Щебеночное основание; 2 - цементобетонные плиты; h - глубина быстротока
МЕТОДЫ УСТРОЙСТВА КОНСТРУКЦИЙ ДОРОЖНОГО ВОДООТВОДА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Роли водоотводных устройств в дорожном строительстве уделяется недостаточное внимание как в индивидуальных и типовых решениях, так и в нормативном обеспечении, что является одной из главных причин преждевременного деформирования и разрушения водоотводных сооружений, а также нарушения требуемого транспортно-эксплуатационного и природоохранного функционирования автомобильной дороги и сооружений на ней.
Строительство экспериментальных участков с необоснованным применением на них новых водоотводных конструкций, низкий уровень производства работ, отсутствие необходимой техники и проведения работ по своевременному содержанию еще больше усугубляют существующее положение.
Для правильного эксплуатационного содержания дорожного водоотвода недостаточно только замечать происходящие на видимых частях водоотводных сооружений процессы, необходимо знать конструктивные особенности каждого сооружения и уметь сопоставлять происходящие с конструкцией процессы с ее возможностями.
Далее кратко рассмотрены методы строительства и содержания конструкций дорожного водоотвода, применяемые в России и зарубежных странах.
Поперечные уклоны проезжей части и обочин
Согласно схеме 1, водоотвод с поверхности автомобильной дороги осуществляется за счет придания поперечному профилю проезжей части и обочин уклонов. В период эксплуатации для обеспечения водоотвода поверхность обочин периодически планируется и профилируется автогрейдером с приданием им проектного уклона. Трещины, выбоины, просадки в покрытии и участки разрушений обочин своевременно ремонтируются во избежание застоя в них воды и ее дальнейшей миграции в нижележащие слои дорожной одежды.
Водопропускные трубы
Строительство водопропускных труб регламентировано в России нормативными документами, рекомендациями, методическими пособиями и ведется из конструкций в соответствии с действующими типовыми проектами. Методы ведения строительства водопропускных труб широко освещены в этих документах, поэтому целесообразнее в данной обзорной информации остановиться на принципах содержания дорожных водопропускных труб в эксплуатационный период.
Содержание водопропускных труб является неотъемлемой частью комплексной системы содержания автомобильной дороги. На прочность и устойчивость трубы помимо качества содержания оказывают влияние величина продольного уклона, фильтрующая способность грунтов основания и земляного полотна, характеристика водостока, длительность подтопления, сейсмичность, наличие твердого стока.
К работам по содержанию водопропускных труб относятся: очистка элементов труб от пыли, грязи, снега, льда; расчистка русла от наносов; пропуск паводковых вод, работы по защите труб от наводнений, заторов, размывов, наледей; технический учет труб и их состояния. К текущему ремонту относятся: исправление ограждающих и сигнальных устройств на проезжей части и земляном полотне дороги над трубой; ямочный ремонт покрытия и исправление отдельных слоев дорожной одежды; заделка трещин на видимых конструктивных элементах труб, заполнение швов, выравнивание лотков трубы и русла около трубы, устранение просадок около трубы и размыва откосов насыпи, локальное исправление укреплений насыпи [9].
Работы по содержанию должны проводиться круглогодично, текущий ремонт - по мере необходимости. Нарушение правил содержания водопропускных труб или их отсутствие может привести к разрушению дороги, перебоям в движении транспортных средств и вынужденным аварийно-восстановительным работам. Материальные затраты на восстановительные работы всегда многократно превосходят затраты на новое строительство, потому что такие работы внеплановые.
Удовлетворительное функционирование водопропускной трубы в эксплуатационный период зависит не только от ее состояния, но и от состояния сопрягающих сооружений и прилегающих к трубе конструкций земляного полотна и дорожной одежды.
