Общие требования охраны труда

Практическая работа №1

«Организация геодезических разбивочных работ при капитальном ремонте автомобильной дороги «Амур» Чита – Невер – Свободный – Архара – Биробиджан – Хабаровск км 1068+000 – км 1085+000 в Амурской области».

В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

Выполнение работ без разрешения запрещается.

До начала производства геодезических работ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

· назначить лиц, ответственных за безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;

· провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

· подготовить инвентарь, приспособления и средства для безопасного производства работ;

· обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

· обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

· установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

· составить акт готовности объекта к производству работ;

· получить разрешение на производство работ у технадзора Заказчика.

Разбивочные геодезические работы проводятся в следующей последовательности:

· подготовительные работы;

· восстановление трассы подъездной дороги и осей сооружений;

· восстановление опорных сетей строительства и перенесение на местность основных осей подъездной дороги и запроектированных сооружений;

· детальные разбивочные работы.

В ходе подготовительных работ необходимо:

· принять от Генподрядчика, не позднее чем за 10 дней до начала строительства, геодезическую разбивочную основу, в объеме гл.9 СП 11-104-97;

· изучить проектные материалы, содержащие исходные данные для разбивки;

· выбрать методику измерений;

· составить разбивочные схемы, чертежи и календарный план производства геодезических работ на объекте;

· визуально обследовать трассу строительства дороги.

После выполнения проектной организацией изысканий, Подрядчик в присутствии Заказчика производит полевую приемку вынесенной и закрепленной геодезическими знаками на местности трассы автомобильной дороги. Приемо-передача закрепленной трассы оформляется Актом с приложением к нему необходимых ведомостей и журналов. При приемке высотного обоснования сверяют с каталогом и уточняют в натуре местоположение пунктов государственной нивелировочной сети, используемых изыскателями. Выборочной проверке подлежат отметки пикетажа трассы и выносных точек. Все закрепляемые и выносимые точки заносятся в схему закрепления трассы.

При передаче ГРО Генподрядчик передает закрепленные на местности вне зоны производства работ следующие пункты и знаки:

· границы полосы отвода земель;

· плановые знаки дороги, закрепленные не реже чем через 0,5 км, определяющие ось, начало, конец дороги и промежуточные точки;

· ВУ поворота, точки НК, КК, СК;

· реперы вдоль дороги - не реже чем через 2,0 км (смотри рис.2);

· оси искусственных сооружений;

· места размещения насыпей и выемок.

Генподрядчик также передает следующую техническую документацию:

· схемы закрепления полосы отвода на прямых и криволинейных участках, исполненные в масштабе генерального плана строительства;

· ведомости: линейных промеров дороги; закрепления оси дороги; реперов; углов поворота; прямых и кривых; координат;

· каталоги координат, высот и абрис всех пунктов ГРО.

Восстановление и закрепление полосы отвода и оси дороги на местности

Для переноса точек запроектированного и представленного на чертежах плана дороги на местность, необходимо иметь как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них производится разбивка, процесс который заключается в следующем:

· по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;

· вешками дают направление дороги, а затем производят коррекцию разбивки;

· полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками).

После установления соответствия проектных данных местным условиям выполняются работы по восстановлению и закреплению трассы.

Данные работы производятся в несколько этапов:

1. Перед срезкой растительного слоя грунта:

· визуально провесить ось дороги

· закрепить пикетаж

· установить границы растительного грунта и мест его размещения в боковых отвалах

Границы срезки закрепляют вехами длиной 3,0 м, а отвалы - колышками, по линии пересечения подошвы их откосов с поверхностью земли.

2. После срезки растительного слоя грунта:

· Восстановление и закрепление границ полосы отвода

Границы полосы отвода закрепляют выносными столбами высотой 50 см, размером 7,0х5,0 см. От столбов на расстоянии 10-20 м (в створе со столбами) забивают колья высотой 1,0 м, на которых указывают высоту по оси дороги, номер пикета, расстояние до оси трассы, место расположения (слева или справа), отметку репера

· Проверка отметок существующих реперов

Расхождение проверенных двойным нивелирным ходом значений отметок реперов с проектными данными не должно превышать Общие требования охраны труда - student2.ru (в мм).

· Установка дополнительных реперов

В местах расположения искусственных сооружений устанавливаются дополнительные реперы. Репера следует устанавливать за пределами полосы отвода, в местах, не затопляемых, не подверженных размыву и оползням; в местах, обеспечивающих их сохранность до окончания всех строительных работ. Между реперами производится двойное нивелирование с составлением ведомости высотной увязки реперов. Местоположение реперов фиксируется в ведомости реперов. Место постановки рейки на репер должно быть обязательно обозначено костылем, гвоздем или отмечено краской.

3. Восстановление и закрепление трассы дороги

Восстановление трассы производится с целью закрепления на местности всех основных точек, определяющих положение проектной линии дороги. При этом руководствуются документами рабочего проекта: планом и профилем трассы, ведомостью прямых и кривых, схемой закрепления трассы.

В состав работ по восстановлению трассы входят:

· инструментальное восстановление пикетажа с контрольным промером линий и углов и с детальной разбивкой кривых;

· закрепление трассы с выносом знаков крепления за пределы зоны земляных работ;

· контрольное нивелирование по пикетажу с дополнительным сгущением сети рабочих реперов;

· возможная корректировка и местное улучшение трассы.

