ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ. ТКП 45-3.01-116-2008. Жилые территории. Основные требования. Жилая застройка. Смешанная застройка.
Нормирование в архитектурном проектировании. Цели, задачи, формирование нормативной базы в Республике Беларусь. Национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве.
Строительные нормы устанавливают состав, порядок разработки и
согласования проектной документации на новое строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий объектов строительства (далее - строительства объектов) производственного, жилищно-гражданского назначения, других видов строительства. Строительные нормы нераспространяются на ремонт индивидуальных жилых домов (квартир), производимый без изменения внешнего облика зданий, их физических параметров и конструктивной основы. Строительные нормы предназначены для применения заказчиками (инвесторами)*, разработчиками проектной документации, органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и
физическими лицами (в том числе зарубежными) - субъектами архитектурной и
градостроительной деятельности.
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 21 апреля 2003 г. № 194-З.
ГЛАВА 21 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БЛАГОУСТРОЙСТВА И ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ-Отступление от утвержденного архитектурного проекта 8-30бв
-Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него 50-200бв- Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности 25-100бв- Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ 25-200бв
- Подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций 4-10бв
- Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса)6-200бв
- Завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ
- Ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат
- Нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования
- Непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах
- Нарушение требований к содержанию строительной площадки
- Самовольное строительство
- Нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения
- Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов
- Нарушение правил пользования жилыми помещениями
-Нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов
- Нарушение сроков оформления и выдачи разрешительной документации
- Нарушение законодательства в сфере строительства
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 21 апреля 2003 г. № 194-З. ГЛАВА 19 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
- Несоблюдение требований законодательства об обращении с материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества человека, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности 2-10бв-Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей 8-50(200)бв- Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям10-100(500)бв- Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности20-100(500)бв- Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности 10-30бв- Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ10-30бв
4.ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. ТКП45-3.01-286-2014. Область применения. Содержание документа. Функциональное зонирование. Планировочная структура.Область применения Настоящие строительные нормы распространяются на проектирование населенных пунктов (поселений) и устанавливают осн требования к планировке и застр их территорий, а также пригородных зон..Функциональное зонирование При разработке градостроительной документации в целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять зонирование территории по преобладающей функции. Территории поселений с учетом их преимущественного функционального использования подразделяются на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, транспортной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, специального назначения.Планировочная структураПланировочная структура поселений должна обеспечивать:оптимальное размещение и взаимосвязь функциональных зон;рациональное структурирование территорий в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой;создание разнообразных типов городской среды, отвечающих потребностям различных групп населения; эффективное использование территории;учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических и других местных особенностей;охрану окружающей среды, памятников истории и культуры. Планировочная структура поселений должна формироваться на основе планировочного каркаса, который является основным структурообразующим элементом поселений, Необходимо предусматривать членение территории функциональных зон поселений на структурно-планировочные элементы, ограниченные по площади. Необходимо выделять следующие структурно-планировочные элементы: квартал, группу кварталов, микрорайон (жилой, смешанной, обществ, производственной застройки), район (жилой, смешанной, производственной застройки), формируемый, преимущественно, в крупных и больших городах, а также архитектурные ансамбли улиц и площадей. При детальном планировании необходимо выделять участок