Работы по оценке состояния сооружений включают текущие, периодические, сезонные осмотры, специальные или детальные обследования. Осмотры, как правило, производят визуально, используя при необходимости простейшие приборы и инструменты, а обследования проводятся с применением специального оборудования и передвижных лабораторий. Результаты осмотров являются основанием для планирования ремонтных работ, назначения мероприятий по подготовке сооружений к пропуску паводков и ледохода, организации длительных наблюдений за развитием дефектов, временного ограничения движения, организации охраны сооружения и определения необходимости проведения специальных осмотров.
Периодические осмотры проводятся после прохода паводков, ремонта дорожных сооружений, земляного полотна и отдельных конструкций автомобильной дороги. Текущие осмотры водопропускных труб выполняются не реже одного раза в полугодие. Специальные обследования водопропускных труб осуществляются по заключениям, выполненным на основе результатов текущих и периодических осмотров, а также в плановом порядке - не реже одного раза в 5-10 лет.
При текущем осмотре водопропускных труб детально проверяется состояние конструкции дорожной одежды, краевых и укрепительных полос, укрепления и устойчивости откосов земляного полотна, оголовков, звеньев трубы, лотков, а также сооружений подводящего и отводящего русл.
Подводящее и отводящее русла осматриваются на расстоянии не менее 50 м. Внимание обращается на разрушение укрепления дна русла; заиливание русла, кюветов и лотков трубы, наличие мусора в русле, кюветах и трубе; образование водоемов перед трубой и за ней; подмывы насыпи; эрозионные процессы на прилегающей территории.
В период паводков и после продолжительных ливневых дождей необходимо определять режим протекания воды в трубе, устанавливать наивысший уровень воды перед трубами и величину подпора, который сравнивается с расчетным уровнем.
Зимой, при отсутствии зимних паводков, отверстия труб закрываются щитами от заноса отверстий снегом. Весной щиты убираются, а лотки очищаются.
При наличии значительных деформаций - растяжка труб, смещение звеньев - производится перекладка отдельных звеньев трубы. Трубы, имеющие значительные повреждения, подлежат перестройке. При наличии повреждения гидроизоляции производится ее ремонт - труба на дефектном участке вскрывается, швы конопатятся паклей, пропитанной битумной мастикой. Пустоты, образовавшиеся после вымывания грунта через трещины, заполняются песчаным грунтом или пескоцементным раствором под давлением.
При ремонте укреплений на входе и выходе из трубы удаляется растительность, восстанавливается форма укрепления. При ремонте монолитных бетонных укреплений необходимо следить, чтобы уложенный цементобетон не имел острых углов, а его толщина не оказалась менее, чем полтора размера щебня в цементобетоне.
Перед началом работ старый цементобетон вырубается, поверхность очищается, смачивается водой и бетонируется снова.
Трещины с общим раскрытием до 0,5 мм, увеличивающиеся в размере под влиянием температуры и временных нагрузок не более чем на 0,1 мм, покрываются пленкообразующими материалами. Трещины с величиной раскрытия более 2 ммзаполняются под давлением полимерцементным раствором.
Если просадки над водопропускной трубой связаны с состоянием земляного полотна, то производится его ремонт. Если просадка возникает из-за разрушения водопропускной трубы, то производится ремонт отдельных звеньев, как в случае с железобетонной трубой, или заменяется вся конструкция, что наиболее часто характерно для металлических водопропускных труб.
Кюветы
Рытье нагорных забанкетных и водоотводных канав (кюветов) производится экскаваторами со специальным сменным оборудованием для срезки откосов; плужными канавокопателями; экскаваторами с обратной лопатой; грейдерами, приспособленными для работы на косогорах. Рытье канав выполняется до начала работ по возведению земляного полотна. После окончания разработки выемки необходимо нарезать кюветы и вывезти грунт. При нарезке нагорных и водоотводных канав на косогорах грунт в отвал укладывают вдоль канавы с низовой стороны.
Подкюветный или перехватывающий откосный дренаж выполняется экскаваторами с обратной лопатой и бульдозерами - при заполнении траншей.
