Архитектура и искусство XIV — XV вв.

ЛЕКЦИЯ № 30.

Культура Руси конца XIII —XVII в.

Условия развития культуры.

Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ор­дынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремеслен­ники. Следствием нашествия стало исчезновение многих ви­дов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь ста­ли строить каменные церкви. Из них до наших дней сохра­нилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

Литература XIII — начала XVI в.

Первым памятником художественной литературы после нашествия можно счи­тать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произве­дениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «По­весть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за гре­хи оценивал нашествие видный писатель владимирский епи­скоп Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе по­явились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказа­ние» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее известных и ярких литературных про­изведений XV в. является «Хождение за три моря» Афана­сия Никитина. Тверской купец А. Никитин совершил пу­тешествие в Индию в 1466 —1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно вос­принимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую зем­лю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней спра­ведливости» — так заканчивается «Хождение за три моря».

Архитектура и искусство XIV — XV вв.

В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим свое­образием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независи­мости, обращали взоры к старине и возводили храмы по об­разцу древних построек.

Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. ста­ла Москва. При Иване Калите были возведены самые боль­шие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо-Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмос­ковных каменоломнях.

К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руковод­ством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строитель­ства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиора- ванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор, построенный итальянским мастером Алевизом Фря- зином Новым. Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор.

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев.

Феофан Грек, мастер фресковой живописи, был выходцем из Византии. Его сюжеты характеризуются глубоким про­никновением во внутренний мир образов.

Наиболее прославленным творением Андрея Рублева ста­ла икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирую­щих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъ­ема, вызванного Куликовской победой.

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий, выходец из знатного рода. Для его творе­ний характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Развитие культуры в XVI в

Складывание и развитие еди­ного Русского государства породило обширную публицисти­ческую литературу. Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Некоторые публицисты кон­ца XV — начала XVI в. были приверженцами ересей, кото­рые распространились тогда в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из наиболее образованных еретиков, дьяк Ивана III, выдающий­ся дипломат Федор Курицын в своем стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».

Церковные публицисты выступали против еретиков. Один из них, монах Ермолай Еразм (середина XVI в.), в своих трудах выступил как выразитель настроений крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются глав­нейшие богатства», — писал он, призывая ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначен­ном для царя Ивана Грозного, выдвинул идею создания го­сударства с безграничной властью правителя над его поддан­ными. Однако, держа в узде крупных землевладельцев, управлять государством правитель должен был в интересах «простых воинников», т.е. дворян. С иными идеями высту­пил Андрей Курбский, написавший после бегства из Рос­сии несколько произведений и три послания Ивану Грозно­му. Он считал, что русский царь, если хочет блага своей стра­не, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными че­ловеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их изме­ны и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «каз­нить и миловать» любых своих подданных.

В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Одним из первых и наиболее выдающих­ся памятников этого стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Одним из главных символов нашей страны яв­ляется другая постройка шатрового стиля — Покровский собор, «что на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1555 —1560 гг. в честь взятия русскими войсками Казани.

В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф.С.Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смолен­ского кремля и др.

Начало книгопечатания. Важнейшим явлением XVI в. ста­ло распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Од­нако дата этих изданий, как и имена печатников, неизвест­ны. В 1564 г. священник одного из кремлевских храмов Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил кни­гу «Апостол». Этот год и стал считаться годом начала рус­ского книгопечатания. Уникальность «Апостола» состоит в том, что в нем не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское они продолжили издавать книги, в частности Фе­доров напечатал первую русскую азбуку и первую полную Библию. Действовала типография и в Москве.

Культура России XVII в.

Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с за­падными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, об­ратить в свою пользу.

Заимствование военной и промышленной техники, прие­мов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непри­вычную по форме и содержанию, приучая даже к иному об­разу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова сложилась Немецкая слобода — уголок западноевропейского быта. Мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецко­го, польского языков.

По почину Алексея Михайловича в Москве возникли «ко­медийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью молодежи из числа иноземцев. Позже пастор стал обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструмен­тах и танцевали на западноевропейский манер.

Процесс обмирщения культуры, выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наи­более известными из них являются «Сказание» Авраамия Налицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сло­веса» князя Ивана Хворостинина и др.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придвор­ным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.

Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя дви­жения старообрядцев.

На протяжении столетия появляются разнообразные по­вести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», « Калязинская челобитная ».

В XVII в. существенным изменениям подверглась архитек­тура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохра­нившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кир­пичное строительство.

Для украшения зданий использовали многоцветные израз­цы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле «нарыш­кинского барокко», отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.

Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, пи­сал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский собо­ры, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя тра­диционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в про­свещении. Появились светские школы для детей. Первый пе­чатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском мона­стыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо­татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрож­дение культуры? В чем это выразилось?

2. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала

XVI в.?

3. Почему XVI в. называют «веком публицистики»? Какие идеи обсуждались тогда в публицистических произведениях?

4. Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим событием в развитии культуры?

5. Дайте характеристику развития русской архитектуры XVI —

XVII вв.

6. В чем состояли особенности развития русской культуры в XVII в.?

7. Сравните русскую культуру конца XIII — XVII в. и средневеко­вую культуру Западной Европы. Что вы видите в них общего и в чем состояли различия?

Наши рекомендации