Периферийные города – города-колонии.

Гипподам.

Ведущим архитектором был архитектор Гипподам, который проектировал такие города, как Милет, Пирей, Фурии. Гипподам изложил принципы своей градостроительной концепции в научном труде. Интересно, что Гипподам впервые применял так называемую трассировку улиц с учетом расчета розы ветров и беспрепятственного стока атмосферных осадков. Кроме того, именно Гипподам определял ширину улиц согласно их назначению.

Огромным вкладом этого архитектора были зонирование территорий тех городов, которые он проектировал, и совершенствование регулярной системы их застройки. Например, город Милет, который имел значение крупного порта, построен на полуострове, сильно изрезанном бухтами. В Милете четко выделяются три зоны: торговый центр, примыкавший к военной Львиной гавани; обще­ственный центр, тяготевший к Театраль­ной бухте, и два крупных жилых района.

Характерной чертой плани­ровки Милета была ориентация главных улиц. Они были ориентированы с юго-запада на северо-восток. Обращают на себя внимание и про­порции кварталов. В Милете пропорции кварталов в плане были более гармо­ничными 7 :6; 7 :4.

Платон.

Платон был приверженцем жестко регламентированного государ­ственного устройства. В своих произведениях «Государство» и «За­коны» он рассуждал об идеальном городе-государ­стве. Общество делилось на три сословия: фи­лософов, воинов и демиургов (ремесленники). Все население города-государства под­разделялось на 12 имущественно равных групп, каждая из которых называлась филой и размещалась в своем районе.

Платон предлагал размежевать всю территорию полиса на 12 частей, подраз­делявшихся, в свою очередь, на зе­мельные наделы. Всего наделов Платон насчитывал 5040 в соответствии с чис­лом землевладельцев, причем каждый из наделов состоял из двух участков, один из которых находился в зоне ближайших окрестностей города, тогда как другой -на периферии страны. Помимо главного города с акрополем в центре, Платон на­мечал еще 12 поселков, разномерно раз­мещенных вокруг главного города и на­ходившихся в центре своей сельской округи.

Аристотель.

Аристо­тель же считал необходимым приморское расположение города и ви­дел в этом залог его дальнейшего развития.

Считал, что город не должен иметь жесткой планировки, надо, чтобы планировка была правиль­на только в отдельных частях и кварта­лах. Аристотель высказывал также свое мнение о городских площадях. Он пред­лагал одни площади целиком предоста­вить торговле и разместить вокруг них базилики, присутственные места и су­дебные учреждения. Другие площади, которые Аристотель называл «чисты­ми», он советовал окружить храмами, гимнасиями и другими общественными зданиями. Таким образом, схема Ари­стотеля оставляла свободу для выбора той или иной планировочной системы и была более гибкой и жизненной, чем схема Платона.

Знаменитый греческий врач Гиппократ на­писал специальный трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором из­ложил свои наблюдения за климатиче­ским режимом в греческих городах; историк Фукидид (460-400 гг. до н. э.) уделил большое внимание изучению ис­тории городов и прежде всего Афин. Жизнь греческих городов была отраже­на и в произведениях великих античных писателей Эсхила, Софокла и Эврипида.

8. Основные принципы построения древнегреческих агор, элементы агор.

Агора́ - рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний. На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы. Иногда по периметру агоры возводились статуи. Очень часто агора являлась административным и экономическим центром города. На агоре публично выставлялось действующее законодательство полиса, высеченные в камне важнейшие декреты и прочие официальные постановления.

Изначально агора представляла собой открытую площадь посреди городской застройки со стихийной планировкой. Однако в классический период положение агоры стало более обособленным, и позднейший тип агоры — полностью обособленный, с регулярной планировкой — сообщался с городом лишь посредством ворот.

Агоры Милета. Южная агора имела три входа, предназначалась для торговли,с лавками,расп по периметру, и портиками. Северная Агора значительно меньших размеров предназначалась для торговли предметами роскоши. Между ними располагался центр городской общины.

Агора Афин. Главная рыночная и общественная Агора располагалась в с-з части города. В 5 веке афинская Агора была застроена по периметру общ и культовыми зданиями и даже озеленена по контуру.

Агора Приены. Агора состояла из южной торговой части,окружённой колоннадой,за кот располагались лавки, и общ части,обращ к священной стоа.с запада к Агоре прилегал рынок для продажи и покупки продуктов питания.

