Культура и норма профессиональной речи
Профессиональная культура работников архитектурно-строительных профессий включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.
Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения. Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков. Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимы, зрительного контакта) речь – самое универсальное средство, так как она позволяет точнее всего передать смысл сообщения.
Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.
Дидактический материал
Текст 1
Плотник
В строительной отрасли профессия «плотник» объединяет в себе две профессии: «плотник» и «столяр».
С развитием индустриализации строительства произошло резкое разделение деревянных работ на заготовительные, сборочные и монтажные. Заготовительные и сборочные операции выполняются на деревообделочных заводах или комбинатах; на строительных площадках. В процессе их изготовления, а также на строительной площадке выполняют в основном только монтаж доставленных с завода деталей и конструкций. Некоторые простые деревянные элементы изготавливают на заводе, плотники на объектах выполняют различные плотничные работы.
На строительных объектах бригады плотников выполняют столярные работы: размечают по эскизам и изготавливают шаблоны для штукатурных работ и формы для лепных работ, устанавливают и подгоняют по месту врезные приборы (шпингалеты, замки, фрамужные приборы и др.). На других строительных объектах плотники имеют дело с деревянными конструкциями: «опалубки, деревянные навесы для защиты прохожих, поддоны, щиты на заборы, лестничные марши. Деятельность может быть направлена на отделку внутренних помещений (стелить полы, устанавливать дверные блоки, окна; монтировать встроенные помещения).
Умение строить из дерева, в совершенстве владеть топором было присуще когда-то почти каждому мужчине. Руками плотников строилась Великая Русь. Ее храмы вызывали восхищение, ее крепости вызывали трепет у врагов. Иностранцы называли Петра I «Царем-плотником». Из 14 ремесел, которыми он владел, плотничье было самым любимым. Искусство русского деревянного зодчества удивляло и удивляет поколения потомков. Плотники обходились без гвоздей, они знали более 50 способов соединения бревен в постройках. Постройки, срубленные плотниками, были удобны для жилья, теплы, красивы и прочны. Долговечность некоторых деревянных построек исчисляется столетиями.
(http://www.zheschool3.ru)
Задание 1. Определите стиль данного текста. Аргументируйте ответ.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
На какие виды делятся деревянные работы? Какие виды работ выполняют бригады плотников на строительных объектах? На что направлена деятельность плотника? Расскажите об искусстве русского деревянного зодчества.
Задание 3.Устраните ошибки в употреблении глаголов.
С развитием индустриализации строительства произошлорезкое разделение деревянных работ на заготовительные, сборочные и монтажные. В процессе их изготовления, а также при подготовке поступивших с завода изделий, плотники на объектах выполняли различные плотничные работы. На строительных объектах бригады плотников выполняли столярные работы: размечали по эскизам и изготавливали шаблоны для штукатурных работ и формы для лепных работ, устанавливали и подгоняли по месту врезные приборы (шпингалеты, замки, фрамужные приборы и др.). Издавна древесина в нашей стране была и являласьодним из основных строительных материалов из-за ее широкого распространения и хороших строительных свойств: прочности, легкости, низкой теплопроводности и привлекательности внешнего вида.
Задание 4. Определите типы речевых ошибок. Запишите отредактированные варианты предложений:
1. С развитием индустриализации строительства возникло резкое разделение деревянных работ на заготовительные, сборочные и монтажные.
2. Заготовительные и сборочные операции производилисьна деревообделочных заводах или комбинатах.
3. Некоторые простые деревянные элементы приготовляются на строительных площадках.
4. В процессе их изготовления, а также при подготовке поступивших с завода изделий плотники на объектах создаютразличные плотничные работы.
5. На строительных объектах бригады плотников готовят столярные работы.
6. На других строительных объектах плотники проработают с деревянными конструкциями: «опалубки, деревянные навесы для защиты прохожих, поддоны, щиты на заборы, лестничные марши.
Задание 5. Подберите синонимы к следующим словам:
Выполняют, готовят, трудятся, конструкции, существует, определяют, устраняют, возникает, производит, заготовка.
Задание 6. Укажите возможные варианты переноса данных слов. Выделите слова, не подлежащие переносу.
Развитие, индустриализация, строительство, разделение, площадка, монтаж, конструкция, деревянные, изготовление, объект, плотничные, бригада, плотник, столярные, шаблоны, шпингалет, поддоны, помещение, древесина, материал.
