ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ. ТКП 45-3.01-116-2008. Жилые территории. Основные требования. Жилая застройка. Смешанная застройка.

Нормирование в архитектурном проектировании. Цели, задачи, формирование нормативной базы в Республике Беларусь. Национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве.

Строительные нормы устанавливают состав, порядок разработки и

согласования проектной документации на новое строительство, реконструкцию, ремонт и реставрацию зданий, сооружений и их комплексов, инженерной инфраструктуры, благоустройства территорий объектов строительства (далее - строительства объектов) производственного, жилищно-гражданского назначения, других видов строительства. Строительные нормы нераспространяются на ремонт индивидуальных жилых домов (квартир), производимый без изменения внешнего облика зданий, их физических параметров и конструктивной основы. Строительные нормы предназначены для применения заказчиками (инвесторами)*, разработчиками проектной документации, органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и

физическими лицами (в том числе зарубежными) - субъектами архитектурной и

градостроительной деятельности.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 21 апреля 2003 г. № 194-З.

ГЛАВА 21 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БЛАГОУСТРОЙСТВА И ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ-Отступление от утвержденного архитектурного проекта 8-30бв

-Самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него 50-200бв- Нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности 25-100бв- Нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ 25-200бв

- Подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций 4-10бв

- Нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса)6-200бв

- Завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ

- Ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат

- Нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования

- Непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах

- Нарушение требований к содержанию строительной площадки

- Самовольное строительство

- Нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения

- Нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов

- Нарушение правил пользования жилыми помещениями

-Нарушение порядка проведения подрядных торгов на строительство объектов

- Нарушение сроков оформления и выдачи разрешительной документации

- Нарушение законодательства в сфере строительства

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 21 апреля 2003 г. № 194-З. ГЛАВА 19 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

- Несоблюдение требований законодательства об обращении с материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества человека, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности 2-10бв-Невыполнение требований охранных обязательств в отношении историко-культурных ценностей 8-50(200)бв- Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям10-100(500)бв- Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности20-100(500)бв- Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности 10-30бв- Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ10-30бв

4.ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. ТКП45-3.01-286-2014. Область применения. Содержание документа. Функциональное зонирование. Планировочная структура.Область применения Настоящие строительные нормы распространяются на проектирование населенных пунктов (поселений) и устанавливают осн требования к планировке и застр их территорий, а также пригородных зон..Функциональное зонирование При разработке градостроительной документации в целях организации благопри­ятной сре­ды жизнедеятельности необходимо осуществлять зонирование территории по преобладающей функ­ции. Территории поселений с учетом их преимущественного функ­ционального использования под­разделяются на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреационные, транспорт­ной инфраструктуры, инженерной инфраструктуры, сельскохозяйственного использования, специаль­ного назначения.Планировочная структураПланировочная структура поселений должна обеспечивать:оптимальное размещение и взаимосвязь функциональных зон;рациональное структурирование территорий в увязке с системой общественных центров, ин­женерно-транспортной инфраструктурой;создание разнообразных типов городской среды, отвечающих потребностям различных групп населения; эффективное использование территории;учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических и других местных особенностей;охрану окружающей среды, памятников истории и культуры. Планировочная структура поселений должна формироваться на основе планировочного каркаса, который является основным структурообразующим элементом поселений, Необходимо предусматривать членение территории функциональных зон поселений на структурно-планировочные элементы, ограниченные по площади. Необходимо выделять следующие структурно-планировочные элементы: квартал, группу кварта­лов, микрорайон (жилой, смешанной, обществ, производственной застройки), район (жилой, смешанной, производственной застройки), формируемый, преимущественно, в крупных и больших городах, а также архитектурные ансамбли улиц и площадей. При детальном планировании необхо­димо выделять участок