5.ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. Требования экологической безопасности. Комплексная градостроительная реконструкция территорий. Детальное планированиеградост проект детального планирования (детальный план): Градпроект местного уровня, разрабатываемый на основании градостр проектов общего планирования, определяющий в границах детального плана размещение структурно-планировочных элементов и параметры их планируемого развития, а также устанавливающий град требования к застройке территорий.В детальном плане уточняют и конкретизируют решения действующего генплана по функц использованию, планировочной организации и застройке проектируемой территории и устанавливают:— красные линии уличной сети;— границы функциональных зон;— характер обустройства территории;— регламенты градостроительного использования территорий (далее — градостроительные регламенты);— мероприятия по охране и использованию материальных недвижимых историко-культурных ценностей (далее— историко-культурные ценности) и зон их охраны, по охране окружающей среды, предотвращению чрезвычайных ситуаций;— очередность освоения территорий с выделением первого этапа реализации детального плана.Требования эколбезопасностиПри планировке и застройке поселений необходимо соблюдение требований экол безопасности, направленных на улучшение эколсостояния среды, формирование комфортных условий жизнедеятельности населения, охраны здоровья и жизни людей, обеспечение устойчивого развития поселений и сохранение природных комплексов на основе действующих законодательных и нормативных документов Град требования по регламентации функционального использования территории по селения и пригородной зоны, а также размещения отдельных планировочных элементов и объектов должны учитывать: уровень экологической опасности планируемой градостроительной деятельности; соответствие планируемой деятельности требованиям природоохранного законодательства; достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприятий по охране окружающей среды.Комплексная градостроительная реконструкция территорийРеконструкция поселений со сложившейся планировочной структурой, включающей застройку, представляющую ист-культ ценность, должна осущ в зависимости от степени сохранности ист-культ наследия и возможностей его наиболее эффектив использования.Град реконструкция территорий этих поселений должна учитывать особенности структурно-планировочной организации районов исторической застройки, эффективность их освоения, необходимость преобразования систем социального, инженерного и транспортного обслуживания, осуществление мероприятий по благоустройству и озеленению, улучшению состояния окружающей среды с целью сохранения индивидуального архитектурно-художественного облика застройки и отдельных зданий в соответствии с требованиями раздела 10.Комплексная град рек должна осуществляться на основе макс сохранения и использования сущжилых и общественных зданий, произвобъектов, сложившейся инжй и трансп инфраструктуры с одновременным расширением общей площади (реконструкции), повышением уровня инженерного благоустр и планировки (модернизации) эксплуатируемого жилищного фонда и объектов социального назначения.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ. ТКП 45-3.01-116-2008. Жилые территории. Основные требования. Жилая застройка. Смешанная застройка.
Жилые территории подразделяются на территории жилой застройки 60%и смешанной30-60% застройки. При проектировании жилых территорий необходимо выделять структурно-планировочные элементы следующих типов:
— до 10 га (квартал, группа кварталов) — территория, не расчлененная улицами и дорогами, в структуре которой размещаются объекты общественного социально-гарантированного обслуживания (границами являются проезды, жилые улицы, пешеходные пути);
-- от 10 до 50 га (группа кварталов, микрорайон) — территория, не расчлененная магистральными улицами и дорогами, в пределах которой размещаются жилая застройка, учреждения и предприятия социально-бытового обслуживания, учебно-воспитательные учреждения, иные объекты, не противоречащие жилой функции (границами, как правило, являются жилые улицы и улицы районного значения);
более 50 га (группа кварталов или микрорайонов, жилой район) — территория, не расчлененная магистральными улицами и дорогами, в пределах которой размещаются жилая застройка, общественно-деловые, производственные объекты, объекты коммунального назначения (границами являются магистральные улицы и дороги, труднопреодолимые естественные преграды).
типология
этажности:- малоэтажные (1—3 этажа); -среднеэтажные (4—5 этажей); -многоэтажные (6—9);
-повышенной этажности (10 этажей и более);
числу квартир: многоквартирные; блокированные; одноквартирные;
наличию приквартирных участков: безусадебные; усадебные.
