Технические регламенты

Технический регламент- это документ (Р 50.1.044-2003), который устанавли­вает обязательные для применения и исполнения требования к объектам техниче-



Глава 1

ского регулирования (продукции и процессам ЖЦП, в том числе зданиям, строени­ям и сооружениям). Технический регламент (ТР) может быть принят: международ­ным договором Российской Федерации, ратифицированным (или подлежащим ра­тификации) в порядке, установленном законодательством; федеральным законом; указом Президента; постановлением Правительства Российской Федерации; норма­тивным актом федерального органа исполнительной власти по техническому регу­лированию. До 2003 г. в нашей стране отсутствовали такие документы.

Обязательные требования к объектам технического регулирования, то есть тре­бования по безопасности, включают в технические регламенты с целью обеспечения:

• защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Содержание и применение технических регламентов.Технические регла­менты устанавливают:

• исчерпывающий перечень продукции, процессов ее производства, эксплуата­ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых ус­тановлены обязательные требования;

• минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продук­ции и процессов ЖЦП;

• правила идентификации и оценки соответствия объекта технического регули­рования;

• правила, формы и сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и требования к терминологии, упаковке, марки­ровке или этикеткам и правилам их нанесения.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда могут содер­жать специальные требования к продукции и процессам ЖЦП, обеспечивающие за­щиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кор­мящих матерей, инвалидов). В тех случаях, когда продукция может причинить вред жизни или здоровью граждан, накапливающийся при длительном ее использовании и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска, технический регламент может содержать требование, касающееся информиро­вания приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые вете-ринарно-санигарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходя­щей из отдельных стран (или мест), в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продук­ции и процессам ЖЦП являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР.

Структура технического регламента.Структурные элементы, которые дол­жен включать ТР, определены рекомендациями по разработке технических регла­ментов (Р 50.1.044-2003). Перечень объектов технического регулирования включает

Основы технического регулирования и стандартизации



не только продукцию, но и процессы ЖЦП, в отношении которых устанавливаются требования ТР.

Структуру ТР на пищевую продукцию можно проследить на примере ФЗ «Тех­нический регламент на масложировую продукцию» (от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ). Он включает следующие структурные элементы: общие положения; требования, предъявляемые к продукции; требования к обеспечению безопасности продукции в процессах ее производства, хранения и перевозки; оценку соответствия объектов технического регулирования требованиям ФЗ; контроль и надзор на рынке, заклю­чительные положения.

Структурный элемент «Общие положения» базируется на главном требовании ФЗ: продукция не может быть реализована на рынке, если она может оказать вред­ное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использова­нии по назначению. В этом разделе указывают продукцию, которая является объек­том технического регулирования, приводят основные понятия и идентификацион­ные признаки объектов технического регулирования, а также правила идентифика­ции продукции.

Требования к продукции включают требования безопасности к самой продук­ции, а также требования к ее упаковке и маркировке. Упаковка должна обеспечивать безопасность продукции и неизменность ее идентификационных признаков при об­ращении (купле-продаже) в течение срока годности продукции. При повреждении потребительской упаковки пищевая продукция должна быть немедленно изъята из обращения собственником этой продукции. Маркировка продукции должна содер­жать необходимую и достоверную информацию о продукции.

Требования к обеспечению безопасности продукции в процессах ес производст­ва, хранения и перевозки включают следующие требования: к процессу производства пищевой продукции; к воде и воздуху; к сырью и пищевым добавкам; к зданиям и производственным помещениям; к технологическому оборудованию и инвентарю, используемым в процессе производства; к условиям хранения и удаления отходов производства; к персоналу, занятому в процессе производства; к производственному контролю; к процессу хранения и перевозки продукции.

Оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов мо­жет быть основана на следующих положениях:

• должны выполняться требования национальных стандартов, являющихся дока­зательной базой выполнения требований регламентов;

• если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответст­вие требованиям ТР;

• с целью информирования о соответствии продукции требованиям ТР изготови­тель или его официальный представитель (например, импортер) маркирует продукцию знаком обращения на рынке.

Структурный элемент «Управление перечнем стандартов» включает перечень стандартов, используемых для соблюдения требований технического регламента. Его утверждает национальный орган по стандартизации и публикует в официальном издании федерального органа в области технического регулирования.

Контроль и надзор на рынке предусматривает оценку продукции после постав­ки ее на рынок. Такая оценка называется надзором. Надзор за продукцией, постав­ленной на рынок, направлен на обеспечение соответствия продукции и уверенности



Глава 1

в том, что она продолжает соответствовать необходимым регулирующим требова­ниям. Надзор после поставки продукции на рынок также необходим при примене­нии процедур заявления поставщика о соответствии, чтобы убедиться в том, что за­явления о соответствии остаются в силе.

Для обеспечения действенного и эффективного применения технического рег­ламента в самом ТР может быть указан федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его внедрение. Также может быть определена процедура назначе­ния соответствующих органов на проведение работ там, где необходимо привлечение третьей стороны для целей оценки соответствия, а также органов контроля и надзора.

Для того чтобы изготовители могли подготовиться к выполнению требований технического регламента, а обеспечивающие его применение национальные стандар­ты в случае необходимости могли быть разработаны, в ТР может быть указан пере­ходный период. В течение этого периода продукция может выпускаться в соответст­вии с действующими на момент принятия нового ТР законодательными актами.

До принятия технических регламентов стандарты остаются единственными до­кументами, регламентирующими отношения между производителем, продавцом, потребителем.

