Театр Фарнезе в Парме, арх. Джованни-Батиста Алеотти

Здание итальянского театра было построено в подражание театру «Олимпико» в Парме в 1618 - 1619г. Прямоугольный зал всего помещения составлял в длину 87,22 м, в ширину - 32,15 м, по высоте - 22,67 м. Он делился на 2 части - сцену-коробку с арьерсценой и зрительный зал на 4000 мест. Глубина сцены составляла 40 м, ширина - 32,15 м, зеркало сцены - 12 м на 12 м. Сцена была оснащена многоплановыми сменяющимися кулисами, что для XVII века являлось техническим нововведением. Портал сцены был украшен колоннами, пилястрами, скульптурами в нишах. Является первым кулисным театром. Амфитеатр театра состоял из 14 рядов и был построен на высоком цоколе в форме прямоугольника, завершенного полукружием. Орхестра окружалась балюстрадой на высоте первого ряда, к которому вели 12 ступеней. Позади амфитеатра располагалось два яруса арок с ложами в первом ярусе и галерей во втором. Условия эксплуатации театра требовали увеличения зала в высоту для того, чтобы вместить большое число ярусов лож, количество ярусов доходило до шести.

Театр был разрушен в 1944 году во время бомбардировки города, 1956-60 г. был восстановлен.

Театр «Сан Карло» в Неаполе, арх. А. Медрано и А. Карасале

Наиболее монументальное, роскошное и помпезное из всех сооруженных в Италии XVIII века театральных зданий. Построено в 1737 г. Отличается роскошной отделкой и большими размерами, до конца XIX в. считался самым большим театром в мире. Общая вместимость театра – 3300 чел. «Сан-Карло» имеет сплошной, не разделенный на части установленный скамьями партер, который рассчитан на 600 зрителей. Ложи в театре восходят шестью ярусами, отвесно расположенными друг над другом, общее количество 185 лож. Напротив сцены находились большая королевская ложа, прорезывающая второй и третий ярусы театра. Ложа была роскошно отделана и соединялась крытой галерей с королевским дворцом. Зрительный зал театра «Сан-Карло» был украшен лепниной, зеркалами, позолоченными канделябрами. По воскресным дням театр освещал 900 свечей, которые отражаясь в зеркалах, придавали зрительному залу необычайное великолепие. Сцена театра имела большие для того времени размеры, в театре не было просцениума. Все эти архитектурные особенности театра «Сан-Карло» были типичными для итальянской архитектуры того времени. Здание неоднократно подвергалось реконструкции.

«Ла Скала» в Милане, арх. Дж. Пьермарини

Здание театра строилось в 1776 – 1778 гг. на месте церкви «Санта Мария дела Скала», отсюда театр и получил свое название. Оно создано в строгом неоклассическом стиле. Художественная отделка зрительного зала сочетается с удобным расположением мест и соответствует требованиям оптики. Здание театра имеет 100 м. в длину и 38 м – в ширину. В центре фасада возвышается портал для въезда карет.

Внутреннее пространство зала имеет пять ярусов лож, всего 194 ложи, галерею и королевскую ложу. В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следует второй ряд лож, где располагались столы для карточной игры и торговли напитками, таким образом, театр начинает приобретать посторонние общественные функции, крепко вошедшие в обиход. Сцена «Ла Скала», сравнительно невелика. Зал выполнен в белой, серебряной и золотой цветовой гамме. В целом, уделяя основное внимание акустике, планировочным решениям сцены, зодчие скупо и маловыразительно разрабатывали внутреннюю архитектуру здания. Здание театра не раз реставрировалось. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки, его открыли в 1996 г. Сегодня «Ла Скала» – мировой центр итальянской оперной и балетной культуры.

Франция:

В противоположность итальянцам, французские архитекторы стремились к пышности и к богатству архитектурного декора, к максимальному увеличению парадных помещений для публики. Также можно отметить стремление максимально вытянуть коробку сцены в высоту. Французские архитекторы разработали свою форму зрительного зала, который получил эллипсовидную форму.

«Опера Гарнье» (Гранд-опера) в Париже, арх. Ш. Гарнье

Строился с 1861 по 1874 гг. Зал «Гранд-Оперы» рассчитан на 2150 мест. Входные вестибюли, парадные лестницы, фойе, гардеробы заняли почти две трети площади здания (более 8500 кв.м). Высота трюма Парижской оперы достигала более 15 м. Значительно выросла и высота от планшета до колесников, она превысила высоту портала почти в три раза. Многоярусный трюм и запас высоты сцены рассчитывались на возможность перемещения декораций как в подколосниковое пространство, так и под сценический планшет целиком в несвернутом виде. Здание театра отличалось пышностью и великолепием внутренней и внешней отделки. Особенно показательны в архитектурном отношении зрительный зал, главное фойе, центральная лестница. Здесь много скульптурных украшений – статуй, рельефов, позолоченного декора, мозаик.

Театр «Комеди Франсез» в Париже, архитектор Виктор Луи

Театр разместился в части перестроенного дворца «Пале-Рояль», в 1786г. столетия, зал театра назвали – зал Ришелье. В XIX в. театр реконструировали под руководством Шаброля и Фонтена. В здании располагается также музей Комеди - Франсез.

За свою историю зал Ришелье пережил не менее 14 масштабных реконструкций. При каждой из них архитекторы пытались сделать театр более роскошным, добавляя ковровое покрытие на пол и дорогие ткани на стены. Зал становился уютнее и теплее, при этом материалы попросту съедали звук. В 2013 г. была проведена масштабная работа по восстановлению акустических способностей зала, интерьеру вернули былой вид.

Германия и Австро-Венгрия:

Архитекторы Германии и Австрии в ряде построек тяготели к форме, близкой к полукругу, соединяя ее прямыми отрезками с потальной стеной.

Наши рекомендации