Первоначальные действия и наблюдения следователя на пожаре.
Еще при следовании на пожар полезно обратить внимание на состояние погоды, в частности на видимость, направление и силу ветра. Следует учесть, что непосредственно на месте пожара направление воздушных потоков может быть иным под влиянием местных условий (расположение улиц, зданий, насаждений и т. д.).
Направление движения воздушных масс у пожара может отклоняться от общего направления ветра также и под влиянием самого горения, если оно происходит в больших масштабах.
Такие наблюдения могут оказаться полезными при последующем уточнении обстоятельств обнаружения пожара, оценке особенностей его развития, условий тушения и т. д.
Впоследствии личные наблюдения о погоде можно дополнить, сопоставив их со сведениями метеостанции. Общие метеорологические данные и непосредственные наблюдения за влиянием местной обстановки на направление ветра у места пожара могут приобрести значение важных обстоятельств по делу. Например, при оценке свидетельских показаний о признаках пожара (о запахе дыма в определенном месте и т. п.), времени их появления, при исследовании версии о возникновении пожара от искр, вылетающих из труб отопительных и тому подобных устройств и установок с учетом других местных условий и т. д.
По прибытии на место необходимо прежде всего получить общую ориентировку и представление о пожаре. Нужно выяснить, что горит, т. е. характер объекта, здания, помещения, участка, на котором возник пожар, характер материалов, оказавшихся в зоне пожара, их принадлежность и назначение. Кроме получения общей ориентировки это позволит более правильно оценить и поведение во время пожара тех или иных лиц.
Надо уяснить степень распространения пожара. Обратить внимание на отдельные особенности его внешних признаков: характер и цвет дыма, пламени, искр и т. д. Причины этих явлений должны быть выяснены тут же, а если это не представляется возможным, то впоследствии. Однако определить по таким признакам состав горящего вещества и получить таким образом данные о причине пожара, как это иногда отмечается в литературе, практически очень трудно. Такие выводы чаще могут быть сделаны лишь в момент появления первых признаков начинающегося пожара, если горит еще главным образом вещество или материал со специфическими признаками горения Так, в момент обнаружения пожара, возникшего в лестничной клетке жилого дома, было обнаружено поступление с лестницы в коридор второго этажа густого черного дыма. Никаких материалов, образующих при горении такой дым, обычно на лестнице не находилось. На этом основании с учетом других обстоятельств по делу было сделано предположение, что в данном случае совершен поджог с использованием солярового масла, которое имелось в населенном пункте и некоторым было доступно.
На стадии же развившегося пожара, когда в горении участвуют значительные количества различных по своему характеру конструкций и материалов, установить «на глаз» состав горящего вещества и другие данные, как правило, невозможно Объяснения о наличии в зоне пожара тех или иных веществ чаще получают от местного персонала.
Если некоторые конструкции сооружения, в котором возник пожар, включают материалы, горящие с характерными признаками, появление таких признаков в определенный период может свидетельствовать о степени распространения пожара.
На одном из рыбоконсервных комбинатов пожар в консервном цехе был обнаружен по выходу из-под крыши здания густого белого дыма Впоследствии место возникновения пожара было точно установлено Оно соответствовало положению промасленных халатов, сложенных в узлах на полу бельевой цеха.
Выделение белого дыма свидетельствовало о том, что в момент обнаружения пожара уже горели конструкции крыши, которая была отеплена материалом бимит. Следовательно, пожар был обнаружен со значительным опозданием, когда горение распространилось от места расположения халатов уже на перегородки и далее на перекрытие, чердак и крышу здания.
Наиболее интенсивный выход дыма, пламени через проемы иногда может иметь непосредственное отношение к расположению очага пожара (рис 38).
Если по внешним признакам не удается составить представление о характере объекта, степени распространения пожара, отдельных особенностях его, то следователь свои личные наблюдения дополняет сведениями пожарных работников и местных специалистов Обычно так и бывает.
По возможности, не откладывая, необходимо ориентироваться на местности выяснить взаимное положение горящего и смежных с ним объектов, зданий, построек, а также основную схему подступов и проездов, разобраться в особенностях планировки здания, в котором возник пожар, что, однако, в условиях задымления и тем более в ночное время не всегда может оказаться простым делом. В таких случаях необходимо прибегнуть к помощи пожарных и лиц, хорошо знающих местную обстановку.
Так, на одном из пожаров, возникшем в одноэтажном кирпичном здании цеха артели «Промвторсырье», следователь от руководителя тушения пожара получил следующую справку. «Горят две ворцевальные машины из четырех, установленных в цехе, а также тряпье в грудах, находящееся около машин. Огонь перешел на чердачное перекрытие, которое горит на площади примерно 50—60 м2. Тяжелое задымление осложняет тушение. Из-за угрозы обрушения перекрытия, которое выполнено по доскам, уложенным на ребро, и ветхое, личный состав части с чердака выведен на крышу. Продолжается разведка пожара, уточняющая обстановку».
Рис 38. Внешние признаки пожара иногда позволяют предположить о расположении очага пожара
Пожар происходил во втором часу ночи, в июне. Следователь хорошо видел, что из четырех окон, остекление которых было разрушено, а у двух, кроме того, обуглились рамы, интенсивно выходит густой дым. Правее, в двух следующих окнах, остекление не повреждено. Как он выяснил у местных работников, эти окна относились к помещению кладовой, где хранили отходы трикотажного кроя. Их вскрыли позже, когда было установлено тление отходов от искр и углей, падавших с горящего чердачного перекрытия в кладовую.