5.ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.. Требования экологической безопасности. Комплексная градостроительная реконструкция территорий. Детальное планированиеградост проект детального планирования (детальный план): Градпроект местного уровня, разрабатываемый на основании градостр проектов общего планирования, определяющий в границах детального плана размещение структурно-планировочных элементов и параметры их планируемого развития, а также устанавливающий град требования к застройке территорий.В детальном плане уточняют и конкретизируют решения действующего генплана по функц использованию, планировочной организации и застройке проектируемой территории и устанавливают:— красные линии уличной сети;— границы функциональных зон;— характер обустройства территории;— регламенты градостроительного использования территорий (далее — градостроительные регламенты);— мероприятия по охране и использованию материальных недвижимых историко-культурных ценностей (далее— историко-культурные ценности) и зон их охраны, по охране окружающей среды, предотвращению чрезвычайных ситуаций;— очередность освоения территорий с выделением первого этапа реализации детального плана.Требования эколбезопасностиПри планировке и застройке поселений необходимо соблюдение требований экол безопасности, направленных на улучшение эколсостояния среды, формирование комфорт­ных условий жизнедеятельности населения, охраны здоровья и жизни людей, обеспечение устойчи­вого развития поселений и сохранение природных комплексов на основе действующих законодатель­ных и нормативных документов Град требования по регламентации функционального использования территории по­ селения и пригородной зоны, а также размещения отдельных планировочных элементов и объектов должны учитывать: уровень экологической опасности планируемой градостроительной деятельности; соответствие планируемой деятельности требованиям природоохранного законодательства; достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприя­тий по охране окружающей среды.Комплексная градостроительная реконструкция территорийРеконструкция поселений со сложившейся планировочной структурой, включающей застрой­ку, представляющую ист-культ ценность, должна осущ в зависимости от степе­ни сохранности ист-культ наследия и возможностей его наиболее эффектив исполь­зования.Град реконструкция территорий этих поселений должна учитывать особенно­сти структурно-планировочной организации районов исторической застройки, эффективность их освоения, необходимость преобразования систем социального, инженерного и транспортного обслу­живания, осуществление мероприятий по благоустройству и озеленению, улучшению состояния ок­ружающей среды с целью сохранения индивидуального архитектурно-художественного облика застройки и отдельных зданий в соответствии с требованиями раздела 10.Комплексная град рек должна осуществляться на основе макс сохранения и использования сущжилых и общественных зданий, произвобъектов, сложившейся инжй и трансп инфраструктуры с одновременным рас­ширением общей площади (реконструкции), повышением уровня инженерного благоустр и планировки (модернизации) эксплуатируемого жилищного фонда и объектов социального назначения.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ. ТКП 45-3.01-116-2008. Жилые территории. Основные требования. Жилая застройка. Смешанная застройка.

Жилые территории подразделяются на территории жилой застройки 60%и смешан­ной30-60% застройки. При проектировании жилых территорий необходимо выделять структурно-планировочные элементы следующих типов:

— до 10 га (квартал, группа кварталов) — территория, не расчлененная улицами и дорогами, в структуре которой размещаются объекты общественного социально-гарантированного обслуживания (границами являются проезды, жилые улицы, пешеходные пути);

-- от 10 до 50 га (группа кварталов, микрорайон) — территория, не расчлененная магистральны­ми улицами и дорогами, в пределах которой размещаются жилая застройка, учреждения и предпри­ятия социально-бытового обслуживания, учебно-воспитательные учреждения, иные объекты, не про­тиворечащие жилой функции (границами, как правило, являются жилые улицы и улицы районного значения);

более 50 га (группа кварталов или микрорайонов, жилой район) — территория, не расчленен­ная магистральными улицами и дорогами, в пределах которой размещаются жилая застройка, обще­ственно-деловые, производственные объекты, объекты коммунального назначения (границами явля­ются магистральные улицы и дороги, труднопреодолимые естественные преграды).

типология

этажности:- малоэтажные (1—3 этажа); -среднеэтажные (4—5 этажей); -многоэтажные (6—9);

-повышенной этажности (10 этажей и более);

числу квартир: многоквартирные; блокированные; одноквартирные;

наличию приквартирных участков: безусадебные; усадебные.

Основным показателем эффективности градостроительного использования жилых территорий является плотность жилой застройки

Смешанная застройка

Смешанная застройка, как правило, формируется на сложившихся территориях крупных и больших городов и состоит из кварталов жилой и производственной застройки. На территории смешанной застройки допускается размещать: жилые и общественные здания, учреждения науки, учебные заведения, объекты бизнеса, промышленные предприятия и другие производственные объекты (площадь участка, как правило, не более 5 га)

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. СНБ 3.01.04-02. Общественные территории. Основные требования. Общественные центры. Система обслуживания населения. Учреждения и предприятия социально-гарантированного обслуживания. Расчетные показатели на 1000 жителей.Общ центры Основные требования

