Передвижка и подъем зданий
Обычно здания, представлявшие собой определенную архитектурную, историческую или градостроительную ценность, передвигались в глубь улиц и площадей, уступая место пешеходам и возрастающему потоку автомобилей.
Экономичность передвижки зданий зависит от технического состояния их конструктивных элементов, конфигурации и этажности зданий, геологических условий, длины пути и характера движения. Чем сложнее конфигурация здания, тем дороже его передвижка, так как существенно усложняется производство работ.
Стоимость передвижки зависит также от высоты здания и длины пути передвижения: чем, выше здание, тем дешевле его передвижка, и наоборот: чем длиннее путь, тем больше будут расходы на устройство путей и обслуживание.
Существенное влияние на затраты по передвижке оказывает характер движения: прямолинейное — в одном направлении с капитальными стенами; косое — под некоторым углом к капитальным стенам; с поворотом и т.д. Наиболее трудоемкими и, соответственно, высокими по стоимости являются работы по передвижке здания с поворотом, так как в данном случае требуется устройство сложных криволинейных путей.
Перед передвижкой здание отделяется от фундамента и на уровне среза укрепляется поясными балками. На этом же уровне перерезаются и заглушаются трубы водопровода, канализации и центрального отопления, другие инженерные устройства.
Нагрузка от стен передается на опорную конструкцию, выполненную в виде прочной и жесткой металлической рамы, подведенной под здание (рис. 3.1).
Конструкция опорной рамы состоит из рандбалок, поперечных и ходовых балок. Рандбалки представляют собой мощные металлические двутавры, опоясывающие наружные и внутренние стены и заделываемые в борозды, пробиваемые с обеих сторон стены. Нижние полки рандбалок устанавливаются на уровне среза кладки.
Рандбалки устраиваются только в стенах, перпендикулярных направлению движения. В стены, совпадающие с направлением движения, рандбалки не заводятся, и нагрузки от них на ходовые балки передаются через поперечные балки, заделываемые в сквозные гнезда на расстоянии 1,5—2 м.
Поперечные балки передают нагрузку на ходовые балки, укладываемые попарно с обеих сторон сети и опирающиеся на катки, которые устанавливаются на рельсовый путь.
Рис. 3.1. Схема устройства опорной рамы и путей для передвижки
здания:
1 — поперечная балка; 2 — амортизирующая прокладка; 3 — ходовые
балки; 4 — диафрагма; 5 — каток; 6 — рельсовый путь; 7 — основание
под шпалы; 8 — шпалы; 9 — клинья
Рандбалки в капитальных стенах здания заводятся путем пробивки штраб поочередно с одной и другой стороны. В пространство между стеной и рандбалкой нагнетается под давлением цементный раствор, а зазор над верхом балки зачеканивается полусухим цементным раствором. Для связки рандбалок одной стены через кладку пропускают поперечные планки и приваривают их сверху к балкам.
Устройство путей для передвижки заключается в пробивке в стенах здания отдельных проемов для каждого пути и ходовых тележек, укладки щебеночного слоя и рельсовых путей. Далее устанавливают катки и по ним заводят под здание ходовые балки, скрепляемые попарно диафрагмами из двутавровых балок № 24-30, расположенных через 2,5-3 м. Установив ходовые балки, в стены заводят поперечные балки. С целью предохранения кирпичной кладки от скалывания между верхней полкой поперечной балки и верхом пробитого в стене гнезда укладывают доски. Зазоры между поперечной балкой и кладкой устраняют нагнетанием раствора.
После выполнения указанных работ производят посадку здания на катки. Передача давления от здания на катки происходит через стальные клинья, забиваемые между поперечными и ходовыми балками. Заведение катков под ходовые балки облегчается путем подъема вверх на 10—20 мм нижних полок балок посредством клиновидных вырезов на концах балок.
Осуществив посадку здания на катки, разбирают оставшиеся между путями столбики кирпичной кладки т монтируют оборудование для передвижения здания, состоящее из тянущих и толкающих устройств. Первые состоят из лебедок и систем полиспастов, вторые — из домкратов и упоров для них, устанавливаемых позади передвигаемого здания.
В процессе передвижения здания ведется постоянный контроль за заданным направлением и состоянием передвигаемого здания.
В процессе подготовки здания к передвижке производится устройство новых фундаментов. Их возводят не на всю высоту, а только до уровня подошвы щебеночного слоя путей. После надвижки здания на новый фундамент выполняют дальнейшую кладку в виде отдельных участков стен, а затем осуществляют кладку остальной части фундамента.
Подъем зданий выполняют в случае изменения вертикальной планировки городской застройки по аналогии с их передвижкой.
После отрыва котлована и оголения фундаментов под стены подводят систему несущих балок, которые заменяют собой фундаменты во время подъема здания.
Подъем производят гидравлическими домкратами на требуемую высоту, и затем осуществляют наращивание фундаментов.