Агора Ассоса. Площадь была вытянута с запада на восток и имела протяженность ок 120м. Агора была трапециевидной формы и по длинным её сторонам располагались портики,с. Ю стороны одноэтажные ,а с С-двухэтажные.

9. Инженерное благоустройство городов Античной Греции.

Эллинистические города славились своим благоустройством, наличием водопроводов, замощением главных улиц и площадей.

Городские дома Древней Греции были оборудованы ванными комнатами, водопроводом и канализацией. Трубы изготавливались из обожжённой глины. Дома Греции имели туалеты, слив из которых отправлялся в сточные трубы под улицами. Форма бассейнов предполагает, что принятие больших ванн было возможно только в сидячем положении. Согласно идеям Гиппократа, сидеть в ванной гораздо полезнее, чем принимать положение лежа.

В крупных городах все гимнастические залы были оборудованы ванными комнатами с горячей и холодной водой.

Афины в стадии своего развития имели 18 водопроводов. Вода, приходившая в город, отправлялась в цистерны, а следом — в фонтаны и в дома богатых людей.

В древней Греции периода правления Римской империи появились общественные туалеты. Сиденья в общественных уборных располагались по периметру, а отходы по специально подведенным каналам с водой поступали в ближайшую реку. Жители использовали общественные клозеты не только по их прямому предназначению, здесь проводились также и важные встречи, заключались разного рода сделки, проходили философские беседы.

Пергам.

Инженерное благоустройство города находилось на очень высоком уровне. В Пергаме были наиболее развитые во всем эллинском мире конструкции подпорных стен, террас и лестниц. Сложная водопроводная система, доходящая до каждого дома, общегородская система канализации и система отвода дождевых вод, общественные уборные и другие общегородские системы требовали постоянного внимания к их содержанию. В Пергаме найдены высеченные на стенах зданий законы градостроительного регулирования города, которые точно определяли систему штрафов и более жестких наказаний за нарушение правил застройки и эксплуатации городских и частных инфраструктурных объектов.

10. Типология основных сооружений в древнегреческом городе.

Жилые дома Приены бы­ли двух типов. Более скромные жилища состояли из небольшого мощеного дво­рика, окруженного жилыми и служебны­ми помещениями, среди которых осо­бенно выделялась своим портиком главная комната хозяина дома. Были также и более богатые дома с внутренни­ми перистилями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проемами входов.

Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов были храмы. Храмы строились, как правило, на акрополях, где они сменили дворцы базилевсов, а также на священных участках рядом с агорой. В архаичный период развития Греции складываются основные типы храмов. Самый простейший тип древнегреческого храма – храм в антах. Храмы этого типа строились из необожженного кирпича и перекрывались двускатной деревянной крышей. На фасаде треугольный фронтон поддерживался широкими выступами продольных стен (антами), между которыми поставлены две колонны. Более сложным типом храма является простиль, который имел один открытый портик, опиравшийся на колонны. Следующим типом храма являлся амфипростиль, у которого такой же портик устраивался как с парадной, так и с восточной (задней) стороны храма. Гораздо позднее, в V в. до н.э., появляется тип храма периптера, у которого ряды колонн окружали храмовое здание со всех строп. Этот архитектурный тип храма стал впоследствии основой храмовой архитектуры в Греции. Иногда храмы окружали со всех сторон двумя рядами колонн. Такой тип храма назывался диптером. В эпоху архаической и классической Греции возник еще один тип храма – толос (круглый периптер), который получил свое развитие и в Древнем Риме.

Одновременно с храмами появились стои — длинные портики, восходящие, возможно, к галереям или портикам дворов во дворцах микенской эпохи. Стои строились на агоре, где они служили для деловых встреч и общений.

В классический период появились театры. Древнегреческий театр состоял из театрона (амфитеатра), в центре размещалась орхестра – круглая площадка, на которой располагался хор. В классический период сцена представляла собой вытянутое двухэтажное здание, под портиком которого происходило театральное действо, в период эллинизма к сцене стали пристраивать специальный подиум – просцениум. Вместимость театров была внушительной.

Булевтерии — дома для собрания совета рабовладельческой общины;

дома симпозиев — в которых проводились общественные трапезы.

