Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
К землям особо охраняемых природных территорийотносятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах таких земель изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности.
Земли государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей (собственников), деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
– предоставление садоводческих и дачных участков;
– строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
– движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
– иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, собственников.
Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков.
Участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты.
60.61Понятие и состав земель лесного фонда
Земли лесного фонда занимают более половины территории России 59 %. Правовой режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. Согласно статье 3 ЗК РФ к отношениям по охране лесов, вод применяется соответственно лесное и водное законодательство. Базовым актом лесного законодательства является ЛК РФ, который устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд РФ, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда. Рассмотрим состав объектов лесных отношений.
Лесной фонд. Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав земель лесного фонда и их изъятие из него осуществляется в порядке, установленном лесным, земельным законодательством РФ.
Земли лесного фонда. В этот фонд входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины и иные). Под нелесными землями понимаются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Участки лесного фонда. Это – участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Леса, не входящие в лесной фонд. Это леса, расположенные на землях обороны и городские леса.
Древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд. Ею признается та, что расположена на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта; землях населенных пунктов, в том числе предоставленных для дачного, гаражного и иного строительства; землях водного фонда; землях иных категорий.
Особенности управления землями лесного фонда. Органы управления. Функции управления. Планирование использования земель лесного фонда
Государственное управление лесным фондом базируется на принципах: устойчивого развития; сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды; рационального, непрерывного, неистощимого использования лесного фонда в интересах РФ и ее субъектов; несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Федеральным органом специальной компетенции в данной сфере является Министерство природных ресурсов РФ. Указанное министерство осуществляет возложенные на него функции как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части его в собственность субъекта РФ. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, охотиться, лекарственные растения. Однако названные виды лесопользования могут быть ограничены на основе законодательства субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства. Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК РФ на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.
62.63Понятие и общая характеристика земель водного фонда
Землями водного фонда признаются земли, занятые водными объектами, а также земли водоохранных зон этих объектов и земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется не только Земельным, но и водным законодательством. Базовым актом водного законодательства является ВК РФ от 18 октября 1995 г, в котором провозглашено, что воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Объектом водных отношений согласно статье 7 ВК РФ является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Водные объекты подразделяются на: – поверхностные водные объекты; – внутренние морские воды; – территориальное море РФ; – подземные водные объекты.
Объектами водных отношений наряду с другими являются обособленные водные объекты – замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Определение обособленного водного объекта важно для установления его режима: обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускается, то обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 12-22 и др. ВК РФ).
В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Под ними понимаются небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (замкнутые водоемы). Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления (ст. 39 и ст. 40 ВК РФ). Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
В федеральной собственности находятся:
- поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;
- подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;
- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, на необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
- внутренние морские воды;
- территориальное море РФ;
- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
- водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения и иные особо охраняемые водные объекты.
Управление федеральной собственностью на водные объекты осуществляет Правительство РФ. Часть полномочий по ее управлению может быть передана органам исполнительной власти субъектов РФ.
В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.
Территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, именуется водоохраной зоной. Правовой режим на этой территории определяется Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404. На водоохранных зонах устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Минимальная ширина водоохраннеых зон устанавливается в размере от 50 м (при протяженности реки до 10 км) и до 500 м. Минимальная ширина прибрежных защитных полос вводится (в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту и крутизне склонов) от 15-25 до 55-100 м.
В пределах водоохранных зон запрещается: проведение авиационно-химических работ; применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками; размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и т.п.; складирование мусора; заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и т.д.
В пределах прибрежных защитных полос, дополнительно к перечисленным ограничениям, запрещается: распашка земель; применение удобрений; выпас скота; движение автомобилей, тракторов.
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.
Право водопользования и его виды. Субъекты права водопользования
Водные объекты или их части могут передаваться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей одному или нескольким водопользователям.
Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:
- право долгосрочного пользования устанавливается на срок от трех до двадцати пяти лет;
- право краткосрочного пользования устанавливается на срок до трех лет;
- право ограниченного пользования (водный сервитут). Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами (публичный водный сервитут). Права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в силу договора или решения суда (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя, использования водных путей для паромов, лодок.
Статьей 23 ВК РФ предусмотрено, что участниками водных отношений являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и водопользователи. Водопользователям могут быт граждане и юридические лица. Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин или юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение такой лицензии возникает у гражданина по достижении им 18 лет, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.
Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Пригодность для него поверхностных и подземных вод определяется органами санитарно-эпидемиологического надзора. Использование подземных вод, пригодных для питья, для иных целей не допускается. В крайнем случае, на территории, где отсутствуют поверхностные воды, которые могут использовать для хозяйственных целей, и имеются достаточные подземные источники, может быть разрешено в порядке исключения их использования для непитьевых целей.
Использование водных объектов и земель водного фонда для добычи торфа, извлечения затонувшей древесины, прокладки кабеля и трубопроводов, проведения взрывных работ, строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений осуществляется на основании лицензии на водопользование. Забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов, с использованием любых земельных участков и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.
Поверхностные водные объекты являются водными путями общего пользования. Водные объекты используются для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов и т.п. Таковы основные цели использования вод.
64.Правовой режим земель запаса
Статья 103 ЗК РФ предусматривает, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь землям сельскохозяйственного назначения и государственного лесного фонда. Земли запаса в основном не освоены, то есть не включены в интенсивную хозяйственную эксплуатацию. Общая доля земель запаса в составе земель Российской Федерации составляет 5,5 %, а общая территория – 100,6 млн. га. Земли запаса являются источником пополнения иных категорий земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный оборот осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством.