Фундамент и окладной венец 2 страница
Другой способ — рубка «в лапу», появился в 16 веке. Его начали применять видимо, из-за возросших эстетических вкусов власть имущих людей. В это примерно время государь Алексей Михайлович строил с помощью вологодских плотников теремной дворец в Коломенском под Москвой. Простоял он почти два столетия. Разобран был из-за ветхости, так как было решено, что мастеров такого уровня для реставрации не найти Макет реконструированного чудо-дворца из дерева можно посмотреть в Москве, в музее «Коломенское».
Эта рубка предусматривает чистый угол без остатка. Он значительно холоднее. Несмотря на это, в городах к концу 19 — началу 20 века соединение «в лапу» получило широкое распространение. (Государь, однако, мог себе позволить печей побольше поставить, да и дров в хоромах не жалели). Справочники того времени по строительству жилья рекомендуют углы изнутри в таких домах утеплять войлоком, а уж по верху набивать дрань и штукатурить вместе со всей поверхностью стен. Такой изыск был перенят и в иных поморских деревнях поблизости от Архангельска. Хозяева таких домов имели постоянные связи с иностранцами, да и сами по обыкновению бывали в заморских странах, видывали много диковинного на стороне. В большой когда-то деревне Конецдворье, что в устье Двины, до сих пор есть хорошо сохранившиеся дома, рубленые «в лапу» и оштукатуренные внутри, с богатой лепниной потолков — барельефами, галтелями и розетками. Но для большей части северных регионов такой тип всё же не характерен.
Углы сруба зашивают накладными досками, чтоб закрыть доступ ветра и влаги в капилляры брёвен. Для строительства дома этим способом чаще используются двухкантные брусья. Жёлоб выбирают в верхнем бревне.
Рубка «в косую лапу» требует самой высокой квалификации от мастера. Все плоскости соединения ровные. Однако, нижняя и верхняя плоскости чередуют угол наклона. Благодаря этому каждое бревно сцеплено с соседними — верхним и нижним так, что они не позволяют ему вывернуться наружу. Для увеличения прочности соединения на верхней плоскости нижнего бревна оставляется небольшой шип, а на нижней плоскости верхнего выдалбливается такого же размера гнездо. Причём шип всегда располагают у внутреннего угла сруба. Такое соединение называют «лапа с присеком». В домах лучше делать лапу с присеком, а в колодезных и шахтовых срубах шип не делают, потому что земля сдавливает брёвна снаружи и не даёт расходиться венцам.
Для выделки лапы, в зависимости от среднего диаметра брёвен, определяют подходящий размер соединения. С боков бревна на конце делают вертикальные затёсы, чуть больше по длине, чем соединение. На торце в середине намечают квадрат, делят боковые стороны на восемь частей, прочерчивают горизонтали из его вершин. Боковые стороны квадрата переносят дальше — на толщину соединения. Тоже разбивают на восемь частей и соединяют определённые точки. Сверху и снизу делают вертикальные запилы. Срубают запиленные участки, но не до конца. Оставляют, на глаз, некую толщину сверху и снизу, достаточную для того, чтобы разметить жёлоб, ничего не подкладывая в углы. На рисунке изображён шаблон, который может ускорить разметку лапы. Большое терпение нужно, чтоб обучиться такому способу, но здесь помогает свой интерес и искусные действия старшего. Он-то и подскажет: «Наскоро делать — переделывать».
Название соединения рубка «в прямую лапу» говорит само за себя. Оно напоминает рубку «в охряпку», но без перепусков. Рубка «в охлоп» почти полностью напоминает по технологии угол «в чашу» или «в обло». Единственное различие — чаша выбирается в верхнем бревне. Вначале такой глубины, чтобы дрёвна только соприкоснулись друг с другом — верхнее подгоняемое и нижнее уже установленное. Затем отмечается чертой граница жёлоба. Насколько бревно должно сесть после его вырубки, настолько и придётся дорубить чашу. Эта рубка называется так потому, что верхнее бревно с чашей прихлопывает нижнее. Когда всё хорошо подогнано, то бревно при установке на место издаёт звук: «Хлоп!» Однако такая работа требует навыка. Скорее всего, это самое практичное соединение, поскольку из-за положения чаши влага туда не попадает и бревно дольше сохраняется. Соединение «в охлоп» используют при рубке домов, амбаров и бань.
