительство) новых и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения, непосредственно не связанных с функционированием рекреационной зоны.
Статья 52. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур
1. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур населенного пункта предназна-чаются для размещения и функционирования коммуникаций и сооружений транспорта и связи, магистральных трубопроводов, сетей инженерного обеспечения, инженерного обору-дования.
Предотвращение от их вредного (опасного) воздействия обеспечивается соблюдением необходимых разрывов до селитебных территорий (участков) и объектов жилищно-граждан-ского назначения, а также других обязательных требований и ограничений в соответствии с государственными нормами и правилами. Коммуникации и сооружения, оказывающие при эксплуатации прямое вредное воздействие на здоровье людей и среду их обитания, должны располагаться за пределами населенных пунктов.
2. Территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур в отведенных границах должны быть благоустроены с учетом технических и эксплуатационных характери-стик указанных объектов. Обязанности по благоустройству и содержанию территорий возлагаются на собственников объектов.
Статья 53. Промышленные (производственные) зоны населенного пункта
1. Промышленные (производственные) зоны (районы) населенного пункта предназна-чаются для размещения промышленных предприятий и их комплексов, других производст-венных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих функционирование инже-нерной и транспортной инфраструктур. В особых случаях в промышленной зоне допускается размещение жилых помещений для проживания аварийных бригад данного предприятия.
2. Расположение производственных (коммунальных, складских) объектов, а также объектов инженерной и транспортной инфраструктур на селитебной территории допускается только в случаях, когда их размещение и функционирование не представляют угрозы насе-лению, не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и не требуют устройства санитарно-защитной зоны. В противном случае должна предусматриваться санитарно-защит-ная зона, отделяющая промышленную зону от других.
3. Обязанности по благоустройству и содержанию промышленной зоны, а также тер-риторий производственных объектов, располагаемых на селитебной территории, возлагаются на собственников объектов.
Статья 54. Зоны сельскохозяйственного использования в населенном пункте
1. Зоны сельскохозяйственного использования в пределах границ (черты) населенного пункта предназначаются для ведения сельского хозяйства и могут быть использованы до момента изменения вида их использования в соответствии с утвержденным генеральным планом населенного пункта и правилами застройки.
2. В случаях, если размещение и функционирование зоны сельскохозяйственного использования могут оказывать неблагоприятное воздействие на население либо окружаю-щую среду, должна быть предусмотрена санитарно-защитная зона.
3. Обязанности по содержанию зон сельскохозяйственного использования (а при необходимости и рекультивации земель) возлагаются на землепользователя, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Статья 55. Зоны специального назначения
1. В пределах границ (черты) населенного пункта допускается размещение зоны спе-циального назначения, выделяемой для кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов, предприятий по первичной переработке мусора (отходов), очистных соо-ружений, иных объектов, функционирование которых несовместимо с функционированием других зон населенного пункта.
2. Необходимость устройства санитарно-защитных зон, отделяющих указанные объе-кты от селитебной и рекреационной территорий, объектов инфраструктуры населенного пункта, устанавливается законодательством Республики Казахстан.
3. Обязанности по содержанию зоны специального назначения возлагаются на собст-венника предприятия (землепользователя), если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Статья 56. Зоны режимных территорий
1. Для размещения военных и других объектов, в отношении которых устанавли-вается особый режим, должны предусматриваться специальные зоны режимных территорий, а также иные территории особого регулирования в населенных пунктах или вне их пределов.
2. Порядок использования зон режимных территорий устанавливается Правитель-ством Республики Казахстан в соответствии с государственными нормативами, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 57. Пригородные зоны
1. Пригородные зоны включают примыкающие к границе (черте) города земли, пред-назначенные для развития территории данного города, других населенных пунктов, входя-щих в пригородную зону, а также выполнения санитарно-защитных функций, размещения мест отдыха населения, садоводческих и дачных товариществ.
2. Установление границ пригородных зон осуществляется на основе утвержденной градостроительной документации в соответствии с настоящим Законом и земельным законодательством Республики Казахстан.
Статья 58. Санитарно-защитная зона
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 29.12.06 г. № 209-III (см. стар. ред.); изложен в редакции Закона РК от 10.07.09 г. № 180-IV (см. стар. ред.)
1. В случаях, когда размещение и функционирование производственных, коммунальных и складских объектов, а также объектов специального назначения могут представлять угрозу населению и (или) оказывать вредное воздействие на окружающую среду, должна предусматриваться соответствующая санитарно-защитная зона. В зависимости от назначения санитарно-защитной зоны параметры и требования к ней устанавливаются техническими регламентами по промышленной безопасности функционирования указанных объектов, а также государственными нормативами в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и животного мира, охраны окружающей среды, архитектуры, градостроительства и строительства, преду-преждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.
2. В санитарно-защитной зоне, независимо от ее параметров и принадлежности, не допускается размещение (строительство) жилых зданий, организаций образования, учрежде-ний здравоохранения и отдыха, спортивно-оздоровительных сооружений, включая размеще-ние садоводческих и огороднических земельных участков, а также производство сельско-хозяйственной продукции.