Тема№1: Классификация гражданских аэродромов. Характеристика рельефа.
Учебные вопросы и распределение учебного времени.
Учебные вопросы: 1. Нормативные документы по проектированию аэродромов. 2. Термины и определения элементов аэродромов, на которых необходимо исправлять рельеф. 3. Классификация аэродромов по Приказу Госавиаслужбы Украины от 17.03.2006 г. и норм ІСАО. 4. Термины и определения рельефа поверхности аэродромов. 5. Требования к рельефу элементов аэродромов. |
Используемая литература:
1. Наставление по аэродромной службе в Гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86).
2. Сертифікаційні вимоги до цивільних аеродромів України (СВЦАУ).2006 р.
3. СНиП 2.05.08-85 Аэродромы.
4. СНиП 3.06.06-88 Аэродромы.
5. ІСАО Приложение 14 Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов»
6. ІСАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 1 «ВПП».
7. ІСАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 2 «РД, перроны и площадки ожидания».
8. Блохин В.И. Вертикальная планировка аэродромов. Издательство «Транспорт» 1978 г.
1. Нормативные документы по проектированию аэродромов
Воздушный Кодекс Украины
Наставление по аэродромной службе в Гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86)
Сертифікаційні вимоги до цивільних аеродромів України (СВЦАУ)
СНиП 2.05.08-85 Аэродромы
СНиП 3.06.06-88 Аэродромы
ІСАО Приложение 14 Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов
DOC 9137 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - состоящее из 6 частей. Чаще всего мы будем работать с частью 1 «ВПП», частью 2 «РД, перроны и площадки ожидания» и частью 3 «Покрытия».
2. Термины и определения элементов аэродрома
на которых необходимо исправлять рельеф
Аэродром – земляной или водный участок (включая размещённые на ней здания, строения и оборудование) предназначенный полностью или частично для принятия, отправки и движения ВС.
Аэропорт – комплекс сооружений для приема и отправки летательных аппаратов, обслуживания перевозок, имеющий для этих целей аэродром и прочие наземные сооружения.
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) – определённый прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлёта ВС. Могут быть грунтовые или с искусственным покрытием. Также подразделяются на необорудованные (некатегорированные) и оборудованные для точного захода на посадку по І, ІІ или ІІІ категории.
Высота аэродрома (в ІСАО применяется термин превышение) – абсолютная отметка самой высокой точки ВПП.
Искусственное покрытие – Верхний слой аэродромной поверхности, которая непосредственно воспринимает нагрузки от ВС, эксплуатационных и природных факторов. Подразделяются на жёсткие и нежёсткие.
Концевой участок ВПП – 1/6 часть длинны ВПП от торца (порога) ВПП. 2/3 ВПП в центре – называется средним участком ВПП.
Концевая зона безопасности ВПП (КЗБ) – зона, расположенная симметрично по обе стороны от продолжения оси ВПП и примыкающая к концу полосы, предназначенная, прежде всего, для уменьшения риска повреждения самолёта при приземлении с недолётом до ВПП или выкатыванием за пределы ВПП. (По СВЦАУ эту зону называют свободной от препятствий)
Концевая полоса торможения (КПТ) – специально подготовленная полоса за порогом ВПП (в конце дистанции разбега) предназначенная для остановки ВС в случае прерванного взлёта.
Лётная полоса (ЛП) – часть лётного поля аэродрома, которая включает ВПП, спланированные участки по бокам ВПП, и предназначенная для взлёта и посадки ВС, снижения риска повреждения ВС, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности ВС, пролетающих над ней во время взлёта и посадки.
Лётное поле – часть аэродрома, на которой размещены одна или несколько ЛП, РД, перроны и площадки специального предназначения.
Место стоянки (МС) – подготовленная площадка на аэродроме, предназначенная для стоянки ВС с целью его обслуживания, хранения, карантина и тд.
Порог ВПП – начало участка ВПП, которое совпадает с его торцом, и может использоваться для посадки ВС. Имеет специальную маркировку визуальную и ночную, а также обозначение в зависимости от курса.
Перрон – часть лётного поля аэродрома, подготовленная и предназначенная для размещения ВС с целью посадки и высадки пассажиров, загрузки и разгрузки багажа, почты и грузов, а также для выполнения других видов обслуживания.
Приаэродромная территория – местность вокруг аэродрома, над которой маневрируют ВС. В зависимости от класса аэродрома имеет радиус 25 – 50 км. В этой зоне вводится специальный порядок хозяйствования и строительства высотных объектов.
Расчётные дистанции:
Взлёта TODA (продолженного взлёта) – сумма имеющейся дистанции разбега и свободной зоны.
Посадочная LDA – длинна ВПП пригодная для пробега ВС после посадки.
Прерванного взлёта ASDA – сумма имеющейся дистанции разбега и концевой полосы торможения.
Разбега TORA – длинна ВПП, пригодная для разбега ВС выполняющего взлёт.
Рулёжная дорожка (РД) – часть лётного поля аэродрома, специально предназначенная для руления ВС. РД делятся на:
· Магистральную РД, которая начинается от торца ВПП и заканчивается у торца ВПП;
· Соединительные РД, которые соединяют ВПП и МРД. Частным случаем соединительной РД является скоростная РД;
· Вспомогательные РД, которые соединяют МРД с перронами, стоянками, площадками или соединяют их между собой.
3. Классификация аэродромов
по Приказу Госавиаслужбы Украины от 17.03.2006 г. и нормам ІКАО.
Класс ВПП определяется длинной ВПП, приведённой к стандартным условиям.
Показатель | Класс ВПП | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
Длина ВПП в стандартных условиях в м |
При этом ширина ВПП должна быть не менее:
Показатель | Класс ВПП | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е | |
Ширина ВПП в м |
ЛП должна иметь ширину в обе стороны от оси не менее:
- Класс А и Б 150 м, в том числе спланированная часть 80 м;
- Класс В 150 м, в том числе спланированная часть 70 м;
- Класс Г 150 м, в том числе спланированная часть 65 м;
- Класс Д 75 м, в том числе спланированная часть 54 м;
- Класс Е 75 м, в том числе спланированная часть 40 м.
ІСАО предусматривает не классификацию аэродромов, а кодовый номер или кодовое обозначение.
Элемент 1 | Элемент 2 | |||
Кодо-вый № | Расчётная для типа ВС длинна ЛП | Кодовая буква | Размах крыла | Расстояние между внешними кромками наружных колёс основных опор |
менее 800 м от 800 до 1200 м от 1200 до 1800 м 1800 м и более | А В С D E F | До 15 м От 15 до 24 м От 24 до 36 м От 36 до 52 м От 52 до 65 м От 65 до 80 м | До 4,5 м От 4,5 до 6 м От 6 до 9 м От 9 до 14 м От 9 до 14 м От 14 до 16 м |
Ширина ВПП по рекомендации ИКАО