Основным показателем эффективности градостроительного использования жилых территорий является плотность жилой застройки
Смешанная застройка
Смешанная застройка, как правило, формируется на сложившихся территориях крупных и больших городов и состоит из кварталов жилой и производственной застройки. На территории смешанной застройки допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га)
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. СНБ 3.01.04-02. Общественные территории. Основные требования. Общественные центры. Система обслуживания населения. Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания. Расчетные показатели на 1000 жителей.Общ центры Основные требования
Общественные территории подразделяются на общественные центры и территории общественного назначения. Общественные территории выделяются в том случае, если общественные объекты занимают не менее 50 % территории.Общобъекты должны формировать взаимосвязанную систему общтерриторий, интегрированных с жилыми, ланд-рекреац терр, трансп системой и открытыми пеш пространствами. К общ центрам относятся: многофункциональный общегородской (общепоселковый) центр, центры городских районов, специализированные центры. Кроме них, в жилых кварталах и микрорайонах необходимо предусм размещение мелких центров. Система обслуж населенияКомплексы обслуживания городов — центров административных районов должны обеспечивать предоставление стандартного набора услуг эпизодического, периодического и повседневного спроса населению района, Учреждения и предприятия социально-гарантобслужНеобходимый уровень соц-гарант обслуж обеспечучреждениями воспитания, образования, социального обеспечения и медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственностиУчрежд и предприятия соц-гарант обслуж следует размещать на обществ терр поселений, приближая их к местам жительства и работы, в составе общественных центров и в увязке с маршрутами и остановками общественного пассажирского транспорта, соблюдая допустимые по времени пределы транспортной доступности для комплексов и объектов обслуживания:повседневного— не более 30 мин;периодическог— не более 1 ч;эпизодического— не более 2 1000житДля физ-оздоров занятий населения в пределах жилых территорий следует размещать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей и от 70 до 80 м2, спортивных залах -- от 60 до 80 м2 площади пола на 1000 жителей, крытых бассейнов — от 20 до 25 м2 на 1000 жителей..Учреждения культуры и искусства следует размещать, как правило, в общественных центрах поселений и крупных районов с учетом их функциональной значимости и роли в формировании облика городской среды. Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях следует принимать из расчета на 1000 жителей населения для:клубных учреждений— 40 мест в зрительном зале в городских поселениях;то же— от 25 до 100 мест сельскихпосел;библиотечных учреждений— от 4000 до 6000 единиц хранения;краеведческих музеев — от 4 до 5м2экспозиции; танцевальных залов 10 м2 пола;кинотеатров— от 20 до 50 мест в зр зале. пространственную доступность объектов местного значения при многоэтажной застройке — 500 м, при малоэтажной — 800 м.Расчет вместимости предприятий торговли и обще пита в городских поселениях следует выполнять на основании таблицы снб в зависимости от тип поселения(крупнейшего, крупных и больших .Расчет вместимости предприятий бытового и коммунального обслуживания в городских поселениях следует выполнять с учетом вида предприятия, его значимости в системе межселенного и городского обслуживания, дифференцируя для различных типов поселений, согласно таблице
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Производственные территории, Основные требования, промышленная застройка, Производственно-деловая застройка, Коммунально-складская застройка. Ландшафтно-рекреационные территории.
В составе производственных территорий поселений выделяются территории:
промышленной застройки;производственно-деловой застройки; коммунально-складской застройки.Пром тер.характеризуются большим грузооборотом, повыш пожаро- и взрывоопасностью, требующие устройства железнодорожных подъездных путей, а также санитарно-защитных зон шириной 50 .Производственные территории могут формироваться на базе отдельных крупных предприятий, их групп или промузлов, образующих целые планировочные элементы промышленной застройки или на основе экологически безопасных предприятий, включенных в городскую застр и образующих планировочные элементы или участки смешанной застр.Расстояние от границ участков производственных объектов, следует принимать не менее 50 м.Промышленная застройкаФункц-планир организация территорий промзастройки формируется площадками промышленных предприятий и их санитарно-защитных зон, инженерно-техническими объектами, учреждениями обслуживания.С33 следует предусматривать для предпр, явл источниками загрязнения воздуха вредными пахнущими веществами, а также источниками шума, вибрации, электромагнитных волн и других факторов. В СЗЗ со стороны жилой, смешанной и общ застройки необходимо предусм полосу древесно-кустар насажд не менее 50 м, а при ширине до 100 м — не менее 20 м.Пройзв. Тер.следует располагать с подветр стороны по отношению к жилой территории и другим предпр.Произв-деловая застройкаВ больших городах следует предусм участки произв-деловой застройки, в которые могут включаться пром объекты с экол безопасным произв, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, информ центры, торг и обслуж предпр, складские помещения, не связанные со значительным объемом трансп перевозок и движением трансп с крупногабаритными грузами.Коммунально-складская застройкаНа территориях коммунально-складской застройки поселений необходимо размещать предприятия пищевой промышленности, общетоварные , специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения, а также гаражи — стоянки и открытые стоянки авто, предприятия оптовой и мелкооптовой торговли.Систему складских объектов следует формировать за пределами крупнейшего, крупных и больших городов, приближая их к узлам внешнего, преимущественно жд транспорта.Ландшафтно-рекреационные территорииСистема озелененных тер должна формироваться с учетом величины и значения поселений, их планировочной структуры, арх-простркомпозиции застройки и включать:-озел места отдыха в жилой застройке для повседн- отдыха населения (пешеходная доступность до 5 мин);-озелененные территории вблизи мест проживания для повседневного отдыха населения (пешеходная доступность не более 15 мин);-парки районного и общегородского значения для отдыха, (транспортная доступность не более 20 мин);-пригородные зоны длительного отдыха и туризма от30-60 мин-природные территории --особо охраняемые природные территории -
Потребность в ландшафтно-рекреационных территориях следует определять, исходя из нормативной обеспеченности населения ландшафтно-рекреационными территориями в жилой застройке, в городских и пригородных местах отдыха.