Нарезка неглубоких водоотводных канав и канав поверхностного осушения (временный водоотвод) выполняется бульдозерами с дополнительным профильным ножом; бульдозерами с откосным отвалом и грейдером на прицепе. Рытье канав трапецеидального сечения глубиной до 0,8-0,9 м, шириной по дну до 0,8-1,0 м, с откосами 1:1,5 производится грейдерами с откосниками, автогрейдерами (без откосников), плужными канавокопателями.
Подкюветный дренаж (рис. 28) - двусторонний или односторонний - на автомобильных дорогах устраивают:
- при неглубоком залегании водоупора, в пределах 3 м от бровки земляного полотна, с полным перехватом грунтовых вод;
- при залегании на глубине более 3 м от бровки - висячим, для чего дренажные трубы укладывают на подушку из песка толщиной 10-15 см и на доски размером 50×180 мм;
- для полного перехвата грунтовых вод - дренажная колонка заглубляется в водоупорный слой не менее чем на 0,5 м.
Рис. 28. Схема устройства подкюветного дренажа: а - установка иглофильтров; б - рытье траншей экскаватором с погрузкой грунта; в - установка инвентарных креплении экскаватором; г - устройство основания под дренажные трубы, укладка труб; д - засыпка дренажных труб песком с разборкой нижних звеньев креплений; е - засыпка траншеи песком, разборка нижних звеньев креплений, уплотнение песка электровибратором; ж - устройство изолирующих слоев, удаление иглофильтров; з - отделка земляного полотна и нарезка кюветов автогрейдером; 1 - отметки выемки при установке иглофильтров; 2 - проектная отметка земляного полотна; 3 - иглофильтры; 4 - водоносный слой; 5 - водоупорный слой; 6 - кабель от передвижной электростанции; 7 - выдергиватель.
При разработке траншей для подкюветных дренажей при большом притоке грунтовых вод (более 1 л/с) необходимо осушить траншеи водоотливом или иглофильтровыми водопонижающими установками; в ряде случаев устраивают шпунтовые перемычки или замораживающий завес.
Дренажные трубы укладывают на тщательно подготовленное основание из слоя щебня толщиной 5 см, втрамбованного в грунт. Основание под трубы планируют с уклоном не менее 3 ‰ и не более 30 ‰; в случае большого природного уклона дренаж устраивают с перепадами. Траншею заполняют послойно одноразмерным щебнем или гравием (размером зерен 40-70 мм и верхний слой - размером зерен 5-10 мм) на высоту 30-40 см над трубой; затем дренаж заполняют средним или крупным песком до уровня грунтовых вод. Работу выполняют бульдозером. Для послойного уплотнения используют легкие механические трамбовки.
Для предохранения дренажа от засорения на песок укладывают два слоя дерна (корнями вверх) или обрабатывают грунт слоем битума толщиной 3 см. На дерн укладывают слой глинистого грунта, который уплотняют до оптимальной плотности. Поверхности дренажа придают уклон до 100 ‰.
При укладке дренажных труб через них протягивают оцинкованную проволоку с закреплением ее концов в колодцах, так как проволока используется при прочистке труб.
Если применяют асбестоцементные трубы, в их стенках пропиливают отверстия.
Места выпуска дренажа утепляют для предотвращения промерзания в зимнее время. Открытые лотки у выхода дренажей укрепляют сборными элементами или мощением с заливкой швов цементным раствором.
При устройстве поверхностного дренажа следует иметь в виду, что создание дренирующего слоя на всю ширину земляного полотна всегда технологичнее и дешевле трубчатого дренажа.
Укрепление кюветов и откосов земляного полотна производится засевом трав с планировкой; грунтом, обработанным в смесителях битумом, габионными матрасами и др. Кюветы также укрепляются цементобетоном, цементобетонными сегментами, цементобетонной плиткой или литой асфальтобетонной смесью, а откосы земляного полотна - мощением в клетку с одерновкой, георешеткой, геотекстилем, цементобетонной плиткой.