Задание 6. Образуйте от прилагательных степени сравнения.
Резкое, простое, различные, широкий, хороший, прочный, легкий, низкий, привлекательный, удобный, теплый, красивый, искусный.
Текст 2
Облицовщик-плиточник
Красивые фасады зданий и внутренние стены помещений, облицованные плитками, уложенными в различные узоры, - это труд облицовщиков. Облицовочные работы являются частью отделочных строительных работ. Облицованные синтетическими и искусственными материалами поверхности зданий и внутренние стены помещений приобретают нарядный вид, становятся гигиеничнее, долговечнее.
Облицовка - это отделочный слой наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, выполненный из плит, плиток, профильных деталей, прикреплённых к отделываемой поверхности на растворе, мастике или при помощи крепёжных элементов.
Облицовка бывает внутренней и наружной. Выбор характера облицовки зависит от назначения помещения.
Название профессии «облицовщик» произошло от слова «лицо», фасад здания. У каждого здания, сооружения есть своё «лицо». И от того, насколько качественно и аккуратно выполнена работа, зависит, как будет выглядеть его фасад и здание в целом
Профессия облицовщика – плиточника – одна из интереснейших строительных профессий. Эта профессия имеет очень длинную и интересную историю. Образы труда плиточников древних времён дошли до наших дней. Самая большая пирамида Египта – пирамида Хеопса до сих пор сохранила следы облицовки. Её помещения отделаны глазурованными плитками с орнаментальным узором, пол выложен алебастровыми плитками. Можно представить, насколько высоким было мастерство древнеегипетских плиточников, если их работа после трёх с половиной тысячелетий продолжает восхищать своим совершенством. Архитектурные памятники античной Греции и Рима, государств Востока блистают великолепной отделкой, созданной ремесленником-облицовщиком – плиточником.
Сегодняшние мастера поддерживают и развивают древние традиции своей профессии. Они трудятся на строительстве домов, промышленных предприятий, станций метрополитена, крупных спортивных центров, театров, создавая мозаичные, плиточные или облицованные гранитом и мрамором детали различных архитектурных сооружений. Работа облицовщика у всех на виду, результаты труда приносят людям радость, уют, эстетическое наслаждение.
(http://news.ivest.kz)
Задание 1. Определите стиль и тип текста. Ответьте на вопросы:
Каким является труд облицовщиков? Что такое облицовка? Какие виды облицовок существуют? Почему профессия облицовщика считается интересной? Какова история профессии облицовщика? Где трудятся облицовщики в настоящее время?
Задание 2. Дополните предложения, используя слова из скобок.
Образы труда плиточников древних времён (дойдут) до наших дней. Самая большая пирамида Египта – пирамида Хеопса до сих пор (сохранит) следы облицовки. Можно представить, насколько высоким (были) мастерство древнеегипетских плиточников, если их работа после трёх с половиной тысячелетий (продолжала) восхищать своим совершенством. Архитектурные памятники античной Греции и Рима, государств Востока (блистали) великолепной отделкой, созданной ремесленником – облицовщиком-плиточником.
Сегодняшние мастера (поддерживали и развивали) древние традиции своей профессии. Они (трудились) на строительстве домов, промышленных предприятий, станций метрополитена, крупных спортивных центров, театров, создавая мозаичные, плиточные или облицованные гранитом и мрамором детали различных архитектурных сооружений.
Задание 3. От данных существительных образуйте глаголы.
Облицовка, сооружение, строительство, мастерство, развитие, создание, назначение, ремонт, краска, отделка, устройство, труд.
Задание 4.Составьте предложения, используя следующие глаголы
Трудиться, строить, соорудить, облицевать, штукатурить, работать, постелить, побелить, создать, красить, шпаклевать.
Задание 5.Найдите грамматико-стилистические ошибки, связанные с неправильным порядком слов. Исправьте текст.
Частью отделочных строительных работ являются облицовочные работы. Становятся гигиеничнее, долговечнее облицованные синтетическими и искусственными материалами поверхности зданий.
Отделочный слой наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, выполненный из плит, плиток, профильных деталей, прикреплённых к отделываемой поверхности на растворе – это облицовка.
Внутренней и наружной бывает облицовка. Зависит от назначения помещения выбор характера облицовок.