Соединение «в крюк» считается лучшим в отношении прочности и тепла. Оно выполняется с остатком. Формы его заимствованы от рубки «в охлоп» и от рубки «в чашу». Половина чаши здесь выбирается в нижнем бревне (запиливается по оси и вырубается топором) и внешняя половина — в верхнем, здесь надо помогать долотом или стамеской. В нём же делается и жёлоб. Это соединение оригинально, в наши дни встречается крайне редко, хотя повозиться с ним одно удовольствие и честь для умельца.
Описанное здесь соединение не надо путать с другой рубкой стен «в крюк». Это различие видно из описания В.А. Гречухина в книжице «По реке Сить». «…Жильё рубили «в простую чашу». Имелись как бы два подвида этого способа. За малые деньги рубили дом «по старине». Тёсаные брёвна перед самим углом оставлялись круглыми, с постепенным переходом от плоскости к округлому. Велика пластическая выразительность такого интерьера!
Тем, кто богаче, рубили уже «в крюк», когда брёвна снутра тесали до самого угла, и углы получались гладкими, как в городском кирпичном доме. Рубка «в крюк» трудна и не ходка, но зато сруб плотный и внутри дом чуть ли не господский».
При рубке дома «в иглу» соединения в углах чередуются. С одной стороны конец укладываемого бревна (верхний) соединяется с нижним «простой чашей» с остатком, а с другой вставляется впритык в вертикальный паз, сделанный сбоку бревна, укладываемого перпендикулярно этому. Этот конец надо лишь затесать под размер паза. Жёлоб выбирают в верхнем бревне. Брёвна меж собой обязательно крепят коксами. Способ хорош тем, что на сруб можно использовать лес покороче, но прочность его уступает уже описанным видам. Видимо, поэтому он вышел из употребления.
Рубка «в погон» особа. Затёсанные концы одного бревна, что покороче, вставляются в пазы длинных брёвен соседних стен. На следующем венце угловые соединения должны быть перевязаны, то есть на короткие брёвна лягут длинные и наоборот. Кроме того, что в углы при всех видах рубок поочерёдно помещают комель к комлю и вершину к вершине для соблюдения условной горизонтальности венцов и вертикальности углов, стремятся перевязывать и чередовать парные соединения.
При рубке «в погон» вертикальная прочность стен обеспечивается коксами, на ярославщине их называли шканьями. Это уже знакомые нам прямоугольные деревянные гвозди без шляпок. Этот вид рубки использовался мастерами плотничного дела, известными этим отхожим промыслом, сицкарями при ведении строительства в Тверской губернии. Из всех способов считается самым экономичным, но самым недолговечным и менее прочным.
«В забир», или «в столб», «в стойку» возводят хозяйственные постройки или наращивают стены сеней, дворовых построек, расположенных под общей крышей. В землю вкапывают опорные столбы, четыре по углам. Если сооружение большой длины, то количество столбов увеличивают. Концы изолируют известными способами: обрабатывают варом, обжигают или обкладывают изоляционным материалом. Промежутки между ними заполняют брёвнами, образующими стены. Их располагают горизонтально. Все брёвна в промежутке одной длины. С обоих концов на них вырубают вертикальные шипы. Они входят в пазы, выбранные в столбах по всей длине над землёй. Желоба выбирают в каждом верхнем бревне, прокладывают мох.
На Севере деревянные столбы заменяли на каменные большого сечения и вставляли в пазы брёвна целиком. Так строили большие скотные дворы и складские помещения.
Существует ещё несколько видов рубок. Например, незатейливая — «в угол», когда остаются промежутки между брёвнами. В углах каждое верхнее бревно уложено в простую чашу нижнего. Его используют при рубке ряжей в мостовых сооружениях, дамбах; в Мезени таким образом рубят основания под амбары или бани.
«В перевязку», «в шип» и «в полдерева» — соединения из бруса, но я не рекомендую строить дома из бруса. Лес в наше время и без того основательно ослаблен химией, даже если он растёт далеко от промышленных предприятий. Сама атмосфера изменила структуру древесины. Древесина стала рыхлой как губка, открытыми порами легко вбирает в себя воду. Поэтому цельное бревно предпочтительней.
Есть явно заимствованные на Западе соединения. Вот одно из них — гранёный угол мезенского изыска… Так, что всё очень премудро: «Дом построить — не шапку на голову надеть!»