Для быстрого отвода воды с покрытия на участках с продольным уклоном более 30‰ устраиваются быстротоки (рис. 29) из цементобетонных плит размером 0,49×0,49×0,10 м вдоль земляного полотна в целях предохранения его от размыва. Для гашения скорости водного потока в конце быстротока устраивают водобойный уступ и лоток, пройдя который вода сбрасывается в водопропускную трубу или лог. Расположение быстротоков определяется по проекту, в составе которого должен быть план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью быстротока.
Рис. 29. Быстроток, укрепленный цементобетонными плитами:
щебеночное основание; 2 - цементобетонные плиты; h - глубина быстротока
До начала работ по устройству быстротока с водобойным уступом и лотком необходимо закончить работы по устройству покрытия, досыпке присыпных обочин и планировке откосов. К месту производства работ заблаговременно доставляются и раскладываются вдоль устраиваемого быстротока плиты размером 0,49×0,49×0,10 м и щебень.
До начала работ с помощью нивелира производится разбивка, выносится и закрепляется ось быстротока, обозначаются колышками контуры котлована и кювета. Кювет и котлован разрабатываются экскаватором, на дне котлована делается разбивка положения блоков водобойного уступа и лотка. Траншеи под блоки разрабатывают на 15-20 см шире проектной ширины для возможности регулирования положения блоков в плане.
Основание под плиты выполняется из щебня с толщиной слоя 5 см, который выравнивается и уплотняется. Ровность щебеночного основания проверяют трехметровой рейкой. Блоки водобойного уступа и лотка автомобильным краном устанавливают в подготовленную траншею, пазухи засыпают щебнем и уплотняют трамбовкой.
Для укладки плит разбивается базисопорная линия, натягивается шнур, а вертикальные отметки проверяются нивелиром. Укладка плит выполняется автомобильным краном, начиная от водобойного уступа. Первая плита ряда укладывается вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см. Уложив 10-12 плит на дно кювета, приступают к укладке плит на откосы.
Уложенные плиты осаживаются на щебеночное основание с помощью трамбовки. После укладки плит зазоры между ними заделываются цементным раствором в определенной последовательности. Стенки швов смачиваются водой, по линии шва цементный раствор распределяется лопатами, затем с помощью кельмы раствор равномерно распределяется в зазоре шва, уплотняется металлической шуровкой, после уплотнения цементного раствора поверхность шва отделывают заподлицо с поверхностью плит с помощью кельмы. После того как цементный раствор потеряет подвижность, швы расшиваются с помощью шаблона и укрываются полиэтиленовой пленкой.
В эксплуатационный период кюветы очищаются от мусора и ила, на них периодически скашивается трава при достижении высоты травы 15 см и удаляется препятствующая водоотводу растительность, а участки, на которых нарушено укрепление, ремонтируются.
Бордюры
Бордюрные блоки, устанавливаемые на автомагистралях и городских автомобильных дорогах на территории России, изготавливаются из цементобетона марки 400 и набирают прочность в естественных условиях. Во избежание преждевременного разрушения конструкций не следует применять бордюрные блоки, которые набирали прочность в пропарочных камерах [30].
Бордюрные блоки устанавливаются на стыке кромки проезжей части и обочины до начала производства работ по устройству слоев покрытия. Перед установкой бордюрных блоков необходимо закончить все работы по устройству и уплотнению слоев основания, а бордюрные блоки заблаговременно доставить к месту производства работ и разложить вдоль траншеи. Кроме того, необходимо визуально произвести оценку бордюрных блоков, которые не должны иметь отклонений от проектных размеров более ±5 мм по длине и высоте камня и ±2 мм по ширине.
Цементобетонная смесь для основания под бордюрные блоки приготавливается в бетоносмесителях. Ручное приготовление цементобетонной смеси допускается при потребности небольшого ее количества. Точность дозировки по массе должна соответствовать следующим допускаемым отступлениям: для цемента и воды ±2 %, а для заполнителей - до ±5 %.