Задание 6. Раскройте скобки, поставив существительное без предлога и с предлогом в нужном падеже.
Имеет очень (длинная и интересная) историю. Образы труда плиточников древних времён дошли (наши дни). Её помещения отделаны (глазурованные плитки) с орнаментальным узором, пол выложен (алебастровые плитки). Можно представить, насколько высоким было мастерство (древнеегипетские плиточники, если их работа после трёх с половиной тысячелетий продолжает восхищать своим (совершенство). Архитектурные памятники (античная Греция и Рим, государств Востока) блистают (великолепная отделка), созданной (ремесленник – облицовщик–плиточник). Сегодняшние мастера поддерживают и развивают древние традиции своей (профессия). Они трудятся на строительстве (дома, промышленные предприятия, станция метрополитена), крупных (спортивные центры, театры).
Текст 3
Кровельщик
Профессия кровельщика – одна из самых древних. Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Основная задача кровельщика – уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Профессия кровельщика распространена повсеместно. Она нужна везде, где строятся новые и ремонтируются старые здания: в городе, поселке, деревне. Кровельные работы включают в себя заготовительные операции и укладку кровли непосредственно на крыше.
Привезенные на объект элементы кровельного покрытия поднимаются на крышу, но, прежде чем, приступить к ее укладке, кровельщики тщательно проверяют прочность основания. Если все в порядке, то кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходим хороший линейный глазомер – умение на глаз определять параллельность линий; окончательное соединение стоячих фальцев вручную с помощью двух молотков. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности. Большую часть рабочего времени кровельщик проводит на свежем воздухе, но некоторые операции делаются им в мастерских.
( http://to-name.ru)
Задание 1. Ответьте на вопросы:
Чем занимается кровельщик? В чем заключается основная задача кровельщика? Что включают в себя кровельные работы? Почему профессия кровельщика является востребованной на современном рынке труда?
Задание 2.Составьте предложения с приведенными ниже словами. Укажите семантико-стилистическое различие между синонимическими парами.
Спрос - потребность, начать - приступить, опираться - базироваться, тормозить – препятствовать, разработать – подготовить, обеспечить – создать, устранить – ликвидировать, разработать – подготовить.
Задание 3. Замените предложения с обособленными определениями придаточными определительными.
Постройки, срубленные плотниками, были удобны для жилья, теплы, красивы и прочны.
Привезенные на объект элементы кровельного покрытия поднимаются на крышу.
Красивые фасады зданий и внутренние стены помещений, облицованные плитками, уложенными в различные узоры, - это труд облицовщиков
Облицованные синтетическими и искусственными материалами поверхности зданий и внутренние стены помещений приобретают нарядный вид.
Облицовка - это отделочный слой наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений, выполненный из плит, плиток, профильных деталей, прикреплённых к отделываемой поверхности на растворе, мастике или при помощи крепёжных элементов.
Задание 4.Включите в свои высказывания следующие слова и словосочетания.
Заборы, лестничные марши, дверные блоки, окна, монтировать, встроенные помещения, умение строить, в совершенстве владеть топором, плотники, бревна, постройки, жилье, долговечность.
Задание 5. Определите характер ошибок в следующих предложениях:
Любое здание жилое или промышленное накрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли выполняет кровельщик. Основная задача кровельщика - построить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Профессия кровельщика имеет значение повсеместно. Она нужна везде, где строятся новые и создаются старые здания: в городе, поселке, деревне. Кровельные работы сохраняют в себя заготовительные операции и укладку кровли непосредственно на крыше.
Привезенные на объект элементы кровельного покрытия опускаются на крышу. Она хочет от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности. Большую часть рабочего времени кровельщик гуляет на свежем воздухе, но некоторые операции производятся им в мастерских.
Задание 6. Разграничьте паронимы, употребив их в словосочетаниях:
Опечатать - отпечатать (дверь, визитки), охватить – отхватить (огнем, руками), представиться – преставиться (в преклонном возрасте, сотрудникам), поглотить – проглотить (порошок, силы)
Задания для СРО:
1. Подготовить устное сообщение об архитектурно-строительных профессиях, неупомянутых в текстах.
2. Расскажите о вашей специализации и профильных предметах.
Тема 2
КЛК «Сферы деятельности строителя»