И изыскательских работ в Гражданском кодексе РФ
До определенного времени договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ регулировался исключительно специальными актами, принятыми, главным образом, Советом Министров СССР, а также министерствами (ведомствами) СССР. И только в Основах гражданского законодательства 1991 г. соответствующий договор был выделен наряду с договором о выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также договором подряда на капитальное строительство в главе "Подряд". В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. хотя в отдельных главах и оказались "Подряд" и "Подряд на капитальное строительство", но при этом ни в той ни в другой из глав не нашлось места для рассматриваемых договоров.
ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. (ст. 11) специально выделил особый вид инвестиционного проекта. Суть его состоит в том, что он представляет собой обоснование экономической целесообразности объема и сроков осуществления капитальных вложений, включая необходимую проектно-сметную документацию, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
К договорам подряда на выполнение проектных и изыскательских работ применяются теперь непосредственно статьи указанного параграфа ГК (§ 5), а субсидиарно, как это предусмотрено п. 2 ст. 702 - для всех других отдельных видов подряда, - статьи, которые представляют собой "Общие положения о подряде" (§ 1 гл. 37).
Относительно узкий круг специальных норм о данном договоре в ГК открывает достаточно широкие возможности для использования отдельных правил, содержащихся в § 1 гл. 37 ГК, посвященном общим положениям о подряде. Так, из числа включенных в "Общие положения о подряде" к договорам о выполнении проектных и изыскательских работ применяются статьи, посвященные презумпции выполнения работ иждивением подрядчика (п. 1 ст. 704 ГК), распределению риска случайной гибели или случайного повреждения материалов и результата работ (ст. 705), правовому положению генерального подрядчика и субподрядчика (ст. 706), участию в исполнении работы нескольких лиц (ст. 707), срокам выполнения работы (ст. 708), цене работы (ст. 709), праву подрядчика на удержание (ст. 712), отказу заказчика от исполнения договора (ст. 717), оказанию содействия со стороны заказчика (ст. 718), последствиям неисполнения заказчиком встречных обязанностей (ст. 719), приемке заказчиком работы, выполненной подрядчиком (ст. 720), гарантии качества работы (ст. 722), ответственности подрядчика за ненадлежащее качество работы (ст. 723), срокам обнаружения ненадлежащего качества работы (ст. 724), обязанности подрядчика передать информацию заказчику с учетом особенностей соответствующей разновидности договора (ст. 726), последствиям прекращения договора подряда до приемки результата работы (ст. 729).
Если в конкретном договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ предусмотрена - хотя это и нехарактерно для данного вида договоров - передача материалов заказчиком подрядчику, следует руководствоваться п. 2 ст. 704 ГК (об ответственности подрядчика за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования), ст. 705 (о риске случайной гибели или случайного повреждения материалов и оборудования), ст. 714 (об ответственности подрядчика за несохранность предоставленного заказчиком имущества) и ст. 728 (о возвращении подрядчиком имущества, переданного заказчиком).
Перечисленные статьи применяются и без ссылки на них в договоре. При этом стороны могут отступить от норм, включенных в статьи § 1 гл. 37 ГК "Общие положения о подряде", только при условии, если соответствующие нормы носят диспозитивный характер.
Вместе с тем при заключении договора целесообразно обсудить возможность использования некоторых норм из параграфа, посвященного строительному подряду, например об участии в эксплуатации результата работ (п. 2 ст. 740 ГК). Подразумевается участие подрядчика в надзоре за реализацией проекта, в устранении недостатков за счет заказчика и др. Однако следует иметь в виду, что данные нормы могут использоваться при условии, если они превратятся в пункты договора. А для этого в него необходимо либо включать отсылку к данным статьям, либо воспроизвести в нем их текст. Если это не будет сделано, остается только один вариант, о котором шла речь выше.
Отдельные, посвященные данному договору акты приняты на уровне закона. Так, комплекс норм, связанных с одной из составных частей проекта - архитектурного проекта, определен ФЗ РФ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". В нем, в частности, предусмотрены случаи, при которых заказчик обязан иметь архитектурный проект, определен порядок выдачи архитектурно-планировочного задания архитектору и требования, которым это задание должно отвечать, кто и при каких условиях вправе выдавать разрешение на строительство соответствующих объектов, порядок проведения экспертизы соответствующих проектов, набор требований, предъявляемых к архитектурному проекту, права и обязанности архитектора, виды и объект авторских прав на произведения архитектуры (имеются в виду архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также сам архитектурный объект), основания и порядок изменения архитектурного проекта и архитектурного объекта и др. Особо выделены вопросы ответственности, связанной с архитектурным проектированием. В частности, предусмотрено, что лицо, которое виновно в создании или в изменении архитектурного объекта без разрешения на строительство, должно снести (полностью разобрать) постройку или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние. При этом сделать это необходимо такому лицу за собственный счет.
Градостроительный кодекс включает специальные статьи, посвященные назначению и видам градостроительной документации (ст. 28), порядку ее государственной экспертизы (ст. 29), составу, а также порядку разработки и утверждения основанного на градостроительной документации подряда (ст. 61).
Взаимоотношения контрагентов по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ между собой, а равно с третьими лицами определяются также и СНиПами. В настоящее время действующим является, в частности, СНиП 11-01-95 "Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство зданий и сооружений на территории РФ".
С очевидным учетом административно-правовой природы соответствующего акта Градостроительный кодекс РФ отнес к компетенции субъекта Российской Федерации принятие градостроительного устава (кодекса), определяющего порядок осуществления градостроительной деятельности на его территории.