При установке бортовых камней выполняют следующие основные работы:
- устройство траншеи;
- устройство цементобетонного основания;
- установку сборных бортовых камней;
- заполнение швов цементным раствором;
- заделку пазух цементобетонной смесью.
Траншея под бордюрные блоки устраивается экскаватором с ковшом вместимостью не более 0,15 м3 с последующей зачисткой вручную, а после ручной зачистки дно траншеи планируется под рейку с проектным уклоном.
Бордюрные блоки устанавливаются на цементобетонное основание или цементобетонные лекальные блоки. Перед распределением цементобетонной смеси основание должно быть хорошо уплотнено легким катком и правильно спланировано по относительным отметкам, заданным в проекте. Перед началом распределения цементобетонной смеси необходимо выполнить разбивку и через каждые 10-15 м установить стойки с использованием уровневого шаблона и нивелирной рейки, отмечая точную высоту камня на стойках.
При разбивке высот промежуточных стоек удобнее всего использовать визирки (рис. 30), которые в зарубежных странах применяются очень широко, однако на территории России от них практически отказались. Визирка изготавливается из доски толщиной 2,5 см («дюймовка»), из которой выпиливаются рейки шириной 7-8 см. Затем каждая рейка распиливается поперек на бруски длиной 1 и 0,5 м, соединяемые между собой строго перпендикулярно. Одна из визирок - «марка» - должна иметь более короткую перекладину (0,5 м), которая в два раза шире (14-16 см), чем перекладина метровой рейки. Верхняя половина короткой перекладины визирки - «марки» - закрашивается в черный цвет.
Рис. 30. Визирки: а - традиционная; б - «марка»
После того как на промежуточных стойках будут отложены высотные отметки бордюрных блоков, между стойками натягивается шнур или тонкая веревка, а бордюры устанавливаются вплотную вдоль натянутого шнура (рис. 31).
Рис. 31. Установка бордюра по шнуру
На подстилающий слой толщиной 10 см из цементобетона марки 200 устанавливаются бордюрные блоки: вплотную вдоль шнура на прямых участках, а на участках закруглений по шаблонам с использованием лекальных бордюрных блоков. Между бордюрными камнями оставляется зазор приблизительно 0,7-1,0 см для последующего его заполнения цементным раствором. Для обеспечения на стыках блоков одинаковых зазоров пользуются фиксатором зазоров - Г-образным стальным шаблоном, который накладывают на торец установленного камня. Последующий блок устанавливают так, чтобы торец его уперся в торец (с фиксатором) прежде установленного блока.
После установки блоков на участке протяженностью 40-50 м их окончательно выверяют в плане и по высоте. В необходимых случаях автомобильным краном слегка приподнимают камень, выправляют его и опускают в окончательное положение.
Фиксация положения бордюрного блока в вертикальной плоскости обеспечивается с помощью резинового молотка, во избежание сколов на поверхности блоков, а правильность положения контролируется с помощью уровня (рис. 32).
После проверки правильности положения бордюров швы между блоками заполняются цементным раствором до полного заполнения промежутков. Рекомендуется через каждые 10 м оставлять незаполненными щели между блоками, создавая тем самым швы расширения.
Рис. 32. Выравнивание уложенных бордюрных конструкций по уровню
Швы на стыках камней заполняют цементно-песчаным раствором состава 1:2 из цемента марки 400 с помощью мастерка. После того как в шве цементный раствор потеряет подвижность, расшивают швы с помощью расшивки по линейке. Готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.
После установки бордюрных блоков их нижняя и тыльная части засыпаются или заделываются цементобетонной смесью. Пазухи на примыкании бортовых камней с цементобетонным покрытием заполняют цементобетонной смесью либо цементно-песчаным раствором, а на примыканиях блоков с асфальтобетонными покрытиями - асфальтобетонной смесью.
Около уже устроенного бордюрного блока устанавливается металлическая стойка, на которой закрепляется шнур с проектной отметкой, при этом длина участка с установленным шнуром определяется величиной сменной производительности.