Восстановление трассы начинают с отыскания на местности вершин углов поворота. Отдельные вершины, на которых не сохранились знаки крепления, находят промерами от постоянных местных предметов согласно абрисам их привязки или прямой засечкой по проектным углам из двух соседних вершин трассы. Одновременно с восстановлением вершин измеряют углы поворота трассы и сравнивают полученные значения с проектными. При обнаружении значительных расхождений направление трассы на местности не изменяют, а исправляют значение проектного угла поворота и пересчитывают по исправленному углу все элементы кривых.

Затем приступают к контрольному измерению линий с разбивкой пикетажа. Пикеты и точки пересечения трассой водотоков и магистралей устанавливают в створе по инструменту. При обнаружении во время промера расхождения со старым (изыскательским) пикетажем более чем на 1 м вставляются так называемые рубленные пикеты с целью обеспечить соответствие точек на местности точкам на проектном продольном профиле.

При отсутствии закрепительных знаков на значительном протяжении трассы такой участок укладывают заново в соответствии с проектными данными. Накопившиеся невязки распределяют пропорционально длинам линий с обратным знаком.

Все восстановленные по оси трассы точки надежно закрепляются выносными столбами. Закрепительные знаки устанавливают перпендикулярно к оси трассы за бровкой кювета существующей дороги или за пределами земляных работ.

На прямолинейных участках закрепительные знаки следует устанавливать так, чтобы, установив инструмент на одном из знаков створа, было видно еще два знака других створов. На прямолинейных участках закрепительные знаки - выносные столбы располагают в зависимости от рельефа местности через каждые 200-400 м, между которыми перпендикулярно к трассе выставляют промежуточные выносные колья. Закрепление оси трассы осуществляют прочно забитыми кольями и высокими вехами (длиной 3,0-4,0 м), а также колышками с выносом их за пределы зоны работы машин с указанием расстояния выноски. При этом на длинных прямых участках высокие вехи устанавливаются через каждые 0,5-1 км. На прямых участках такие же вехи ставят в точках, соответствующих тангенсам кривых (Рисунок 1).


Общие требования охраны труда - student2.ru


Рисунок 1 - Схема закрепления оси дороги на прямом участке дороги

На криволинейных участках трассы выносные столбы располагают через каждые 100 м, т.е. на каждом пикете, на линии, перпендикулярной касательной к кривой (Рисунок 2).

Общие требования охраны труда - student2.ru


Рисунок 2 - Схема закрепления оси дороги на криволинейном участке дороги

Выносные промежуточные колья устанавливают на расстояниях, позволяющих удобно разбить кривую. Начало и конец трассы, как и весь ее промер, увязывают с существующим километражом. Вершины углов поворота трассы закрепляют прочно вкопанными угловыми столбами с надписью (диаметром не менее 10 см и высотой 0,5-0,7 м). Закрепляют начальные и конечные точки переходных кривых. Столбы располагают на продолжении биссектрисы угла в 0,5 м от его вершины. Надпись обращают к вершине, которую отмечают колышком. На кривых с малыми биссектрисами устанавливают на продолжении тангенсов (вне зоны работ машин) по две вехи через 20 м от вершины, при этом составляется ведомость закрепления трассы на участке.

Практическая работа №2

«Охрана труда при работе на объекте: капитальный ремонт автомобильной дороги «Амур» Чита – Невер – Свободный – Архара – Биробиджан – Хабаровск км 1068+000 – км 1085+000 в Амурской области».»

Общие требования охраны труда

К работе геодезистом допускается специалист соответствующей квалификации, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший медицинский осмотр, специальное обучение и проверку знаний требований охраны труда при выполнении геодезических работ и других нормативных документов, касающихся его компетенции, своевременно и в полном объеме прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда.

Геодезист, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 60 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

Геодезист, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: технологию производства геодезических работ. Геодезические инструменты, приборы и правила их технической эксплуатации. Положения, инструкции и другие нормативные документы по производству геодезических работ.

Геодезист, направленный для участия в выполнении несвойственных его должности работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

Геодезисту запрещается пользоваться инструментом, инвентарем и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

Во время работы на геодезиста могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

· движущиеся транспортные средства, дорожно-строительные машины;

· неблагоприятные погодные условия (дождь, снег, ветер и т.п.) с учетом степени тяжести труда;

· возможность падения (например, в результате поскальзывания, спотыкания);

· физические перегрузки (например, при переноске геодезических приборов);

· заусенцы, шероховатости (например, на поверхности геодезических знаков, применяемых приборов);

· недостаточная освещенность рабочей зоны (например, при работе в неблагоприятных погодных условиях);

· неудобная рабочая поза (например, при длительной работе в согнутом состоянии).

Геодезист во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов с учетом погодных условий.

Геодезист обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Геодезист должен соблюдать установленные для него режимы труда и отдыха.

В случае заболевания, плохого самочувствия геодезисту следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

Геодезист, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

Для предупреждения возможности заболеваний геодезисту следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Геодезист, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

Наши рекомендации