Технические регламенты и стандарты. Взаимосвязь и отличия
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 30.12.2009 N 385-ФЗ);
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Базовым принципом новой системы технического регулирования в соответствии с принятым в 2004г Федеральным законом «О техническом регулировании» является последовательное разделение требований на: а) обязательные для соблюдения требования технических регламентов; б) предназначенные для добровольного применения требования стандартов. Принципиальный смысл этого разграничения заключается в прекращении ведомственного нормотворчества и в переводе всех обязательных требований на законодательный уровень. Любые обязательные для соблюдения требования могут вводиться только через технические регламенты, то есть с неукоснительным соблюдением всех процедур, предписанных законом «О техническом регулировании» в отношении принятия технических регламентов в статусе федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, ратифицируемых международных договоров Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. И наоборот: никакие требования не могут вводиться как обязательные через какие-либо иные акты, не являющиеся техническими регламентами, то есть в обход указанных процедур. В процессе создания технического законодательства все обязательные для исполнения требования, содержавшиеся в ранее введенных стандартах (и других нормативных актах -СанПиНах, СНИПах и пр.) после ревизии и необходимой коррекции переходят в технические регламенты. Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования (включая количественные и конкретизирующие) в качестве норм прямого действия. Какие-либо явные или неявные ссылки на стандарты и иные
нормативные акты в российском законодательстве не применяются. Стандарты в новой системе технического регулирования будут иметь статус документов исключительно рекомендательного характера. Вместе с тем в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384 ФЗ, который разработан и введен с развитие Федерального закона «О техническом регулировании» в статье 6 поручается Правительству РФ утвердить перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона. В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). В перечень национальных стандартов и сводов правил, указанный в части 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться проектирование (включая инженерные изыскания), строительство, реконструкция, капитальный ремонт и снос (демонтаж) здания или сооружения. Перечень обязательных к применению стандартов и сводов правил (а СНиПы теперь считаются как своды правил) приведен в Распоряжении Правительства РФ №1047-р от 21.06.2010г. (Приложение 4). В этом документе определены 8 стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) и 83 Свода правил ( СП и СНиП), которые в полном объеме или частично определены как обязательные для выполнения Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» №384 ФЗ. Правительство РФ ведет работу по актуализации стандартов и сводов правил. Так в настоящее время 27 СНиП актуализированы и имеют другую индексацию (приложение 5). Согласно ст. 12 ФЗ «О техническом регулировании», не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности (п. 1 ст. 7), требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметры конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента. Таким образом, при соблюдении любого стандарта, соответствующего нормам закона «О техническом регулировании», обеспечивается выполнение соответствующих требований технического регламента. Стандарты, не обеспечивающие выполнение норм технического регламента, не соответствуют предъявляемым к стандартам требованиям Закона, а потому не могут применяться на территории Российской Федерации. Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, будут носить не нормативный и, тем более, не правовой, а исключительно информационный характер. Соответствие требований национальных стандартов требованиям технических регламентов (а именно, отсутствие в национальных стандартах требований к продукции ниже требований технических регламентов, а также отсутствие в национальных стандартах требований к конструкции или исполнению, не обеспечивающих выполнения требований технических регламентов) гарантируется предусмотренными Законом «О техническом регулировании» процедурами несоответствия применяемых стандартов требованиям соответствующих технических регламентов, аналогичны рискам и ответственности, связанным с выпуском в обращение товаров, не соответствующих требованиям технических регламентов. Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленной ст. 16 ФЗ «О техническом регулировании» (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.). Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным. Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов. Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов.
Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не к конструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев (п. 4 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании»). Стандарты же могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и (или) исполнения. Стандарты также могут содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов. Кроме того, области применения стандартов могут не совпадать с областями применения технических регламентов". Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента, а также нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов. Таким образом, корреляция требований стандартов и требований технических регламентов осуществляется, как правило, не на уровне документов в целом, а на уровне конкретных объектов технического регулирования. Поскольку Законом о техническом регулировании предусмотрена норма, согласно которой стандарты не могут противоречить техническим регламентам, в описании области применения стандартов должно указываться ее соответствие объектам технического регулирования в конкретных технических регламентах. Адекватность соотнесения областей применения национальных стандартов и технических регламентов обеспечивается предусмотренными ФЗ «О техническом регулировании» процедурами разработки и принятия национальных стандартов. В отношении иных стандартов (стандартов организаций) такая адекватность обеспечивается обычными режимами оценки соответствия продукции, с сохранением аналогичных рисков и ответственности.