ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15
1. Основная форма внутреннего контроля качества строительно-монтажных работ. Виды
контроля качества при производстве строительно-монтажных работ.
Контроль качества работ выполняют визуальным осмотром, натурным измерением линейных размеров, испытанием конструкций разрушающими и неразрушающими методами контроля.
Визуальный осмотрпроводят длявыявление трещин, видимых дефектов, отклонений от требований проекта.
Неразрушающий контроль качестваиспользуют для определение физико-механических и геометрических параметров основных конструктивных элементов здания (сооружения). В процессе выполнения работ на местах, указанных в плане диагностики, производится определение физико-механических и геометрических параметров основных несущих элементов здания (сооружения) и строительной площадки. Все точки измерений привязываются к плану и разрезу здания (сооружения) и строительной площадки. Применяют следующие виды неразрушающего контроля.
Импульсный акустический способ заключается в измерении скорости распространения упругих волн в исследуемом материале и рассеивании энергии этих волн. Применяется для определения скрытых дефектов в бетонных и железобетонных конструкциях, для определения плотности и прочности бетона и кирпича.
Импульсный вибрационный способ базируется на замере затухания собственных колебаний с учетом конструктивных форм исследуемого элемента.
Радиационный способ основан на определении изменения интенсивности потоков у-лучей при просвечивании материала. По показаниям счетчиков, определяющих количество испускаемых, поглощенных и прошедших через исследуемый объект изотопов у-лучей определяют качество и свойства материалов.
Геосейсмические измерения. Геосейсмическое строение площадки, определение физико-механических и динамических характеристик грунтов, а также состояние несущих конструкций здания определяются инженерной сейсморазведкой корреляционным методом преломных волн (КМПВ).
Динамические измерения. Производятся для определения динамических и жесткостных характеристик, несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявления скрытых дефектов.
Геодезические измерения применяютдля выявления особенностей обеспечения пространственной жесткости и устойчивости при возможных нагрузках, картирование дефектов, определение кренов и осадок, установление причин их возникновения и прогнозирование их возможного развития в процессе эксплуатации.
Тепловизионный контрольдля определения скрытых дефектов в ограждающих конструкциях, стыках и сопряжениях элементов ограждающих конструкций методом фиксации тепловых потоков, составления теплоэнергетического паспорта здания (сооружения)
Обеспечение качества строительно-монтажных работ достигается систематическим контролем выполнения каждого производственного процесса. С позиций организации контроля он подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний контроль- функция административно-технического персонала строительной организации. Оперативный повседневный контроль ведется в процессе производства строительно-монтажных работ.
Внешний контрольза осуществлением строительства выполняют государственные органы и заказчик. Государственные органы - инспекции архитектурно-строительного надзора (ИГАСН) осуществляют всесторонний контроль не только за процессом строительства, но и за взаимодействием с окружающей средой (вывоз мусора, обеспечение проездов и др.).
Заказчик осуществляет технический контроль. Контролирующие функции возлагают на специального представителя, который следит за обеспечением качества работ, оформлением надлежащим образом скрытых работ, соблюдением сроков работ, проверяет выполненные объемы.
Авторский надзоросуществляет проектная организация, контролирующая соблюдение строителями проектных решений и качество выполнения строительно-монтажных работ.
Окончательная приемка здания Госкомиссией предусматривает не только визуальную оценку сооружения и всех его помещений, но и наличие всех необходимых и оформленных актов выполнения работ, включая акты на скрытые работы.
2. Возведение зданий в скользящей опалубке.
С использованием скользящей опалубки предпочтительнее возводить здания башенной композиции с простой планировочной структурой, ядра жесткости в зданиях сборно-монолитной конструкции. Основные сооружения – монолитные стены элеваторов, силосов, водонапорных башен, копров, многоэтажные здания. Толщина стен не менее 140 мм постоянна по высоте (за редким исключением).
Технология возведения жилых зданий в скользящей опалубке в принципе идентична промышленным зданиям, хотя и имеет свои особенности, на которых остановимся ниже.
Опалубка состоит из двух рядов щитов, закрепленных на домкратной раме, к которой кроме опалубки крепятся рабочий настил, подмости и др. элементы.
Монтаж опалубки начинают с установки щитов. Применяются мелко- и крупнощитовые элементы высотой 1,1÷1,2 м. Технология работ:
- разметка на основании контура и бетонирование стен на высоту 100÷150 мм (маяки);
- монтаж внутренних щитов. Их устанавливают на конус 1/200÷1/500 высоты с уширением внизу;
- закрепление внутреннего контура щитов;
- выставляют наружный контур, используя шаблоны для выдерживания заданной толщины стены;
- установка домкратных рам, состоящих из жестко скрепленных ригеля и двух стоек. Трех- и четырехстоечные рамы устанавливают в углах и на пересечениях стен. Шаг рам зависит от свободной длины стены и грузоподъемности домкрата;
- на домкратные рамы навешивают кронштейны для устройства подмостей, рабочего настила и прочих элементов обустройства;
- монтаж гидросистемы (для гидродомкратов);
- заделка домкратов домкратными (опорными) стержнями. Первоначально устанавливаемые стержни имеют разную длину (1; 2/3; 1/3 от расчетной, равной 3 м). Последующие стержни равны расчетной длине. Это выполняется с тем расчетом, чтобы количество наращиваемых одновременно стержней не превышало 30 % (стержни идут в разбежку) в уровне одного горизонта. Стержни помещают в защитную трубку, подвешиваемую по оси домкрата из секций 1,5÷1,6 м. Диаметры стержней 25÷28 мм. Торцы обработаны под универсальный винтовой стык. Это позволяет после завершения бетонирования извлечь всю колонну стержней из защитной трубки.