Гимнасии - включали помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой, которые входили в систему древнегреческого образования.

11. Градостроительство Античного Рима, планировочная основа города.

В истории Рима можно выделить три ос­новных периода: так называемый цар­ский период (753-510 гг. до н.э.); респу­бликанский период (510-27 гг. до н.э.); императорский период (с 27 г. до н. э. по 476 г. н. э.).

Возникновение первого укрепленно­го поселения связывают с именем полу­легендарного царя Ромула. Считается, что за­кладка города была произведена соглас­но этрусским обычаям. Территория внутри стен называлась собственно го­родом - урбсом, а полоса земли вокруг стен была внешней границей города— помериумом.

Разбивка городской территории на­чиналась с определения геометрическо­го центра города, в котором устанавли­вался специальный инструмент («гро­ма») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Од­нако в дальнейшем эта строгая ориента­ция главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много приме­ров, когда римская прямоугольная пла­нировочная система имела другую ориентацию.

После определения направления главных улиц, параллельно им проводи­лись улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определен­ную регламентацию.

Главный перекресток города (те-транс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монумен­тальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами.

Улицы, параллельные главным, в свою очередь, подразделяли территорию го­рода на крупные кварталы, которые членились на еще бо­лее мелкие участки, предназначенные для жилых домов. На территории горо­да находились: амфитеатр, театр, термы, храм.

12. Принципы формирования римских форумов, композиционные приемы, элементы.

Форум был центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась оживленная торговля, заключались сделки. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал — в центре площади происходили гладиаторские игры. Такое многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий. На многих форумах этого времени наряду с храмами возводились базилики (для суда, биржи и др. целей), курии для заседаний сената или городского управления и лавки торговцев — таберны. Площадь, украшенную статуями знаменитых граждан, стали окаймлять воспринятые от эллинистической архитектуры колоннады портиков, второй ярус которых вмещал дополнительное количество зрителей.

Форум Романум.

на форуме сохранились остатки царского и республи­канского периодов развития города. При Августе все обвет­шавшие постройки были починены. В результате этой строительной дея­тельности форум Романум превратился в прекрасный архитектурный ансамбль. Отсутствие жесткой прямоугольной формы и симметрии, на­личие разновеликих сооружений, живо­писность, открытость и включение окру­жающего пейзажа - все это отличало древний форум от форумов император­ского периода.

Форум Августа.

Форум имел прекрасное мраморное замощение, напоминавшее полы в обще­ственных зданиях. Форум был окружен высокими 30-метровыми стенами, изолировавши­ми площадь от города. Фактически было создано полугородское и полуинтерьерное пространство. Форум Августа более замкнут и масштабен, он гораздо более «италийский» по композиции, чем форум Цезаря, а контраст между крепостной суровостью его наружных стен и роскошью внутреннего вида делал его особенно представительным.

Форум Мира, или Веспасиана предназначался для хранения трофеев из Иерусалима. Новым в композиции форума было то, что храм не играл уже определяющей роли в ансамбле площади, а сама площадь со сплошной линией портиков в глубине стала более замкнутой.

Проходной форум возник как архитектурное оформление дороги с Эсквилина на Римский форум. Благоустроенное узкое пространство между стенами форумов Августа и Веспасиана. Несмотря на многочисленные проходы в оградах смежных форумов, впечатление замкнутости пространства было достигнуто благодаря двум линиям колоннад.

Форум Траяна. Пропорции площади близки к квадрату. Ярко выраженная продольная ось, образуемая триумфальной аркой Траяна при входе, подчеркивала продолговатые очертания площади и направляла вошедшего в глубину ее. Весь дальний конец площади занимала базилика, преграждая движение. В центре площади пересекаются взаимно уравновешенные продольная и поперечная оси, в геометрическом центре площади стоит конная статуя императора.

Форум Траяна был последним форумом Рима и высшим достижением римлян в этом типе сооружений. Он завершил эволюцию центральной городской площади, некогда бывшей средоточием общественной жизни горожан, но постепенно превратившейся в монументальный памятник военной славы императора, хранилище его трофеев и место даровых раздач народу.

Сообщавшиеся друг с другом императорские форумы образовали тесную группу изолированных ансамблей. Мало связанные с городским организмом.

13. Градостроительная теория Витрувия.

