Интернациональный стиль: 30-60-е
Фрэнк Ллойд Райт
(Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.
Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[1]. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами.
Свой собственный дом, «Резиденция Талиесин» (Taliesin), Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году.
Второй пик в творчестве Райта приходится на 30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[3], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[4]В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхайма в Нью Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ: (надо смотреть у Иконникова, но книгу не нашли, надо идти в библиотеку)
ПОСЛЕ 2ОЙ МИР ВОЙНЫ В ЕВРОПЕ
Брутализм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм — англ. New Brutalism) — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х — 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.
Термин «брутализм» употреблен первоначально Элисон и Питером Смитсонами в их теоретических записках и статьях, в которых они объясняли свои взгляды и свои архитектурные творения начала 50-х годов. Происходит термин от французского «béton brut» — «необработанный бетон». Это выражение, с помощью которого Ле Корбюзье описывал технологию обработки наружных поверхностей здания, примененную им во многих его постройках послевоенного периода. Термин получил широкое распространение после того, как британский архитектурный критик Райнер Бэнем использовал его в названии своей книги «Новый брутализм — этика или эстетика?», 1966 г., в которой описал постройки определенного архитектурного характера, в Европе, в частности.
Национальный королевский театр в Лондоне. Арх. Д. Ласдан
Структурализм — название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления — немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.
Для структурного экспрессионизма характерны возвращение к национальной специфике и романтизму XIX века, яркость и индивидуальность замысла, прямые отсылки к формам естественной природы при общей функциональности, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Крупнейшие представители — финны Эро Сааринен и Алвар Аалто; ключевые произведения — Сиднейский оперный театр (арх. Йорн Утзон) и Олимпийский центр в Токио (арх. Кэндзо Тангэ).
ОБЩАЯ ЛОГИКА 20-60-е гг архитектура:
Эпоха, состояние культуры-модернизм. Поиск новых форм.
20-е – 1я пол. 30-х:
Советский конструктивизм (направление): Мельников, Леонидов, Веснины
Корни-в супрематизме. Сменил стиль – неоклассицизм (тоталитаризм).
ЕВРОПА:
Интернациональный стиль: 30-60-е
Зарождение – в Баухаузе – Гропиус.
Направление – функционализм – тоже из Баухауза.
Иконы функционализма:
Гропиус (истоки)
Мис Ван Дер Роэ, Ле корбюзье – оформившийся функционализм
Миса унесло от функционализма в небоскребы (Сигрем Билдинг)
Ле Корбюзье в скульптурность и взаимодействие с ландшафтом (Капелла в Роншане)
США:
Френк Ллойд Райт
Направление - «органическая архитектура», идеалом которой является целостность и единение с природой
Начало органической ар-ры – в домах прерий (1900-1917), продолжение – Дом над водопадом (1935-1939)
ШПОРА:
Конструктивизм: 1920-перв пол 1930-х. поиск новых форм. Строгость, геометризм, лаконичность форм. Соотношением ритмов, пропорций, сдвигов объемов. Истоки-супрематизм. Мельников Конст Степ, Леонидов Ив Ильич, братья Веснины (Александр, Виктор, Леонид).
Серьезн событие в начале истории новой совр ар-ры – конкурс Дворец Труда в М (1923 г.) Веснины-1ый проект конструктивизма. Выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты. Складывается конструктивизм как творческий метод. Во главе – функция архит сооружения. “Функция – единство утилитарно-практических и идейно-художественных задач”.
Иван Леонидов (1902 —1959). Проекты.Институт библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горах. Манифест советской архитектуры конца 20-х годов XX века. Идея небоскреба, Проект здания Наркомтяжпрома.
Мельников Константин Степанович (90-74) Он и Леонидов на разных плоскостях; Леонидов – конструкция создает образ. Мельников – шел от образа. Много построил, в отличие от Леонидова. Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже 1925. Проект гаража над Сеной. Гаражи в Москве. клуб завода имени Русакова. первое в мире здание, где балконы зрительного зала вынесены наружу и находятся в трёх зубцах-выступах. свой дом-мастерская на Новоарбатском переулке. В целом конструктивизм: эстетика сдержанности, аскетизм. Простота форм и демократичность. Железно-каркасная система. Функциональные объемы. Постройки: Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов. Проблемы с материалами.
Интернациональный стиль. прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. The less is more (Мис). Пионер-Вальтер Гропиус. 1ый дир Баухауза (25 апр 19г в Веймаре). Ар-ра-главное направл в Б. должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. В архитектуре воплощались идеи функционализма. Философия — «форма определяется функцией». -Здание Баухауса в Дессау (проект в соавторстве с А. Мейером; строительство совместно с учениками Баухауса), 1925—1926- два здания в выставочном жилом посёлке «Вайсенхоф» в Штутгарте, 1927- Жилой посёлок Тёртен в Дессау, 1926—1928. Жилищное массовое строительство.
С 1930 по 1933 г. Мис-дир Б. Людвиг Мис ван дер Роэ (86-69)ведущий представитель «интернационального стиля».Знаковые постройки-павильон Германии на выставке в Барселоне 1929 г. (кресло Барселона).
В 1938 г.-США. в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками. В 1946—1951 г. в местечке Плейно (Иллинойс) «Стеклянный дом» (Филип Джонсон). 1958- Сигрэм Билдинг в НЙ (внешние профили).
Ле Корбюзье (Шарль Эдуар Жаннере). (87-65) 20-е виллы.вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). «Пять отправных точек архитектуры»: столбы-опоры, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна, своб фасад (из люб материала). павильон «Эспри Нуво» 1925. (Дом Центросоюза) в Москве 1928. 1926-1927 – особняк для поселка Вайсенхоф (прослеживаются 5 принципов)1946-1952 – Единый жилой комплекс в Марселе. Понимание жилого массива как «машины для жилья». опубликовал Le Modulor – систему пропорционирования в 1948 году. Капелла Роншан 1955-скульптурность.
Френк Ллойд Райт (67-59) Органическая архитектура -Известность Райту приносят «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. Целостность и единение с природой. Горизонтали, вынесены за пределы дома скаты и крыши, террасы, природн материалы. (его дом «Резиденция Талиесин, Дом Роби»).30-е годы. Райт начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции, продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой. В 1935—1939 Райт строит для И.Дж. Кауфмана знаменитый «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания. Гугенхайма – 59.