9.ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. Транспортная инфраструктура, Основные требования, Внешний транспорт, Сеть улиц и дорог, Массовый пассажирский транспорт, Пешеходные пути, Сооружения здания и устройства для хранения и обслуживания, транспортных средств.Городские транспортные сети в своей совокупности образуют городскую транспортную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой, вокруг которой образуются и развиваются элементы городской средыГородская транспортная инфраструктура неразрывно связана с внешними транспортными коммуникациями, являясь их логическим продолжением в планировочной структуре города, и наоборот. Основные требования и внеш транспорт.Для предварительных расчетов уровень автомобилизации населения следует принимать в пределах следующих значений (легковых автомобилей на 1000 чел.):в крупнейшем и крупных городах— св. 300 до 350;в больших и средних городах— " 250 " 300;в малых городских и сельских поселениях— от 200 " 250.Автом дороги общего пользования следует проектироватьв обход поселений за пределами их перспективных границ. Жилую застройку необходимо отделять от магистральных железных дорог санитарно-защитной зоной, ширина которой устанавливается, как правило, не менее 100 м от оси крайнего пути с поездным характером движения.В границах поселений городские дороги должны прокладываться по незастроенной территории в обход жилых территорий, общественных центров, зон отдыха, зон охраны территорий историко-культурных ценностей, зон санитарной охраны природных экосистем с использованием рельефа местности в качестве естественной преграды на пути распространения шума (выемки, овраги и т.д.).Размеры одного машино-места на автостоянках следует принимать: для легковых автомобилей — 2,5´5,5 мК пассажирскому транспорту относятся: автомобильный (автобусы, микроавтобусы, индивидуальные автомобили); электрический рельсовый уличный и внеуличный (трамвай); электрический дорожный (троллейбусы); монорельсовый надземный; рельсовый подземный (метрополитен); рельсовый надземный (электропоезда на эстакаде); водный (речной и морской). Движение транспортных средств по установленным маршрутам организуется в пределах проезжей части улицы и в пределах ограничений, устанавливаемых дорожными знаками, разметкой дороги, светофорной сигнализацией. Маршрутная организация перевозок предназначается для обеспечения рациональных пассажиропотоков и грузопотоков и связывает элементы городской территории оптимальными направлениями.Пешеходные зоны - это городские центры тяготения с неограниченным функциональным составом объектов. Здесь для пешеходов обеспечивается полная безопасность и комфорт пребывания.Пешеходные площадки и улицы могут быть городского, районного и микрорайонного значения с расположением одного или группыоднофункциональных объектов.Пешеходные коммуникации - пешеходные дороги, галереи, подземные переходы, распределители, предназначены для кратчайших связей.Сооружения для хранения и обслуживания легковых автомобилей (далее автостоянки, гаражи) следует размещать с соблюдением нормативных радиусов доступности от обслуживаемых объектов, с учетом требований эффективного использования городских территорий, с обеспечением экологической безопасности. Сооружения для постоянного хранения легковых автомобилей следует проектировать в радиусе пешеходной доступности не более 800 м, в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой – не более 1500 м.. Сооружения для постоянного хранения легковых автомобилей всех категорий следует проектировать:- на территориях производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог;- на территориях жилых районов и кварталов (микрорайонов).