Возведение стен
«Каков строитель, такова и обитель»
«Дело не малина — в лето не опадёт», — надо двигаться дальше. Во время возведения сруба уровень нижнего перекрытия определяется по месту. Бывает, и после второго венца кладут три или четыре переводины-балки, по-современному (они же переводы, или меть), для мощения на них наката чёрного или чистого пола. В избе-зимовке балки чаще врубают между четвёртым или пятым венцами, чтобы согнувшись можно было пройти под полом. В «переду» — летней избе уровень их зависит от уклона площадки, где строится дом, или от желания хозяина сделать подклеты выше или ниже — в них хранили сено, тут могла быть вырыта яма для хранения овощей и пр.
На балки используют ель, так как её прочность на изгиб выше, чем у сосны. Сосна прочнее на сжатие вдоль волокон, столбы и подпорки из неё надёжней. У переводы-балки до её установки на место делают «лыску» — ровный затёс с одной стороны по всей длине. На этот затёс будут ложиться плахи пола. Балки устанавливают во время возведения сруба. В череповых, больших по диаметру чем остальные в стене, брёвнах, на которые они укладываются, на расстоянии полтора-два метра друг от друга вырубают гнёзда в полбревна. Поэтому их торцы не видны с улицы. Балки укладывают вдоль короткой стены сруба. Первыми ложатся на свои места крайние, на них опирают концы ровной доски, проверяют уровень. Затем под этот уровень подгоняют промежуточные балки. Чем меньше пролёт и расстояние между ними, тем больше их прочность. Плахи пола ложатся вдоль длинной стены. Их положение диктует само пространство. Надо, чтобы свет из окон падал на доски вдоль их направления. Тогда не будет видно теней от швов между половицами.
В толстых брёвнах верхнего венца над балками устраиваются такие же пазы, как в нижнем венце, только снизу, чтобы при укладке на место они закрывали выступающую часть уложенных балок. Получается так, что балки нельзя вынуть, не разобрав сруба. В замене их не было надобности, так как в хорошо проветриваемом помещении они даже набирают прочность и стоят столько же, сколько и весь сруб. Балки перекрытия у самих (торцовых) стен не устанавливают, а в брёвнах этих стен вырубают полки по всей длине глубиной сантиметров семь, на них и опирают концы половых досок или плах.
Набор венцов в субе раньше был очень строг. Каждое дерево размечали плотницким счётом — номер чина, номер венца, и каждый по-своему назывался: «тюлька», «коря», «сорочин», «закорюка» и так далее… В следующие по порядку венцы укладывают брёвна меньшего диаметра, их легче поднимать наверх. Кто-то подбирал и одинаковые брёвна. В иных местах набор венцов «полнеющий» кверху для противостояния дождям. Наглядный пример этому — дома в Белозёрске. Дальше на север укладывают толстые брёвна на уровне перекрытий, нижнего, где пол, и верхнего — чердачного. Они значительно превосходят по толщие остальные в срубе. Эти венцы называют черепными или череповыми. Несмотря на то, что в таких местах обычно конденсируется влага, способствующая гниению, из-за своей толщины эти брёвна могут стоять так же долго, как остальные в стене.
При возведении сруба только в одном венце выпиливают участки, где предполагают расположить оконные проёмы. Желательно, чтобы они были выпилены в последнем сверху венце, приходящемся на проём. Потом удобно бывает пилить вниз. Все брёвна, кроме этого, во всю длину стены — сквозные, как их называют. Так удобней набирать стены.
Участки между оконными проёмами называют простенками, короткие брёвна в них — сутунки. Кто экономит материал, укладывает сюда подходящей длины отрезки. Их в таких местах крепят между собой на два шкана (известные нам коксы), чтобы избежать выпучивания стен. При укладке сквозных брёвен в этих местах не забывают это делать тоже. Как отмечалось раньше, если дом рубится не на месте, а в стороне, то предпочитают делать две стопы по высоте. При этом не приходится высоко поднимать брёвна и не так много устраивать подмостей. В этом случае проёмы выпиливают сразу, оставляя цельным только верхний венец первой стопы и нижний второй. Проёмы необходимых размеров выпиливают окончательно, когда начинают отделочные и внутренние работы. В Мезени и на Пинеге по устоявшейся традиции из-за больших снежных заносов окна рубили на одиннадцатом венце. Это очень высоко, ведь в иных местах в жилом доме и всего-то одиннадцать венцов. Для подачи материалов внутрь сруба одно-два окна делают сразу.