Установка длинномерных бордюрных блоков (длиной 3 м) производится на готовое цементобетонное основание. В начале в цементобетонную смесь, находящуюся в опалубке, устанавливаются металлические шпунты диаметром 20 мм на расстоянии 450 мм друг от друга и 50 мм от внешнего края опалубки а). Затем на бетонный раствор толщиной 25 мм устанавливается бордюрный блок и наращивается опалубка б), а пазуха между опалубкой и тыльной стороной бордюрного блока заполняется цементобетонной смесью, в). Обычно через 4-7 дней опалубка снимается.
Рис. 33. Установка длинномерных бордюров: а - установка металлических шпунтов в цементобетонную смесь; б - установка бордюрной конструкции и наращивание опалубки; в - заполнение пазух между опалубкой и тыльной стороной бордюрной конструкции цементобетонной смесью
Предельные отклонения контролируемых параметров при установке бордюрных камней составляют, мм:
Отметки дна земляного ящика ±20
Ширина земляного ящика ±50
Прямолинейность линии бордюрных
камней на участке протяженностью 3 м ±5
Отметки смежных бордюрных блоков на стыках ±5
При приготовлении цементобетонной смеси необходимо контролировать дозирование цемента, песка и каменных материалов, воды и добавок, подвижность смеси, влажность песка и каменных материалов, плотность цементобетонной смеси и прочность цементобетона при изгибе и сжатии.
Способы устройства систем дорожного водоотвода в зарубежных странах практически идентичны тем, что применяются в России. Однако в последние годы технологические операции все более совершенствуются, а на магистральных автомобильных дорогах все чаще применяются конструкции, выполненные с помощью техники. Например, в США для устройства монолитных элементов поверхностного водоотвода применяются машины со скользящей опалубкой, которые формуют бордюр и прикромочный лоток из цементобетонной или асфальтобетонной смеси (рис. 34, 35, 36). Формовочные насадки на машинах имеют диапазон размеров до 305 мм в ширину и 356 мм в высоту и могут быстро меняться. Цементобетонная смесь подается из сопел, расположенных в середине и сбоку от машины, а скользящая опалубка допускает формование цементобетона поверх арматурных стержней.
Рис. 34. Устройство бордюра механизированным способом (США)
Совершенствуются и способы защиты бордюрных блоков от преждевременных разрушений. Например, в Европе широко распространено устройство упоров из двух рядов кирпича у основания бордюра и укрепление краевой полосы у бордюра цементобетонной смесью с добавками.
Рис. 35. Устройство бордюра механизированным способом на кривой (США)
При реконструкции автомобильных дорог в Германии и Великобритании все чаще старые бордюрные блоки удаляются не только с помощью экскаватора, вручную, но и специальным комплексом фрезерных машин. В 1998 г. фирмой Tetlaw (Великобритания) был разработан специальный комплекс фрезерных машин Cutacurb для вырезания существующих цементобетонных бордюров перед их удалением. Комплекс машин позволяет вырезать существующие бордюры шириной 30 см и высотой до 40 см, а также устраивать траншею для установки новых бордюрных блоков. Этот способ позволяет сэкономить до 30 % заново укладываемой цементобетонной смеси, дает возможность перерабатывать каменные материалы от старых бордюров и уменьшает количество работ по восстановлению поверхности покрытия автомобильной дороги.
Рис. 36. Устройство прикромочного лотка механизированным способом (США)
Работы по содержанию бордюрных конструкций, как в России, так и за рубежом включают их осмотр, выявление разрушений, последующую заделку трещин, выбоин или замену отдельных блоков с обязательным контролем их высотных отметок. В течение весеннего, летнего, осеннего периодов года необходимо очищать предбордюрное пространство от пыли, грязи, ила, а также снега и льда в период внезапной оттепели в зимний период времени для беспрепятственного отвода талых вод.