Витрувий написал свой знаменитый теоре­тический труд «Десять книг об архитек­туре».

Марк Витрувии Поллион служил в войсках Юлия Цезаря в качестве архитектора и инженера, он был очень образо­ванным по своему времени человеком.

В трактате Витрувия подытожен огромный опыт эллинистической и рим­ской архитектуры предшествовавших столетий.

В своем трактате Витрувии касается вопросов градостроительства.

Так, в Книге первой (глава четвертая) он го­ворит о выборе здоровой местности для основания города, перечисляя главные требования: благоприятные климатиче­ские и топографические условия места, выбранного для строительства города, наличие чистой питьевой воды, системы водных и сухопутных дорог для достав­ки товаров, плодородной сельской зе­мли. Так же Витрувий трактует о заклад­ке городских стен и башен, размещении главных городских площадей, а также о трассировке улиц по странам света с учетом ветрового режима в данной местности, аэрации и инсоляции вну­тренних помещений.

В Книге пятой Витрувий трактует об общественных сооружениях: базили­ках, куриях, театрах, банях, палестрах, гаванях, форумах. Он говорит о свой­стве этих сооружений, о требованиях к их размещению, о пропорциях ос­новных габаритов, об ордерном реше­нии. В Книге шестой содержатся анало­гичные сведения о жилых зданиях.

В Книге первой Витрувий излагал те общие эстетические прин­ципы, которые и могли служить руко­водством к компоновке городского пла­на наряду с его рассуждениями об удовлетворении санитарно-гигиениче­ских и утилитарных требований. Он говорил, что в области эстетики ар­хитекторы должны придерживаться ординации (от греческого слова ордер), разумной диспозиции (планировки), со­блюдения эвритмии (гармонии), симме­трии (т. е. соразмерности), декорума (со­ответствия) и дистрибуции (распределе­ния ресурсов). Следование этим общим эстетическим установкам с учетом кон­кретной ситуации и составляло концеп­цию Витрувия в области градострои­тельного искусства.

14. Типология городов в Римской империи, принципы построения городов-лагерей, периферийные города.

Город-лагерь.

Вдоль дорог на расстоянии дневного перехода римляне строили города по типу военных лагерей.

В центре римского военного лагеря располагался преторий, т.е. палатка главнокомандующего армией - претора (консула). По левую и по правую стороны от него располагались квесторий -палатка квестора (казначея) и форум-место палатки легата-помощника претора. Далее вдоль главной улицы размещались палатки трибунов (главных военачальников-шесть в каждом легионе) и префектов, т. е. начальников-смотрителей. Слева и справа от передних ворот расквартировывались отборная пехота и конница союзников. Территория, находившаяся за главной улицей, разбивалась на участки, на которых размещалось основное войско, состоявшее из конницы и пехоты римлян и их союзников. Пехота, в свою очередь, подразделялась на принципсов - солдат, занимавших в строю первые ряды; триарий- лучших солдат, находившихся во время боя в резерве, и гастатов, т. е. копьеносцев. По периметру лагеря располагались палатки велитов - легковооруженных воинов.

Периферийные города – города-колонии.

Разбивка городской территории на­чиналась с определения геометрическо­го центра города, в котором устанавли­вался специальный инструмент («гро­ма») для определения направления двух главных улиц: «кардо» (северо-южного направления) и «декуманус максимус» (западно-восточного направления). Од­нако в дальнейшем эта строгая ориента­ция главных улиц по странам света стала нарушаться, и мы знаем много приме­ров, когда римская прямоугольная пла­нировочная система имела другую ориентацию.

После определения направления главных улиц, параллельно им проводи­лись улицы второстепенного значения. Ширина улицы также имела определен­ную регламентацию.

Главный перекресток города (те-транс) часто был отмечен специальным архитектурным сооружением - тетрапилом, представлявшим собой кубическое здание со сквозными проездами, иногда тетрапил заменялся четырьмя монумен­тальными столбами, расположенными на главном городском перекрестке. Въезды в город, в особенности главные, были отмечены триумфальными арками или особо архитектурно оформленными городскими воротами.

Улицы, параллельные главным, в свою очередь, подразделяли территорию го­рода на крупные кварталы, которые членились на еще бо­лее мелкие участки, предназначенные для жилых домов. На территории горо­да находились: амфитеатр, театр, термы, храм.

Наши рекомендации