Дверные проёмы часто выпиливают по мере возведения стен. Устанавливают колоду — дверную коробку и брёвна прирубают прямо к ней. Дверные и оконные коробки принято называть в деревне косяками. При их установке простенки дополнительно жёстко фиксируются в вертикальной плоскости, соединяясь с ними в шип.
В апокрифах (тайные произведения раннехристианской литературы, не включённые в библейский канон) говорится, что «первый дом построил Сатана, а Бог прорубил окна для света. Первые же после Ноя «домики строились без окон, но появился ангел (добрый человек) и прорубил их»…
Кто-то предпочитает экономить лес, используя, где можно, обрезки, а кому-то просто не хватает материала на стены. В этом случае кое-где наставляют недостающую по длине часть бревна в стене коротким бревном такого же диаметра. Соединяют его впритык — с вертикальным шипом в паз, прокладывают мох, чтобы соединение не продувалось.
Когда строят пятистенок — сруб с капитальной стеной по серёдке, делящей общую площадь на два отдельных помещения — горницу и повалушу (названия их могут быть разными в зависимости от региона и даже не походить друг на друга), то брёвна внутренней стены соединяют с фасадным «в сковородень» заподлицо или с остатком. На их концах выпиливают и вырубают снизу и сверху по четверти диаметра, вытёсывают «ласточкин хвост» — с уширением к торцу. Благодаря этому внутренняя стена жёстко закреплена и не продувается в соединении. На Севере предпочтительнее всё же соединение с остатком, в том числе и пятой стены. В этом случае её прирубают в обычную чашу, как остальные углы дома. Торцы брёвен с улицы дополнительно затёсывают топором — закрывают доступ влаги. Занимаясь этим, хозяин может задать загадку вдруг подбежавшему сыну или внуку: «Сколько гостей, столько и постель. Что такое?» Над ответом придётся покумекать, но он тут, под рукой — на глазах. Гости — брёвна стены, а постели — моховая подкладка — утепление!
Когда рубят длинную стену двора между летней и зимней половинами или огромного хозяйственного помещения, к примеру, в Мезени, устраивают перерубы-паклины — короткие поперечные стенки, или контрфорсы, выражаясь современным архитектурным языком. Они придают прочность стене и служат опорами для длинных переводин, удерживающих стропильные конструкции и всю крышу от расползания. Иногда в последнее время их заменяют сжимами. Это пара вертикальных брёвен или брусьев по ту и другую сторону стены, соединённых меж собой. Брёвна стены между сжимами должны иметь свободу для осадки, поэтому отверстия под крепёжные болты или хомуты делают продолговатыми по вертикали. С улицы сжимы подпирают подкосами.
Если рубят два сруба впритык, или шестистенок, то на уровне верхнего перекрытия устанавливают сжим другой формы, соединяющий их. Его изготовляют из «кокоры» — части елового ствола с загнутым на конце корневищем. На этом конце должно быть два «рога»-ухвата в одной плоскости. Они расположатся вверх и вниз вдоль выпусков одного сруба, цепляясь за них. Сам ствол пропускают горизонтально между пазами, которые надо специально сделать в выпусках к соседнему срубу. На другом конце от рогов-ухватов в стволе делают вертикальное прямоугольное отверстие, куда вставляют крепёжный клин. Под ударами он опускается вниз, скользя вдоль выпусков сруба и опираясь на них. За счёт клина и рогов-ухватов оба сруба надёжно удерживаются рядом. Это причудливое крепление так и остаётся жить на фасаде дома. Часто для красоты его делают в форме ключа. Такой символический ключ гигантских размеров невольно удивляет и старого и малого, тем более гостя из города.
Наблюдая за работой мастера и знакомясь со старинными русскими постройками разного рода, замечаешь, что при каждом случае плотники стараются придать любой функциональной детали живой образ. Обычно «каков строитель, такова и обитель». Это когда всё ладно да складно. А вот когда хозяева не особые доброхоты, плотники могут проявить свои проверенные художества. По все России была известна «кикимора», которую поселяли к таким хозяевам. Она шумит и стучит по ночам непрестанно, в ветренную погоду завывает по-сатанински. Попробуй отыщи её не зная места. Вот и идёт такой скупердяй к мастерам на поклон… «Кикиморой» может быть небольшая бутылка без донышка. Её прячут меж брёвен в срубе, прикрывают мхом, прорубают щель у горлышка. Как задует ветер, трубит она на все голоса. Всю душу вымотает. Известно: «Скупой платит дважды».
