Выбор типа и размера движительно-рулевого комплекса
Количество и тип движителей выбираем из возможностей их размещения в кормовой оконечности и получение максимального пропульсивного К.П.Д.
При скоростях хода до 30 км/ч для водоизмещающих судов наивысшим к.п.д. обладают гребные винты, они наиболее просты в конструктивном отношении. Поэтому их целесообразно установить на проектируемом судне.
При выборе числа движителей целесообразно воспользоваться данными прототипа и выбрать одновальную установку. Предельный диаметр винта 4,8 м.
Тип рулевого устройства: подвесной балансирный руль за открытым винтом.
Эмпирический коэффициент:
Общая площадь пера руля, м2 необходимая для обеспечения управляемости судна зависит от скорости хода, расположения рулей относительно винтов судна. Она может быть рассчитана по формуле:
м2.
Принимаем площадь одного пера руля 10,24 м2.
Высота пера руля в первом приближении:
м,
где h1 – возвышение нижней кромки пера руля над основной плоскостью судна.
Ширина пера руля:
м.
Относительное удлинение пера руля:
м.
Ширина балансирной части:
м,
где
Толщина профиля руля:
м,
принимаем .
Характеристики пера руля во втором приближении.
Высота пера руля:
м.
Ширина пера руля:
м.
Относительное удлинение пера руля:
м.
Ширина балансирной части:
м.
Толщина профиля руля:
м.
Размеры, полученные во втором приближении, считаем расчётными.
Форма руля разрабатывается с учётом конфигурации кормового подзора судна и выбранного типа руля. Принимаем прямоугольную форму пера руля с горизонтальной верхней кромкой. Размещение руля ведём на рисунке 5.1 с учётом теоретического чертежа.
В качестве профиля руля выбираем профиль НЕЖ, ординаты которого приведены в таблице 5.1.
Таблица5.1 – Ординаты профиля пера руля
Отстояние точки профиля от его носика ,% | 0,00 | 0,23 | 0,50 | 0,75 | 1,00 | 1,25 | 1,75 | 2,50 | 3,25 | 5,00 |
, м | 0,00506 | 0,011 | 0,0165 | 0,022 | 0,0275 | 0,039 | 0,055 | 0,0715 | 0,11 | |
Полутолщина профиля ,% | 6,8 | 10,75 | 12,85 | 14,75 | 16,55 | 19,20 | 22,60 | 27,00 | 31,10 | |
, м | 0,03 | 0,047 | 0,0565 | 0,065 | 0,073 | 0,084 | 0,099 | 0,119 | 0,137 |
Продолжение таблицы 5.1
Отстояние точки профиля от его носика ,% | 7,50 | 10,00 | 15,00 | 17,50 | 20,00 | 25,00 | 30,00 | 40,00 | 50,00 | 60,00 |
, м | 0,165 | 0,22 | 0,33 | 0,385 | 0,40 | 0,55 | 0,66 | 0,88 | 1,1 | 1,32 |
Полутолщина профиля ,% | 36,90 | 40,95 | 46,00 | 47,50 | 19,00 | 50,00 | 49,50 | 47,00 | 10,85 | 33,35 |
, м | 0,162 | 0,18 | 0,202 | 0,209 | 0,084 | 0,22 | 0,218 | 0,207 | 0,048 | 0,147 |
Продолжение таблицы 5.1
Отстояние точки профиля от его носика ,% | 70,00 | 80,00 | 85,00 | 90,00 | 95,00 | 100,0 |
, м | 1,54 | 1,76 | 1,87 | 1,98 | 2,04 | |
Полутолщина профиля ,% | 24,00 | 15,00 | 11,10 | 7,5 | 3,00 | |
, м | 0,106 | 0,066 | 0,049 | 0,033 | 0,013 |
5.2 Определение расчётных нагрузок и крутящих моментов
Условная расчётная нагрузка F, кН действующая на перо руля на переднем ходу определяется по формуле:
F = F1 + F2
,
, (5.1)
где k1 – коэффициент равный 1,
k2 – коэффициент равный 1,
λ=2,23 – относительное удлинение пера руля,
b1 – величина равная 2,2 для рулей расположенных в ДП,
δ – коэффициент общей полноты 0,76,
Ар – площадь пера руля 10,7м2,
υ – скорость переднего хода в узлах 12,5,
Ав = Dв*bр = 4,65х2,14 = 9,951 м2 – часть площади пера руля, попавшая в переложенном состоянии в струю винта,
Р =227кН– упор винта.
кН,
кН,
F = 137 + 298,4 = 298,4 кН.
Условная расчётная нагрузка F не должна приниматься меньше нагрузки F3:
, (5.2)
где k3 – коэффициент равный 18.
кН.
Принимаем условную нагрузку F = 298,4 кН, так как F3 <F.
Условный крутящий момент Мк действующий на рулевое устройство на переднем ходу:
, (5.3)
где А1 – часть площади пера руля расположенной в нос от оси его вращения,
м2,
кН·м.
Условный расчётный крутящий момент, действующий на рулевое устройство на заднем ходу:
, (5,4)
где k4 = 0,185
узла.
кН·м.
Условная расчётная нагрузка Fзх действующая на перо руля на заднем ходу:
кН (5.5)