Общественные территории подразделяются на общественные центры и территории обще­ственного назначения. Общественные территории выделяются в том случае, если общественные объекты за­нимают не менее 50 % территории.Общобъекты должны формировать взаимосвязанную систему общтерри­торий, интегрированных с жилыми, ланд-рекреац терр, трансп сис­темой и открытыми пеш пространствами. К общ центрам относятся: многофункциональный общегородской (общепоселко­вый) центр, центры городских районов, специализированные центры. Кроме них, в жилых кварталах и микрорайонах необходимо предусм размещение мелких центров. Система обслуж населенияКомплексы обслуживания городов — центров административных районов должны обеспе­чивать предоставление стандартного набора услуг эпизодического, периодического и повседневного спроса населению района, Учреждения и предприятия социально-гарантобслужНеобходимый уровень соц-гарант обслуж обеспечучреждениями воспитания, об­разования, социального обеспечения и медицинского обслуживания, спортивными сооружениями, предприятиями торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания, связи и кредитно-финансовыми учреждениями всех форм собственностиУчрежд и предприятия соц-гарант обслуж следует размещать на обществ терр поселений, приближая их к местам жительства и работы, в составе общественных центров и в увязке с маршрутами и остановками общественного пассажирского транс­порта, соблюдая допустимые по времени пределы транспортной доступности для комплексов и объ­ектов обслуживания:повседневного— не более 30 мин;периодическог— не более 1 ч;эпизодического— не более 2 1000житДля физ-оздоров занятий населения в пределах жилых территорий следует размещать комплексные спортивные площадки из расчета от 0,7 до 0,9 га на 1000 жителей и от 70 до 80 м2, спортивных залах -- от 60 до 80 м2 площади пола на 1000 жителей, крытых бассейнов — от 20 до 25 м2 на 1000 жителей..Учреждения культуры и искусства следует размещать, как правило, в общественных цен­трах поселений и крупных районов с учетом их функциональной значимости и роли в формировании облика городской среды. Вместимость учреждений культуры и искусства в поселениях следует при­нимать из расчета на 1000 жителей населения для:клубных учреждений— 40 мест в зрительном зале в городских поселениях;то же— от 25 до 100 мест сельскихпосел;библиотечных учреждений— от 4000 до 6000 единиц хранения;краеведческих музеев — от 4 до 5м2экспозиции; танцевальных залов 10 м2 пола;кинотеатров— от 20 до 50 мест в зр зале. пространст­венную доступность объектов местного значения при многоэтажной застройке — 500 м, при мало­этажной — 800 м.Расчет вместимости предприятий торговли и обще пита в городских поселе­ниях следует выполнять на основании таблицы снб в зависимости от тип поселения(крупнейшего, крупных и больших .Расчет вместимости предприятий бытового и коммунального обслуживания в городских поселениях следует выполнять с учетом вида предприятия, его значимости в системе меж­селенного и городского обслуживания, дифференцируя для различных типов поселений, согласно таблице

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Производственные территории, Основные требования, промышленная застройка, Производственно-деловая застройка, Коммунально-складская застройка. Ландшафтно-рекреационные территории.

В составе производственных территорий поселений выделяются территории:

промышленной застройки;производственно-деловой застройки; коммунально-складской застройки.Пром тер.характеризуются большим гру­зооборотом, повыш пожаро- и взрывоопасностью, требующие устройства железнодорожных подъездных путей, а также санитарно-защитных зон шириной 50 .Производственные территории могут формироваться на базе отдельных крупных предприятий, их групп или промузлов, образующих целые планировочные элементы промышленной застройки или на основе экологически безопасных предприятий, включенных в город­скую застр и образующих планировочные элементы или участки смешанной застр.Расстояние от границ участков производственных объектов, следует принимать не менее 50 м.Промышленная застройкаФункц-планир организация территорий промзастройки форми­руется площадками промышленных предприятий и их санитарно-защитных зон, инженерно-техническими объектами, учреждениями обслуживания.С33 следует предусматривать для предпр, явл источниками загрязнения воздуха вредными пахнущими веществами, а также источниками шума, вибрации, электромагнитных волн и других факторов. В СЗЗ со стороны жилой, смешанной и общ застройки необхо­димо предусм полосу древесно-кустар насажд не менее 50 м, а при ширине до 100 м — не менее 20 м.Пройзв. Тер.следует располагать с подветр стороны по отношению к жилой территории и другим предпр.Произв-деловая застройкаВ больших городах следует предусм участки произв-деловой застройки, в которые могут включаться пром объекты с экол безопасным произ­в, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, информ цен­тры, торг и обслуж предпр, складские помещения, не связанные со значительным объемом трансп перевозок и движением трансп с крупногабаритными грузами.Коммунально-складская застройкаНа территориях коммунально-складской застройки поселений необходимо размещать пред­приятия пищевой промышленности, общетоварные , специализированные склады, предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения, а также гаражи — стоянки и открытые стоянки авто, предприятия оптовой и мелкоопто­вой торговли.Систему складских объектов следует формировать за пределами крупнейшего, крупных и больших городов, при­ближая их к узлам внешнего, преимущественно жд транспорта.Ландшафтно-рекреационные территорииСистема озелененных тер должна формироваться с учетом величины и значения посе­лений, их планировочной структуры, арх-простркомпозиции застройки и включать:-озел места отдыха в жилой застройке для повседн- отдыха населения (пеше­ходная доступность до 5 мин);-озелененные территории вблизи мест проживания для повседневного отдыха населения (пешеходная доступ­ность не более 15 мин);-парки районного и общегородского значения для отдыха, (транспортная доступность не бо­лее 20 мин);-пригородные зоны длительного отдыха и туризма от30-60 мин-природные территории --особо охраняемые природные территории -