Даже такая, полученная на ходу справка об обстановке пожара и первое впечатление были полезны. Они ориентировали следователя на немедленный сбор сведений, относящихся к эксплуатации оборудования и прежде всего тех машин, которые горели.
Позже, при осмотре места пожара, было установлено, что в кладовой часть кип с трикотажным кроем по поверхности обгорела. Это дало основание механику цеха выдвинуть версии о неосторожности обращения с огнем или умысле в кладовой. Но следователь поставил версии механика под сомнение. Ведь он видел своими глазами, что наиболее интенсивное и более продолжительное горение происходило в цехе на участке машин № 1 и 2. В кладовой в это время огня еще не было.
Личные наблюдения и беглый осмотр материала, находившегося в кладовой до того, как он был удален при разборке места пожара, в совокупности с другими обстоятельствами позволили следователю прийти к убеждению о несостоятельности версий, выдвинутых механиком. Последний пытался отвлечь следствие от действительной причины пожара, возникшего на машине, к состоянию которой механик имел непосредственное отношение.
Даже сведения о выводе личного состава пожарной части с чердака являлись не лишними. Следователь получил возможность объективнее оценить претензии местных работников к пожарной части, тушившей пожар, по их мнению, плохо, «так как бойцы даже не входили на чердак, который горел».
Существенным иногда оказывается систематическое наблюдение за пожаром по его внешним признакам. В это время еще может не быть сведений ни о положении очага пожара, ни тем более о причине его.
Картина пожара может быстро меняться. Наблюдения следует вести на различных участках пожара, периодически возвращаясь на первоначальное место. При этом необходимо обращать внимание на последовательность распространения горения по зданию — по появлению дыма, пламени, по обрушениям и т. д. Некоторые из них могут затем иметь прямое отношение к установлению очага пожара, его причины, к оценке действий тех или иных лиц.
Данные о тушении пожара. Непосредственное отношение к установлению причины пожара могут иметь данные о его тушении. Не вдаваясь в большие подробности, следует, однако, четко установить время вызова и прибытия пожарной команды, последовательность развертывания сил пожарной охраны на отдельных участках пожара, характер и количество средств (тушение водой, пеной, с применением смачивателей, количество и калибр стволов, их фактическая эффективность). Следователь должен выяснить время локализации пожара, т. е. момент, когда угроза дальнейшего распространения пожара отпала, и время его окончательной ликвидации. Надо учитывать, что время возникновения пожара, время его обнаружения, а также время вызова пожарной команды иногда могут очень различаться между собой. Поэтому следует поинтересоваться обстоятельствами обнаружения пожара и вызова пожарной помощи, действиями по тушению пожара до вызова и прибытия команды, продолжительностью и успешностью этих действий.
На объектах, особенно в нерабочее время, когда подчас единственным очевидцем начавшегося пожара является малочисленный состав охраны, нередки случаи значительного разрыва между временем обнаружения пожара и вызовом пожарной команды. Практика показывает, что это иногда происходит потому, что некоторые работники охраны даже с получением своевременного сообщения о загорании на объекте предпочитают до вызова пожарной помощи лично убедиться в обстановке на месте и принять меры к ликвидации загорания своими силами с целью сокрытия самого факта пожара. Такая, неизжитая кое-где боязнь учета пожаров иногда приводит к запущенным серьезным пожарам.
Признаками подобных «сепаратных» действий местной охраны могут быть обнаруженные в зоне пожара использованные огнетушители, остатки проложенных и пострадавших в огне рукавных линий от пожарных внутренних кранов и т. д. Рассчитывая своими силами справиться с пожаром, работники местной охраны запускают его и нередко бывают вынуждены отступить, оставляя на месте средства тушения.
Необходимо выяснить размеры пожара и особенности его развития к моменту прибытия первого подразделения пожарной команды, его действия, их эффективность; учесть случаи задержек и перебоев, возможных по различным причинам на различных этапах тушения пожара. Впоследствии надо знать, где и какая именно проводилась разборка обгоревших конструкций и материалов. Наличие таких сведений, по возможности более объективных и точных, позволит разобраться с истинными причинами неодинакового разрушения конструкций на различных участках пожара, установить, связано ли это с положением очага пожара, условиями егоразвития или особенностями тушения.
В результате пожара, возникшего в одном из отдаленных населенных пунктов, сгорел манеж площадью в несколько тысяч квадратных метров. Сохранилась лишь незначительная его часть, а также небольшая одноэтажная пристройка вспомогательных помещений. Расследованием было установлено, что пожар возник именно в этой пристройке от огня, неосторожно зароненного при курении на стружку, не убранную после столярных работ.
Пристройка сохранилась ввиду того, что пожарная команда объекта, прибывшая на пожар по первому вызову, приступила к тушению в пределах пристройки. И с этой частной задачей справилась даже успешно. Однако горение тем временем распространилось по пустотелым конструкциям на основную часть здания (рис. 39).
Рис. 39. Результат пожара, возникшего в пристройке к большому деревянному зданию и тушившегося неправильно
Методически правильно построенная работа по установлению причины пожара должна учитывать особенности действий по тушению пожара. Такие сведения, полученные уже во время пожара, могут быть более объективными, но не всегда полными. Поэтому впоследствии их обычно уточняют и дополняют.