Первый в России специальный технический регламент «О требованиях к вы­бросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Россий­ской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» был утвержден постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609. Он устанавливает технические нор­мативы выбросов вредных веществ автомобилями, как производимыми в России, так и импортируемыми на территорию России, экологическую классификацию ав­томобилей в зависимости от уровней вредных выбросов, требования к топливам, обеспечивающим выполнение автомобилями соответствующих экологических нор­мативов. В качестве нормативной базы в ТР использованы Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН). В 2008 г. Государственной думой были приняты три Федеральных Закона на пищевую про­дукцию: «Технический регламент на молоко и молочную продукцию (ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ)», «Технический регламент на масложировую продукцию (ФЗ от 24.06.2008 № 90-ФЗ)» и «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ)».

Ответственность за подготовку ТР и их внесение в Государственную думу воз­лагается на правительство РФ. В этих целях Правительство РФ ежегодно утвержда­ет программу разработки ТР (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которую ежегодно уточняют и опубликовывают.

Порядок разработки ТР.Схема разработки и принятия ТР приведена на рис. 1.1. Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо. О разработке проекта должно быть опубликовано уведомление, которое должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции или процесса ЖЦП будут устанавливаться раз­рабатываемые требования, обоснование необходимости их разработки, а также ин­формацию о способе ознакомления с проектом. С момента опубликования уведом­ления соответствующий проект ТР должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. По требованию заинтересованного лица разработчик обязан пре­доставить ему копию проекта ТР. С учетом полученных в письменной форме заме­чаний разработчик дорабатывает проект ТР, организует публичное обсуждение про-

Основы технического регулирования и стандартизации



екта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведом­ления о разработке проекта до дня опубликования уведомления о завершении пуб­личного обсуждения не может быть менее двух месяцев. Порядок и размер платы за опубликование уведомлений устанавливает Правительство РФ.

Программа разработки —► Уведомление
Инициатива юридического или физического лица Печатный орган Информационная система
       

Публичное обсуждение U—I Копия проема по закону

Замечания заинтересованных сторон

-L

Доработка проекта

Уведомление о завершении публичного обсуждения

_t

Росстандарт

—*

Публикация уведомления

Экспертные комиссии

Субъект права законодательной
__________ инициативы_________


Отзыв в Госдуму
Публикация

Внесение проекта в Государственную думу

И

Принятие в первом чтении

Публикация

—►

Обоснование техническое, экономи­ческое, документы опубликования, документы завершения обсуждения, перечень замечаний

Направление в Правительство РФ, экспертные комиссии



Подготовка ко второму чтению

Отзыв с учетом заключения экспертной комиссии



Поправки

Публикация

—г-

Принятие Госдумой закона во втором чтении

Рис. 1.1. Этапы разработки технического регламента

Если ТР утверждается постановлением Правительства, то не менее чем за 30 дней до обсуждения его проект в обязательном порядке должен быть направлен на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регули­рованию, и без заключения экспертов он не допускается к рассмотрению Прави­тельством. Кроме того, проект постановления Правительства о ТР должен быть за­годя представлен на суд общественности, то есть опубликован на открытых сайтах в сети Интернет или в печатном издании Ростехрегулирования. Если ТР разрабатыва­ется в виде Закона, то после экспертного заключения субъект права законодатель­ной инициативы (Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депу-



Глава 1

таты Государственной думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ) вносит проект федерального закона с приложением необходимых документов, указанных в Законе «О техническом регулировании», в Государственную думу, ко­торая направляет его в Правительство РФ на отзыв.

Депутатам Госдумы дается право рассматривать проект закона о ТР без «раз­решения» Правительства в том случае, когда отзыв Правительства РФ на законопро­ект не был представлен в Государственную думу в указанный Законом срок (90 дней на проект, подготовленный к первому чтению, и 60 дней - ко второму). Проект ФЗ о техническом регламенте, принятый Государственной думой в первом чтении, пуб­ликуется в том же печатном издании, что и уведомления.

Разработчик подготавливает проект ФЗ ко второму слушанию в Государствен­ной думе с учетом замечаний, поступивших по проекту ФЗ, принятого в первом чтении. Подготовленный разработчиком проект Государственная дума снова на­правляет в Правительство РФ, которое вторично готовит отзыв на проект с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Федеральный Закон о техническом регламенте, принятый Государственной ду­мой во втором чтении, должен быть оформлен и изложен в соответствии с требова­ниями, установленными для федеральных законов.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, Прези­дент РФ вправе издать ТР без его публичного обсуждения.

Технический регламент, принятый Федеральным Законом или Постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через 6 мес. со дня его официально­го опубликования. Правительство РФ до дня вступления в силу ТР утверждает пере­чень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испы­таний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для приме­нения и исполнения принятого ТР и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия таких национальных стандартов, правила и методы испытаний разраба­тывают уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции в течение 6 мес. со дня официального опублико­вания ТР. Для информирования приобретателя продукции о соответствии ее требо­ваниям ТР используется, как отмечалось выше, знак обращения на рынке (рис. 1.2).

С

Знак обращения на рынке представляет соче-
S»----- ^тание букв «Т» и «Р», вписанных в букву «С»,

^ / ^щА стилизованную под измерительную скобу. Аббре-

ТР ( (ТРвиатура СТР расшифровывается как «соответст-

' V ^-1вие техническому регламенту». Расположенная

V------- ^ над «Т» точка в комплексе с буквой напоминает

„ , , „ Лчеловечка. Этот символ должен подчеркнуть

Рис. 1.2.Изображения знака гдцель технического регулирования -

обращения на рынке обеспечение безопасности граждан.

Наши рекомендации