Лотки прикромочные
Лотки прикромочные устанавливаются на автомагистралях и внегородских автомобильных дорогах на территории России в соответствии с типовыми решениями.
Прикромочные лотки устанавливаются на стыке кромки проезжей части и обочины до начала производства работ по устройству слоев покрытия. Принцип их строительства такой же, как и бордюрных элементов - прикромочные лотки устанавливаются на цементобетонное основание с предварительной разбивкой и использованием уровневого шаблона и нивелирной рейки.
После проверки правильности положения прикромочных лотков швы между блоками заполняются цементным раствором до полного заполнения промежутков.
После установки прикромочных лотков пазухи на примыкании блоков с цементобетонным покрытием заполняют цементобетонной смесью либо цементно-песчаным раствором, а на примыканиях блоков с асфальтобетонными покрытиями - асфальтобетонной смесью.
Во Франции, Германии и Чехии в последнее время все чаще применяются конструкции, выполняющие роль щелевого дренажа (рис. 37). Сбор поверхностных стоков производится в открытые щелевые водосборные лотки, располагаемые вдоль проезжей части или разделительной полосы, далее сброс стоков производится в ливневую канализацию или боковые водоперепускные трубы. При строительстве такой системы водоотвода особое внимание необходимо уделять участкам сопряжения щелевых дрен с конструктивными слоями дорожной одежды и сооружениями ливневой канализации [31]. Устанавливаемые щелевые лотки имеют различные конфигурации (тип отверстия, скошенные или прямые углы входного отверстия и др.) и размеры и предназначены для использования в системе дорожного водоотвода на территориях с различными особенностями формирования и объемами стока. Во избежание попадания поверхностных вод в слои дорожной одежды, узел сопряжения водосборного щелевого лотка и покрытия промазывается специальной мастикой с обязательным небольшим заходом мастики на лоток.
Рис. 37. Щелевой дренаж, выполняющий роль бордюра (а) или прикромочного лотка (о) на участке примыкания к трамвайным путям (Чехия): 1 - опора освещения; 2 - грунт; 3 - ось трамвайного пути
Работы по содержанию типовых прикромочных лотков в нашей стране и за рубежом включают их регулярный осмотр, выявление разрушений, последующую заделку трещин, выбоин или замену отдельных блоков с обязательным контролем их высотных отметок. В течение весеннего, летнего, осеннего периодов года необходимо очищать лотки от пыли, грязи, ила, а также снега и льда в период внезапной оттепели в зимний период для беспрепятственного отвода талых вод.
Лотки откосные
Телескопические откосные лотки устраиваются на автомобильной дороге через определенные промежутки, которые назначаются проектом. В состав проекта входит план соответствующего участка автомобильной дороги с нанесенной осью водосброса и указанием высотных отметок.
Установка откосных лотков начинается с низовой стороны, а при наличии грунтовой воды для ее сбора и откачки устраиваются приямки.
До начала работ по установке откосных лотков необходимо закончить работы по устройству покрытия и планировке откосов насыпи, подготовить проезд и место стоянки автомобильного крана и экскаватора. К месту производства работ заблаговременно доставляются блоки и раскладываются на обочине и у подошвы насыпи на ровной площадке. Щебень, привезенный заранее, выгружается на обочине и у подошвы насыпи.
До начала устройства откосного лотка производятся разбивочные работы, закрепляется ось водосброса, обозначаются колышками контуры котлованов и траншеи. Котлованы под гаситель, траншея под телескопический лоток разрабатываются экскаватором с зачисткой дна и стенок под рейку.
На дне котлована для гасителя разбивается положение упорного блока и блоков упорной шпоры. Траншеи под упорный блок и шпоры отрываются на 15-20 см шире положенного для возможного регулирования блоков в плане.
По окончании земляных работ производится устройство щебеночной подготовки - щебень слоем 10 см распределяется по поверхности, выравнивается под рейку, уплотняется и отметки поверхности щебеночной подготовки проверяются нивелиром.