Арматуру стен в виде пространственных или плоских каркасов, отдельных стержней, сеток устанавливают непрерывно по ходу бетонирования. Горизонтальную арматуру укладывают на поперечены лесенок и загибают концы.
Первый слой бетона толщиной 300÷350 мм укладывают по всему контуру опалубки, второй – после уплотнения первого. Темп бетонирования принимают из расчета 0,7 м стены по высоте в течение 3÷3,5 ч. Первый подъем опалубки производят при заполнении ее бетоном на 60÷70 см. Если при этом не наблюдается срывов бетона и он не оплывает, продолжают заполнение опалубки слоями 200÷250 мм до полной высоты со средней скоростью подъема не менее 60 мм/час. Бетонную смесь укладывают непрерывно слоями не более 250 мм, уплотняют глубинными вибраторами (ОК = 7÷8 см). Пластичную смесь можно уплотнять вручную (палкой, лопатой, ломом, ОК до 12 см).
Горизонтальность проверяют непрерывно, в комплекте с домкратом работает автоматический регулятор горизонтальности. Вертикальность опалубки контролируется раз в смену.
Особенности возведения жилых зданий в скользящей опалубке связаны с более развитым периметром, необходимостью устройства междуэтажных перекрытий и проемов под окна и двери. При этом домкраты (со стержнями) приходится группировать в простенках (или местах пересечения стен). Опалубка утяжеляется, т.к. должна иметь повышенную жесткость.
3. Устройство нефтедобывающей платформы башенного типа с якорными растяжками.
Схема платформы.
Особо сложную инженерную задачу представляют сборка, доставка и установка в проектное положение морских нефтедобывающих платформ из-за значительных размеров и массы, достигающих иногда соответственно 350 м и нескольких сотен тысяч тонн.
Морская платформа состоит из двух основных частей: одной или нескольких палуб с буровым и эксплуатационным оборудованием (обычно эта часть называется надводным сооружением) и несущей конструкции с основанием. Первые стационарные сооружения для бурения скважин и добычи нефти и газа в открытом море (морские платформы) состояли из стальных ферм, которые изготовляли на берегу, транспортировали на плоскодонных баржах и устанавливали на месте с помощью плавучих деррик-кранов. Затем их закрепляли на морском дне сваями, которые забивали через стальные направляющие патрубки, входящие в конструкцию ферм. Такие несущие конструкции получили название каркасно-свайные.
Платформы башенного типа представляют собой стальные башни, опирающиеся на дно и закрепленные к нему сваями, якорными канатами и др. Платформа башенного типа с якорными растяжками «Блок 280» установлена в Мексиканском заливе на глубине 305м. Это нежесткое сооружение состоит из стальной башни квадратного сечения со стороной 36,5м; в вертикальном положении удерживается веерообразной системой из 20 якорных канатов длиной около 1000м каждый. На расстоянии примерно 550м от основания башни к каждому канату прикреплен груз массой 180т. В условиях относительно спокойного моря грузы будут лежать на дне, натягивая канаты, а во время сильного шторма они будут медленно приподниматься, позволяя башне наклоняться. Башенная платформа рассчитана на максимальное отклонение от вертикали на уровне палубы, равное 12м. При таком отклонении палуба платформы будет иметь наклон не более 2°. Масса башни вместе с якорными канатами составляет около 43тыс. т.
Интересное конструктивное решение имеет платформа, , спроектированная фирмой «Техномар» (Англия). Конструкция платформы включает в себя три стальных резервуара вместимостью каждый по 34 тыс. м3 для хранения нефти. Резервуары поддерживает и соединяет опорная решетчатая конструкция высотой 118м из трубчатых элементов, несущая также надводные палубы платформы. Резервуары наружным диаметром 26 и высотой 79м монтировали из кольцевых царг независимо от опорной решетчатой конструкции. Резервуары обеспечивали плавучесть сооружения во время буксировки его к месту установки, где на глубине 96 м предварительно была заанкерена фундаментная опорная плита. Платформу приподнятую на поверхностью воды резервуарами устанавливали над фундаментной плитой и наводили в проектное положение посредством двух выступающих из плиты направляющих ловителей диаметром 2м, в которые входили конусные элементы, имевшиеся в нижней части опорной решетчатой конструкции.
а – стальная, каркасно-свайная несущая конструкция; б – плавучего типа; в – железобетонная гравитационного типа; г – башенная с якорными растяжками.