Нормативно-правовое регулирование
Тема 1.10. Коллективные соглашения
Соглашения: понятие, значение, содержание. Порядок заключения соглашения. Ответственность сторон социального партнерства.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.
Виды соглашений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Соглашения, как правило, заключаются между тремя социальными партнерами: помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня.
Порядок разработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ст. 47 ТК.
Проект разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяет сама комиссия. Соглашение подписывается представителями сторон, и это означает его заключение.
Содержание и структура любого соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
В ТК (ст. 45) даются краткие рекомендации по содержанию соглашений.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития социального партнерства, иные вопросы, определенные сторонами.
Изменения и дополнения соглашения должны производиться в том же порядке, что и его принятие.
Срок действия соглашения в пределах трех лет определяется сторонами. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Отраслевое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между представителями работников и работодателей на отраслевом (межотраслевом) уровне.
В случаях, когда работодатель не уведомил компетентные органы об отказе от присоединения к отраслевому соглашению, нормы последнего распространяются на работодателя и всех работников данной организации. Рассмотрим содержание понятия отраслевого соглашения, порядок его принятия и действия.
Нормативно-правовое регулирование
В соответствии со ст. 45 ТК РФ отраслевым (межотраслевым) соглашением (далее - отраслевое соглашение) регламентируются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам определенной отрасли (отраслей). Такие соглашения заключаются на различных уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном (на уровне двух субъектов РФ и более), региональном, территориальном (на уровне соответствующего муниципального образования). В соглашении могут быть определены условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, а также иные вопросы. Как правило, в него включают нормы, усиливающие социальную защищенность работников.
Нужно учитывать, что принятие соглашения может повлечь издание разъяснений по поводу его применения, которых необходимо придерживаться. В частности, после принятия указанного Соглашения было издано Письмо Росстроя от 04.04.2008 N ВБ-1273/02 "О порядке применения отдельных пунктов Федерального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", в котором разъяснен порядок расчета размера месячной тарифной ставки за соответствующий квартал;
Рассмотрим отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, утвержденное Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ, Союзом нефтегазопромышленников РФ 31.10.2007.
В данном Соглашении определены повышенные по сравнению с установленными федеральным законодательством размеры доплаты за работу в ночное время. В частности, в Постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 указано, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Пунктом 3.10 названного Соглашения установлено, что работникам, работающим в многосменном режиме, производится доплата в следующих размерах:
- 40% часовой тарифной ставки (оклада) - за каждый час работы в ночную смену;
- 20% часовой тарифной ставки (оклада) - за каждый час работы в вечернюю смену.
Порядок разработки и действия соглашений установлен в ст. ст. 47, 48 ТК РФ. Оформлению соглашения предшествует составление его проекта. Разрабатывается проект в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей. От имени работников право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашения на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на соответствующем уровне имеется несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа, формируемого для ведения коллективных переговоров с учетом количества представляемых им членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Со стороны работодателей в проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения участвуют соответствующие объединения работодателей - некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Например, при заключении соглашения для отрасли машиностроения от имени работодателей действует объединение работодателей машиностроения.
Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений и разрешении других связанных с этим вопросов являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти <2>, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
Заключение соглашения и присоединение к нему
В соответствии с ч. 5 ст. 47 ТК РФ порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Она имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия отраслевого соглашения также оформляется соглашением, которое регистрируется в Федеральной службе по труду и занятости.
Соглашение действует в отношении:
1) работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
2) работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
3) органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
4) работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, если соглашение было заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, согласно ст. 34 ТК РФ.
Обратите внимание! Действие соглашения распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными выше. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 5, 6 ст. 48 ТК РФ).
Отраслевое соглашение, принятое на федеральном уровне, подлежит опубликованию в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России N 260 <3>. В частности, в течение трех дней со дня регистрации соглашения (или изменений и дополнений к нему) Роструд направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал "Труд и Страхование", а также в Минздравсоцразвития для размещения на сайте Министерства www. minzdravsoc. ru. После опубликования соглашения в журнале "Труд и Страхование" стороны вправе предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Данное предложение направляется Минздравсоцразвития для официального опубликования в "Российскую газету". Форма предложения установлена в Приложении к Порядку.
Обратите внимание! Работодатели, не желающие присоединиться к соглашению, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению должны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя. Если работодатель этого не сделает, на него будет распространяться действие принятого соглашения (ст. 48 ТК РФ).
Интересно для рассмотрения Постановление ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09, согласно которому ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" подало заявление о признании незаконным решения Минздравсоцразвития, изложенного в Письме от 23.09.2008 N 7220-АС, в части пропуска заявителем срока представления отказа от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности.
Из материалов дела следует, что между Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Федеральным агентством по промышленности было заключено Федеральное тарифное соглашение по авиационной промышленности на 2008 - 2010 годы. Руководитель Федерального агентства по промышленности 11.06.2008 обратился к министру здравоохранения и социального развития с просьбой об обращении к работодателям авиационной промышленности с предложением о присоединении к данному Соглашению. 26.06.2008 в "Российской газете" было опубликовано предложение Минздравсоцразвития от 23.06.2008 N 272-ТГ присоединиться к Соглашению либо представить в Минздравсоцразвития письменный отказ от присоединения в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения.
ОАО "Сатурн" направило по почте Письмо от 21.07.2008 N 201/002-309 с отказом от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению, которое поступило к ответчику 31.07.2008.
В Письме N 7220-АС, поступившем ОАО "Сатурн" вместе с Письмом Минпромторга России от 14.10.2008 N 18-1280, сообщено, что отказ от присоединения к Соглашению поступил по истечении установленного законом срока.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и указал, что отказ от присоединения к Соглашению направлен 21.07.2008, что свидетельствует о соблюдении истцом установленного ч. 8 ст. 48 ТК РФ срока. Однако впоследствии апелляционным судом данный вывод суда первой инстанции признан ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.
Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Исходя из указанной нормы мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не Направлен в 30-дневный срок, а Представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данным положением законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактического получения его компетентным органом. Суд кассационной инстанции такое толкование закона посчитал правильным.
Обратите внимание! В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).