Работа наверху. «Матица»
«Берись дружно, не будет грузно»
По мере возведения сруба возникает необходимость в устройстве лесов. Вот тут-то и проявляется, впрочем, как во время всего строительства, особая необходимость во взаимодействии и понимании. При случае мужики вспоминали, что «вино ремеслу не товарищ».
Леса устанавливают внутри по всему периметру и иногда снаружи сруба. Ширина настилов определяется мастерами по месту. Стойки из тонкомерного леса в Вологодской области называют пробсинами. Они в основном из ели, 10–12 сантиметров в вершине, высотой не ниже крыши. Стойки на фасаде — под конёк: для рубки самцов — брёвен залобника, или фронтона (он же лобяк, лбище). Фронтон — вертикальная треугольная часть стены, образуемая скатами крыши.
Самцы или посомы — брёвна стены фронтона. Крышу с брёвнами в этой части, зажимающими своим весом слеги-решетины крыши из тонкого леса или жердей, называют самцовой или безгвоздевой. Крепятся стойки горбылями, прибиваемыми крест на крест, а также поперечинами из тонкомера. Если не ставят стойки у стены, то поперечины одним концом прибивают к стене сруба на бобышку с выпилом, а другим к стойкам. Считается надёжной прибивка доски или бруса, когда две трети длины гвоздя вошло в тот материал, к которому крепят.
Чтобы поперечина была надёжно закреплена, в месте её примыкания к стойке делают затёс. Снизу прибивают бобышку длиной не менее 50 сантиметров, а гвозди размещают вразбежку, чтобы не колоть её. На поперечины укладывают доски настила, не прибивая их. По мере возведения сруба ставят дополнительные поперечины по высоте.
Поручни-ограждения устраивают на каждом ярусе лесов. Вехний прибивается к стойкам изнутри на высоте не ниже метра от настила. На поручни идут жерди диаметром 6–8 сантиметров, окорённые, с чисто обрубленными сучками, без задиров. Для подьёма на каждый ярус изготавливают временные короткие лесенки-трапики из подручного материала. Ступени из обрезков досок или жердей прибивают внахлёст к стойкам, иногда не зарубая нижнюю опорную кромку на тетиве (стойке).
Поверхность этих элементов часто не окорена.
При работе на высоте используют сделанную на долгие годы длинную, лёгкую, старательно изготовленную лестницу — «путик». Длина её бывает до пяти метров.
Путик изготавливают из молодых ровных елей, отёсывают с четырёх сторон для облегчения стойки. Ступеням также придают прямоугольное сечение, так как ступень с ребром удобней при работе — с неё не соскальзывает нога. Для того чтобы ступени не выезжали из пазов в стойках, каждую с торца расклинивают, а крайние и средние крепят сквозными коксами. Обычно путик лежит в палисаднике у главного фасада дома. Это последнее место, где он использовался во время строительства дома. С этой лестницы прибивают причёлины, можно дотянуться до главного украшения фасада — солнца, поправить наличники на окнах. Два раза в год его используют по другой причине: чтобы подняться к печной трубе зимовки и закрыть её на лето, предохраняя тем самым от дождевой воды. А на летней избе в свою очередь трубу открывают после зимы, летом готовят еду здесь.
Плотники всегда стараются использовать любую возможность облегчить себе работу. Если сруб небольшой и можно обойтись без лесов, используют для опор под настилы выпуски длинных брёвен в стенах. На определённой высоте заранее закладывают такие торчащие дальше остальных брёвна. Эти концы опиливают по окончании работ. Ставят лежни в оконные проёмы, прибивают к стенам по диагонали в углах опоры для настилов и т. д.
На высоту брёвна поднимают с помощью потоков (расстояние между верхними концами их короче), ваг и верёвок. Как удобней и в каком месте — определяется особо. В иных деревнях для подъёмных работ на дома огромных размеров приглашают вздымщиков. Мой знакомый, чей дом стоит в серёдке большой деревни, рубил дом сам. Всё подготовит для подьёма. И спокойно работает наверху. Как только завидит мужиков, возвращающихся откуда-нибудь с работы, часто это было в обед, кликнет их на пять минут: долго ли поднять четыре бревна. Так всё мимоходом, глядишь, а дом-то растёт в день по венцу.