Потребность в ландшафтно-рекреационных территориях следует определять, исходя из нормативной обеспеченности населения ландшафтно-рекреационными территориями в жилой за­стройке, в городских и пригородных местах отдыха.

9.ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ. Транспортная инфраструктура, Основные требования, Внешний транспорт, Сеть улиц и дорог, Массовый пассажирский транспорт, Пешеходные пути, Сооружения здания и устройства для хранения и обслуживания, транспортных средств.Городские транспортные сети в своей совокупности образуют городскую транспортную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного города является основой, вокруг которой образуются и развиваются элементы городской средыГородская транспортная инфраструктура неразрывно связана с внешними транспортными коммуникациями, являясь их логическим продолжением в планировочной структуре города, и наоборот. Основные требования и внеш транспорт.Для предварительных расчетов уровень автомобилизации населения следует принимать в пре­делах следующих значений (легковых автомобилей на 1000 чел.):в крупнейшем и крупных городах— св. 300 до 350;в больших и средних городах— " 250 " 300;в малых городских и сельских поселениях— от 200 " 250.Автом дороги общего пользования следует проектироватьв обход поселений за пределами их перспективных границ. Жилую застройку необходимо отделять от магистральных железных дорог санитарно-защитной зоной, ширина которой устанавливается, как правило, не менее 100 м от оси крайнего пути с поездным характером движения.В границах поселений городские дороги должны прокладываться по незастроенной терри­тории в обход жилых территорий, общественных центров, зон отдыха, зон охраны территорий истори­ко-культурных ценностей, зон санитарной охраны природных экосистем с использованием рельефа местности в качестве естественной преграды на пути распространения шума (выемки, овраги и т.д.).Размеры одного машино-места на автостоянках следует принимать: для легковых авто­мобилей — 2,5´5,5 мК пассажирскому транспорту относятся: автомобильный (автобусы, микроавтобусы, индивидуальные автомобили); электрический рельсовый уличный и внеуличный (трамвай); электрический дорожный (троллейбусы); монорельсовый надземный; рельсовый подземный (метрополитен); рельсовый надземный (электропоезда на эстакаде); водный (речной и морской). Движение транспортных средств по установленным маршрутам организуется в пределах проезжей части улицы и в пределах ограничений, устанавливаемых дорожными знаками, разметкой дороги, светофорной сигнализацией. Маршрутная организация перевозок предназначается для обеспечения рациональных пассажиропотоков и грузопотоков и связывает элементы городской территории оптимальными направлениями.Пешеходные зоны - это городские центры тяготения с неограниченным функциональным составом объектов. Здесь для пешеходов обеспечивается полная безопасность и комфорт пребывания.Пешеходные площадки и улицы могут быть городского, районного и микрорайонного значения с расположением одного или группыоднофункциональных объектов.Пешеходные коммуникации - пешеходные дороги, галереи, подземные переходы, распределители, предназначены для кратчайших связей.Сооружения для хранения и обслуживания легковых автомобилей (далее автостоянки, гаражи) следует размещать с соблюдением нормативных радиусов доступности от обслуживаемых объектов, с учетом требований эффективного использования городских территорий, с обеспечением экологической безопасности. Сооружения для постоянного хранения легковых автомобилей следует проектировать в радиусе пешеходной доступности не более 800 м, в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой – не более 1500 м.. Сооружения для постоянного хранения легковых автомобилей всех категорий следует проектировать:- на территориях производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог;- на территориях жилых районов и кварталов (микрорайонов).

Наши рекомендации