Дождеприемные колодцы и решетки
Дорожные дождеприемные колодцы необходимо своевременно ремонтировать, не дожидаясь существенных разрушений. Покрытие вокруг колодца вырубается, при этом стенки котлована в асфальтобетоне должны быть строго вертикальными (рис. 40, а). При необходимости поднять колодец до уровня дорожного покрытия, под него мостят основание из красного кирпича. Подстилающий слой для горловины дождеприемного колодца устраивается из быстротвердеющего строительного раствора, набирающего прочность в течение 2 ч, с толщиной слоя 60 мм. Если работы выполняются до устройства верхнего слоя покрытия, то колодец устанавливается выше существующего уровня дорожного покрытия (см. рис. 40, б).
Если колодец ремонтируется и не предвидится перекрытия дорожного покрытия новым слоем, горловина колодца устанавливается с таким расчетом, чтобы ее крышка или решетка находились на одном уровне с верхним слоем дорожного покрытия (см. рис. 40, в). Для правильной установки горловины в качестве распора иногда применяют деревянные доски.
После этого пазухи вокруг колодца заполняются строительным раствором до определенной толщины, который уплотняется с целью набора им максимальной прочности (см. рис. 40, г). Остаток толщины заполняется битумно-щебеночной смесью. После набора прочности строительным раствором слой битумно-щебеночной смеси не удаляется - это дает гарантию, что в течение долгого промежутка времени крышка или решетка колодца не будут смещаться под воздействием нагрузки.
В эксплуатационный период необходимо своевременно ремонтировать участки просадок покрытия у колодцев, очищать колодцы для своевременного отвода дождевых и талых вод, а в необходимых случаях заменять конструкцию дождеприемного колодца полностью.
Рис. 40. Строительство дождеприемного колодца: а - выпиливание участка покрытия под дождеприемный колодец; б - установка решетки дождеприемного колодца перед укладкой верхнего слоя покрытия; в - установка решетки дождеприемного колодца вровень с существующим покрытием; г - заделка пазух между покрытием и решеткой строительным раствором, укладка слоя из битумно-щебеночной смеси и ограждение места производства работ
Очистные сооружения
Неотъемлемой частью дорожного водоотвода являются очистные сооружения - один из способов снижения негативного воздействия загрязненных поверхностных стоков с автомобильных дорог на прилегающую территорию и водные объекты
Устройство системы поверхностного водоотвода с использованием прикромочных лотковых и бордюрных конструкций позволяет снизить уровень загрязнения стока, поступающего с покрытия проезжей части автомобильной дороги в окружающую среду, и уменьшить площадь его распространения. Продольные прикромочные лотки и предбордюрное пространство выполняют функцию водосборного канала, в котором собирается загрязненный поверхностный сток. В случае устройства системы водоотвода, когда поверхностный сток самотеком попадает на обочины автомобильной дороги, а затем на откосы и прилегающую территорию, загрязняющие вещества распространяются на большие территории, впитываются в грунт и поглощаются растительностью.
Во избежание эрозии откосов, подтопления и засорения проезжей части аккумулированный поверхностный сток сбрасывается по откосным водоотводным лоткам в водоперепускные конструкции и на очистные сооружения.
Конструкции очистных сооружений, целесообразность их применения и показатели их работоспособности представлены в работе [19]. В настоящее время строительство очистных сооружений ведется в соответствии с проектными решениями на конкретный объект, и каждый раз конструкция очистного сооружения согласовывается с климатическими, геологическими, гидрологическими характеристиками местности и возможностями строительной организации. Содержание очистных сооружений зависит от характеристик отдельных конструкций и всего сооружения в целом, однако, основное требование -не допускать переполнения сооружения сточными водами и его заиления - предъявляется ко всем конструкциям очистки.
Таковы основные принципы строительства и содержания сооружений дорожного водоотвода в России и зарубежных странах. Основные требования, предъявляемые к вопросам строительства дорожного водоотвода в России, схожи с теми, что приняты в странах Европы, а также в США. Необходимо отметить, что в процессе устройства и содержания конструкций водоотвода следует соблюдать правила техники безопасности в соответствии с нормативными требованиями документов, действующих на территории нашей страны.