Автомобильным краном устанавливается упорный блок с таким расчетом, чтобы отметка прямоугольного выреза на нем соответствовала проектной отметке верха плит гасителя. С другой стороны котлована под гаситель устанавливаются три блока упорных шпор. После установки блоков пазухи засыпаются грунтом, который тщательно утрамбовывается, а швы заполняются цементным раствором и расшиваются.
Перед началом монтажа все блоки телескопического лотка осматриваются для проверки соответствия их марок, размеров, а также годности элементов для укладки их в сооружение. Монтаж откосного лотка начинается снизу от упора с помощью автомобильного крана с удлиненной стрелой.
Первый блок телескопического лотка стропят за четыре монтажные петли, подают автомобильным краном к траншее, опускают над щебеночной подготовкой, разворачивают на весу по продольной оси, подводят к упорному блоку так, чтобы узкая часть блока лотка стыковалась с наклонным срезом упора по всему поперечному сечению, и опускают на щебеночную подготовку. Все остальные блоки вводятся узким концом в конец предыдущего блока до упора и опускаются на дно траншеи. Правильность установки блоков откосного лотка проверяется контрольной рейкой с уровнем.
После установки всех блоков откосного лотка производится окончательное выравнивание блоков с помощью автомобильного крана, затем осуществляется омоноличивание швов между упорным и телескопическим блоками цементным раствором.
Планировка откоса по обе стороны от телескопического лотка с одновременной засыпкой пазух грунтом производится экскаватором, оснащенным скребком, грунт в пазухах уплотняется пневматической трамбовкой. После планировки и уплотнения грунта в пазухах стенки лотка должны возвышаться над поверхностью откоса на 5-10 см.
С помощью автомобильного крана устанавливают бортовые блоки открытого лотка - сначала блоки, непосредственно примыкающие к телескопическому лотку. После их установки пространство между ними засыпается щебнем и уплотняется, а вдоль кромки покрытия устанавливаются блоки прикромочных лотков шириной 37,5 см с выравниванием их по шнуру. Продольный шов у кромки покрытия и швы между блоками лотка заполняются цементным раствором, а поверхность открытого лотка омоноличивается цементобетоном с толщиной слоя 10 см с последующим нанесением пленкообразующего материала. В то же время омоноличиваются стыки между бортовыми блоками и на сопряжении их с телескопическим лотком.
Для укладки плит гасителя разбивается базис-опорная линия, натягивается шнур, в ходе укладки вертикальные отметки проверяются нивелиром.
Плиты стропуются за монтажные петли металлическими крюками и укладываются на щебеночное основание. Первая плита ряда укладывается вплотную к шнуру, последующие - рядом с первой таким образом, чтобы между плитами оставался зазор шириной 1 см. Уложенные плиты осаживаются на щебеночное основание.
По окончании укладки стенки стыков плит и швы смачиваются водой, по линии шва распределяется цементный раствор, уплотняется металлической шуровкой, поверхность стыков и швов отделывается заподлицо с поверхностью плит с помощью кельмы. После потери цементным раствором подвижности швы расшиваются с помощью расшивки по линейке, готовый шов укрывают полиэтиленовой пленкой.
В последние годы все чаще выходной участок откосного телескопического лотка укрепляется матрасными представляющими собой естественные строительные блоки, со временем приобретающие еще большую прочность и становящиеся частью ландшафта
Рис. 38. Укрепление нижнего участка откосного лотка габионами с сопряжением с водоотводными канавами
Рис 39. Укрепление нижнего бьефа откосного лотка габионами
Работы по содержанию откосных лотков в эксплуатационный период включают их регулярный осмотр, выявление разрушений, заделку трещин, выбоин или замену отдельных блоков с обязательным контролем их высотных отметок, выравнивание провалившихся или просевших блоков на откосе. В течение весеннего, летнего, осеннего периодов в году необходимо очищать откосные лотки от грязи, ила, мусора, а в зимний период при внезапной оттепели очищать русло лотка от снега и льда для пропуска талых вод.