Кто-то смекает иначе и девятиметровые брёвна поднимает со взрослым сыном на самый верх вдвоём. Для этого рядом со срубом вкапывают колодезный журавль, называют его — очап. Он действует как подьёмный кран, прост в изготовлении и эксплуатации. В то время, когда бревно, подцепленное верёвкой с крючком, поднято на необходимую высоту усилием рук, веса тела и дополнительного груза-противовеса, конец верёвки со стороны противовеса фиксируют на подготовленной специально для этого опоре. Один из мастеровых поднимается на стену и лёгким качком определяет бревно на место, в то время как оставшийся внизу у опоры должен синхронно стравить конец — ослабить. Кто-то умудряется очапом поднимать брёвна в одиночку.
В средней полосе я видел недавно, как хозяин один строил большой дом и сам поднимал всё наверх. Для этого внутри сруба посредине каждой из четырёх стен, немного отступив, надёжно вкопал в землю высокие стойки из брёвен — журавцы. Вверху на концах их врублены перпендикулярно короткие тонкие брёвнышки. К ним подвязал верёвки с крючками, на них перецеплял небольшую талёвку, за счёт которой можно поднимать груз без усилия. Поднял бревно, перецепил её на следующий журавец.
На определённой высоте, может быть на третьем-четвёртом венце сверху, посредине длины сруба поперёк его врубается толстая балка — «матица». Её называют везде поразному, сохраняя единый смысл, это может быть «матка», «матница». Число их зависит от толщины и размеров помещения. Колеблется от одной до трёх. Она как мама держит основную тяжесть на себе. Сейчас оба конца её изготовляют в форме ласточкиного хвоста с расширением к торцу. Их укладывают в пазы, сделанные «впотай», такой же формы, не забыв положить деньги для богатства. Верхним бревном они прижимаются. С улицы они могут быть не видны. Раньше, и где-то, возможно, и сейчас их выпукают на улицу, так как на них можно опирать стропильные конструкции, при желании по ним подшивать карниз. Торчащие на улице концы называют огнивами. О матице есть множество загадок: «мать в избе — рукава на дворе» или «лютая свекровь семью стережёт, свекровь рассердится — семья разбежится». Есть и поговорки: «худая матка всему дому смятка». Матица играет роль стяжки, удерживающей стены от раздвигания из-за нагрузки, передаваемой кровлей через быки-стропила. Верхняя часть матицы, смотрящая на небо, ровно затёсана, чтобы поверхность потолка, образуемая плахами перекрытия, была ровной. Она служит и промежуточной опорой и исключает прогиб потолка. Кривое бревно, обращенное горбом кверху, сослужит хорошую службу. Есть дома с подпорками под матицей близ печного угла. Такую опору с двумя подкосами наверху называют «крестом».
Матицу поднимают на место с пирогом, испечённым хозяйкой по этому случаю. Он привязан чересседельником, накинутым на матицу. Далее «хозяин ставит в красном углу зелёную веточку берёзки, а затем из среды плотников выступает такой, который половчее прочих и полегче на ногу… Он начинает священнодействовать: обходит самое верхнее бревно, или черепной венец, и рассеивает по сторонам хлебные зёрна и хмель. Хозяева всё это время молятся Богу. Затем севец-жрец переступает на матицу, где по самой середине ея положены: хлеб, соль, кусок жареного мяса, кочан капусты и в стеклянной посудине зелёное вино (у бедняков горшок каши, укутанный в полушубок). Лычко перерубается топором, шуба подхватывается внизу на руки, содержимое в карманах выпивается и поедается». — так пишет об этом обряде известный нам С.В. Максимов.
После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы всё село видело, что положили матицу. На этом этапе самое главное пройдено.
Много в жизни сельского человека связано с ней разных поверий. Впоследствии для того, чтобы путь был счастливым, перед уходом следовало подержаться за неё. Найденный от бороны зуб подтыкали под матицу, это якобы, предохраняло избу от клопов, блох и тараканов. У коровы новокупки, а также у лошади на режище отрезали пучок шерсти и подтыкали её под матицу; имя жениха узнаётся «слушанием под матицей».
В матицу в удобном месте вворачивается металлическое кольцо, куда потом вставляют очап — гнущуюся прочную еловую жёрдочку. Один конец её опирается в потолок, ко второму подвешивается кроватка для младенца — зыбка. К зыбке цепляется верёвочная петля, под ногу у самого пола. Поэтому руки у няньки были свободны, так можно спокойно прясть или вязать и баюкать ребёнка.