Признаки очага в месте возникновения пожара на производственном или ином специальном оборудовании
Если пожар возникает там, где находится производственное или иное специальное оборудование, признаки его очага также будут определяться конкретными условиями горения и будут зависеть от того, возник ли пожар вне оборудования, внутри оборудования или на нем. Однако в таких случаях признаки очага пожара еще более разнообразны. На формирование их влияют не только материал, особенности устройства, но нередко и особенности действия, а также веществ и материалов, с которыми связана работа оборудования. Поведение в условиях пожара веществ и материалов, находящихся в оборудовании, влияет на образование определенных признаков очага, на их положение, индивидуальный характер.
Общность же признаков очага пожара и в этих случаях определяется развитием тепловых процессов. На металлических элементах оборудования очень часто в месте возникновения пожара образуются признаки резкого теплового воздействия — следы побежалости, оплавления, коррозии, окалина, деформация. Деревянные части и детали из других материалов разрушаются в соответствии с их свойствами и особенностями теплового режима в очаге пожара.
При сопоставлении признаков очага с особенностями устройства и работы оборудования в очаге очень часто становится очевидной и сама причина пожара.
На мыловаренном заводе возник пожар в цехе туалетного мыла. Загорелись сушила, в которых высушивалось мыло «стружка». Одно из сушил обгорело в большей степени. При этом на участке ввода пара в калориферные батареи полностью сгорели фанерные щиты — стенки сушила Ребристые радиаторы и металлические детали приобрели признаки местного резкого теплового воздействия — светлые оттенки; элементы более тонкого сечения деформировались. На батареях, в нижней части сушила, были обнаружены спекшиеся остатки мыла.
Рис. 56. Признаки очага пожара, возникшего на сушилах в цехе туалетного мыла. Металлические элементы оборудования приобрели светлый оттенок и деформировались. Деревянные—выгорели
Перечисленные разрушения и следы воздействия высокой температуры свидетельствовали о возникновении пожара на участке ввода пара в калориферные батареи, т. е. на участке батарей с наиболее высокой температурой (рис. 56). Это обстоятельство некоторыми специалистами было принято за основу для выдвижения версии о самовозгорании мыльной стружки. Сторонники этого предположения указывали на то, что стружка попадала через решетки на батареи, где накопилась слоем в несколько сантиметров. Давление насыщенного пара в системе на участке сушила достигало 2 атм, что соответствует температуре 130° С. В составе мыла, находившегося в сушиле, содержатся непредельные соединения, склонные к окислению. Скопление мыльной стружки на батареях в слое с недостаточной теплоотдачей способствовало аккумуляции тепла в массе мыла. Могли возникнуть окислительные процессы. Действительно, все иные причины загорания в месте возникновения пожара как будто бы исключались. Наиболее вероятной причиной пожара послужил редкий случай самовозгорания.
Рис. 57. Признаки очага пожара, возникшего в кабине автомобиля на сидении
В качестве примера признаков очага на специальном оборудовании приведем случай пожара, возникшего в автомобиле. Последний сгорел почти полностью (рис. 57). Пожар начался в кабине автомобиля, о чем свидетельствовали признаки и специфические разрушения, заключавшиеся в следующем: резкий прогрев металлической задней стенки кабины водителя четко определялся светлым пятном, соответствующим сидению; сидение сгорело полностью; пружины и другие металлические детали его деформировались и приобрели светлые оттенки, внутреннее оборудование кабины выгорело с полным разрушением органических материалов; стекла расплавились; правая подножка и резина правого переднего колеса сгорели; левая подножка выгорела только на участке около дверцы; кузов значительно обгорел. Другие резиновые скаты колес внешне не пострадали.
Несомненно, что пожар возник на сидении, которое первоначально тлело в правой его части.
Расследование показало, что пожар возник в результате неосторожной электросварки. Накануне, около 10 ч вечера, ремонтировали замок правой дверцы кабины автомобиля: сваркой наращивали бородку цугалика замка. Следует полагать, что на сидение попала искра. Затем кабина была закрыта (стекла дверец не опускались).
Наряду с признаками очага пожара, образующимися на оборудовании, результаты теплового воздействия и следы горения могут образоваться также на материалах, предметах и частях зданий, смежных с местом возникновения пожара.
Внимательное сопоставление таких признаков нередко позволяет подтвердить факт и место возникновения пожара на оборудовании, сделать обоснованные выводы о причине пожара.